Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
07
апр 2017

«У нас не заржавеет»: президент пообещал ученым найти деньги на суперпроекты

 

TOMIN.BY

Президент Беларуси требует принятия в научной сфере важных решений, чтобы наука двигалась вперед и развивалась. На этом Александр Лукашенко заострил внимание 7 апреля на совещании о проблемах и перспективах развития белорусской науки, сообщили в пресс-службе главы государства.

Перед мероприятием Александр Лукашенко обстоятельно ознакомился с выставкой научных и научно-технических достижений, которая была представлена в Национальной академии наук. Особое внимание президент обратил на новшества в сфере энергетики, промышленности, космических технологий, биотехнологий, а также поинтересовался эффективностью внедрения разработок на практике.

Свои новейшие разработки на выставке представили около 40 организаций по таким тематическим направлениям, как промышленные технологии, энергетика; информационные, космические технологии; аддитивные технологии, наноиндустрия; обороноспособность и безопасность; биотехнологии, медицина, фармация. Всего экспозиция состояла из около 150 экспонатов.

На совещании обсуждалась будущая форма и система функционирования науки в стране. Александр Лукашенко выразил мнение о необходимости двигаться вперед, но при этом не разрушать достигнутого.

«Если мы видим, что сегодня управление и функционирование науки не подходит к нынешнему моменту, давайте - старшее поколение, которое создало эту науку, и младшее, за которым будущее науки, - принимать решение, - подчеркнул глава государства. - Если это анахронизм, если эта система сейчас не нужна для страны, если она неприемлема, мы должны принять соответствующее решение. Нельзя делать вид, что ничего не происходит».

Александр Лукашенко отметил, что в научной сфере накопилось немало проблем, которые предстоит решать. В частности, он обратил внимание на инертность и громоздкость структуры научной сферы, низкий уровень наукоемкости валового внутреннего продукта. Есть вопросы и с неравномерным распределением средств республиканского централизованного инновационного фонда. В числе озвученных президентом проблем - отсутствие значимых, крупных государственных контрактов на закупку научно-технической и инновационной продукции.

Глава государства сказал также о проблемах в выполнении научных исследований, разработок, внедрении их результатов в производство и социальную сферу. Особое внимание было обращено на зачастую формальный подход к формированию научно-технических и научно-исследовательских программ.

На совещании отдельно обсуждалась тема начисления зарплат ученым. Александр Лукашенко считает, что в этом вопросе надо выработать новые принципы и подходы. Определенные шаги в этом направлении сделаны в здравоохранении и образовании. «Ученый - человек особый, одаренный. Он не должен излишне отвлекаться на материальное благосостояние», - отметил президент.

Что касается финансирования научных исследований, глава государства заявил, что в стране всегда найдут средства на значимые разработки. «У нас не заржавеет. Если вы суперпроект предложите, а еще экспортно ориентированный, окупаемый, поверьте, мы найдем деньги. И не $10 млн, не $15 млн - если надо, $100 млн, - сказал Александр Лукашенко. - Но только вы должны доказать, что он архиважен для нас или окупится».

В крайнем случае, по словам президента, можно рассмотреть возможность создания специального фонда, из которого будут финансировать самые прорывные исследования и разработки. Он подчеркнул, что существующих возможностей пока предостаточно, главное - не сидеть на месте.

Александр Лукашенко напомнил, что недавно присудил Государственные премии Беларуси 2016 года. Ученые, которые так и не стали лауреатами, будут награждены отдельно. «В ближайшее время я рассмотрю проект указа по награждению всех, кто отличился. Я действительно не хочу, чтобы из поля зрения выпал хоть один молодой или уже умудренный опытом специалист, ученый», - признался глава государства.

Затрагивалась тема и права ученых на риск. К результатам науки зачастую предъявляются чрезмерно жесткие требования, исключается возможность недостижения запланированного результата. Как следствие, ученые не хотят браться за прорывные разработки с высокой степенью риска, по которым не видно гарантированного успеха. Глава государства поручил Комитету госконтроля и Генеральной прокуратуре объективно подходить к анализу выполнения научных программ, не придираясь к результатам.

«Да, вы обязаны контролировать расходы внегосударственных средств. Если там есть нарушения законов, давайте будем рассматривать, - сказал Александр Лукашенко. - Где-то ученый или допустил ошибку, или какой-то риск, не в том направлениипошли... Я вас убедительно прошу иметь это в виду. По-человечески, пожалуйста, отнеситесь к этому».

Во время живого обсуждения состояния дел в научной сфере была отмечена необходимость более активного привлечения ученых к решению важнейших государственных задач. «Порой мы не задействуем - и сами виноваты - потенциал ученых. Они ведь опытные люди, грамотные, умные, начитанные, образованные. А по конкретной проблеме это вундеркинды. Почему мы их не привлекаем ни в правительстве, ни по другим вопросам, ни в ведомствах? Этот огромный пласт людей не задействован в управлении государством и решении важнейших государственных задач. А кто виноват? Ученые? В какой-то степени. Но больше всего мы», - подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент привел в пример разработку нормативно-правовых актов, в частности Декрета №3 о предупреждении социального иждивенчества. По его словам, документ был бы не таким противоречивым, если бы к его созданию привлекли экспертов, которые не понаслышке знакомы с данной проблематикой.

«Исполнение декрета было отвратительным. Поручил доработать. И вот он у меня на столе лежит, я его прочитал и сейчас думаю: какой там принцип заложен? А принцип тот же. Думаете, «тунеядцы», как они себя называют, будут работать целый год и каждый месяц по $12 (или сколько там) отчислять? Не будут, - уверен глава государства. - Это мина замедленного действия. Они опять дотянут до крайней точки - февраля или марта, ничего не заплатят, работать не будут, а потом им помашут - они пойдут опять по улицам, дорогам и так далее».

Поэтому в разработке документов непосредственное участие должны принимать узкие специалисты: они могут предложить новые, более удачные подходы. «Могли бы мы с учеными, гуманитариями, академиками проработать эту тему и несколько вариантов избрать? Нет, опять мне принесли этот проект декрета, положили на стол», - констатировал президент.

Перспективы белорусской науки обсуждались сегодня с разных сторон. Затрагивалось также развитие университетской. Белорусские вузы в соответствии с мировым опытом должны выполнять не только образовательную и научную функцию, но и заниматься коммерциализацией новейших технологий. Александр Лукашенко считает, что это предложение может быть реализовано: «По крайней мере, мы можем начать с каких-то семи-десяти вузов, которые уже к этому готовы».

Во время совещания ректор Белорусского государственного экономического университета Владимир Шимов подчеркнул взаимосвязь науки и экономики и поинтересовался у главы государства итогами его недавней встречи с президентом России Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге. По словам ученого, сейчас в СМИ появляются различные инсинуации на эту тему, поэтому ученым и обществу в целом хотелось бы узнать об итогах переговоров из первых уст.

«По поводу различных инсинуаций, особенно со стороны российских чиновников. Наверное, им не очень был приятен результат наших переговоров с Путиным, потому что каждый видел там свои интересы, каждый хотел вот так, а получилось немножко не так, как они хотели. Я не скажу, что нам удалось добиться тех результатов и прийти к той цели, которую мы изначально для себя обозначили. Это был некий компромисс, но для нас очень выгодный», - обратил внимание Александр Лукашенко.

Обсуждаемые проблемы еще до переговоров приобрели общественное звучание. «Да, мы действительно в очень хороших отношениях с Россией. Русский человек ничем от нас не отличается, мы всегда будем с уважением к нему относиться. Но у нас есть своя страна, свой народ, и мы должны заботиться о нормальном функционировании нашего государства», - подчеркнул он.

Спорные вопросы в белорусско-российских отношениях, по словам главы государства, начали возникать из-за разных подходов к цене на природный газ. «Цена природного газа не котируется на международных рынках, как нефть. Природный газ по своей цене всегда привязывался к нефти. Падает цена на нефть - падает цена на природный газ. По той формуле, по которой мы работали с россиянами, мы должны были платить до $100 за тысячу кубометров газа», - пояснил Александр Лукашенко.

Однако российская сторона решила увеличить стоимость до $130, аргументируя это тем, что Беларусь будет все равно платить минимальную ставку в сравнении с мировыми расценками. «Такой цены в мире нет - это действительно правда. Но правда ведь и в том, что мы в Союзном государстве, у нас один рынок, мы должны иметь равные условия для людей, субъектов хозяйствования. Как могут наши теплицы, получая природный газ за $150-170, конкурировать с их теплицами, которые за $40-60 живут», - привел пример президент.

Такая же ситуация сложилась и в сфере энергетики. Белорусские предприятия были вынуждены отдавать за природный газ, который используется ими для выработки электроэнергии, в несколько раз больше средств, нежели российские конкуренты. «Равные условия должны быть», - подчеркнул глава государства.

По его словам, Владимир Путин ответил, что не желает ухудшения экономической ситуации в Беларуси, которая для России является главным союзником. Однако российская сторона все-таки предложила завершить в текущем году выполнение контракта с «Газпромом», в котором цена на газ указана в размере $130 за 1 тыс. куб.м. Тогда стороны пошли на компромисс и договорились о компенсации за счет реэкспорта нефти: в течение ближайших лет денежные средства перетаможки 6 млн т нефти ежегодно будут поступать в бюджет Беларуси. «Это выгодно. Путин у меня спрашивает: «Ты знаешь, сколько это в этом году будет? Полмиллиарда долларов», - рассказал Александр Лукашенко.

Стороны сняли еще один финансовый вопрос. Беларусь в соответствии с заключенными ранее договоренностями должна была поставлять на российский рынок около 1 млн т бензина, ежегодно теряя на этом $150 млн. «Сейчас договорились, что эту тему закрываем. Мы этот бензин поставлять не будем», - обратил внимание президент.

Таким образом Беларуси удалось восстановить свои потери. Также было решено, что цена на газ для белорусской стороны будет формироваться в российских рублях.

Кроме того, обсуждались поставки белорусской продукции на российский рынок. Александр Лукашенко подчеркнул, что российской стороной вводились несправедливые запреты. «Ладно, вы обнаружили на каком-то предприятии какую-то заразу. Зачем вы всю Минскую область закрыли? Он говорит: «Не может быть». Может быть! Пообещал разобраться», - отметил президент.

Свою «лепту» в этот вопрос вносят российские госорганы, которые курируют границу. Они, по словам Александра Лукашенко, коррумпированы. «Мы эти все схемы вычленили. Давай, говорит, вместе разберемся со всем жульем. Тоже вариант. Будем сейчас разбираться вместе», - сказал он.

Однако экономическая сфера была не главной темой переговоров. Основное внимание стороны сосредоточили на обороне своих рубежей. «Сейчас очень серьезная обстановка на западном театре военных действий», - пояснил глава государства.

Фактически во время переговоров в Санкт-Петербурге случился теракт, поэтому президенты подошли к обсуждению вопросов безопасности очень серьезно, договорившись предпринимать совместные меры в этом направлении.

«В Бишкеке мы продолжим этот разговор. И на Высшем госсовете мы также кроме вопросов сельского хозяйства, поставок продукции в Россию, промышленной кооперации будем обсуждать вопросы безопасности и обороны, особенно в свете предстоящих учений «Запад-2017», - добавил Александр Лукашенко. - Я хочу их подвинуть к тому, чтобы они все-таки оказывали нам поддержку по перевооружению белорусской армии. Притом перевооружению или за их счет, или за малую цену. Мы не сможем за нынешнее вооружение из наших средств платить: у нас нет ни нефти, ни газа, а это в основном источники перевооружения».

Совет Безопасности определил, в каком вооружении нуждается белорусская армия, и Александр Лукашенко сообщил об этом своему российскому коллеге. Лидеры стран договорились разрешить этот вопрос.

Подводя итоги совещания, глава государства воздержался от того, чтобы ставить перед учеными стратегические задачи, и предложил взять паузу, например, до сентября. К этому времени ситуация будет досконально проанализирована с учетом всех предложений, которые были озвучены на сегодняшней встрече и, возможно, появятся в дальнейшем. Администрации президента было поручено создать для этого профессиональную рабочую группу.

Будет подготовлено обращение главы государства к ученому сообществу. «Там будут и оценка ситуации, и перспективы. Мы должны наконец-то поставить точку во всех спорных вопросах», - сказал Александр Лукашенко.

Сегодняшний разговор был очень важным и содержательным. «Прозвучало много примеров, которые доказывают, что нам удалось сохранить и приумножить мощный интеллектуальный потенциал, накопленный предыдущими поколениями», - подытожил президент.