Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
01
нояб 2017

В Бресте школьник заехал в магазин на роликах: почему торговля искусственно ограничивает права покупателя

 

Александр Митюков, «СБ»

В Бресте вполне себе скандал. В гипермаркете задержали 16–летнего школьника, который заехал в торговый зал на роликовых коньках. По внутренним правилам в магазине на них передвигаться нельзя, равно как на велосипедах и гироскутерах, о чем на входе предупреждают специальные таблички. Протокол на юного нарушителя составила уже милиция. Итог — штраф за мелкое хулиганство.

 

 

А ведь это далеко не первый случай, когда в торговой точке возникает конфликт с покупателем, нарушившим правила поведения, установленные продавцом. Сколько раз только на моих глазах блюстители порядка в отдельно взятом магазине проверяли сумки посетителей, требовали спрятать фотоаппарат или разворачивали клиентов с мороженым прямо на входе...

Попробуйте расчехлить камеру в супермаркете. Персонал быстро попросит убрать ее с вопросом: мол, не видите на входе табличку, запрещающую вести съемку? Не вижу. Не хочу видеть. Ни этот, ни другие аншлаги, ограничивающие мои права и, по сути, нарушающие законодательство страны. Поэтому всех торговых администраторов, страдающих фотофобией, отсылаю к статье 34 Конституции, которая гарантирует мне право свободно собирать, хранить и распространять информацию.

По теме не раз высказывались и руководители Министерства антимонопольного регулирования и торговли, объяснявшие, что магазины не вправе ограничивать у себя съемку. Подтвердил мне это сейчас и заместитель начальника главного управления торговли и услуг Брестского облисполкома Сергей Крачко. Но что толку, если сегодня вечером я зайду в гипермаркет, сделаю пару кадров и тут же нарвусь на строгий окрик секьюрити, который вновь укажет на наклейку с перечеркнутым фотоаппаратом, коньками, скейтами, лыжами, мороженым, да бог знает с чем еще. Фантазия на табу границ не знает.

Безгранично при этом и отсутствие логики. По сути, торговый объект — это такое же общественное место, как центральная площадь города или парк отдыха. И действует там общепринятое право. То есть пока я намеренно не запачкал своим эскимо другого посетителя торгового зала, никто не может включить мне на входе красный свет и тем более записать в хулиганы. Как мальчишку на коньках, который никого не сбил, не разрушил стеллаж, не обозвал нецензурно работников гипермаркета. В чем хулиганство?

Вот и председатель Брестской областной организации РОО «Белорусское общество защиты потребителей» Ирина Маркова со мной солидарна. Она тоже считает, что меры весьма жесткие, ибо хулиганских побуждений у подростка явно не было. Так что все эти пугающие таблички на дверях — личная инициатива, можно сказать, просьба администрации, на которую каждый как хочет, так и реагирует.

И вот это как раз в законодательстве четко прописано. Открываем постановление Совмина № 703, регламентирующее некоторые правила торговли. Читаем пункт 20: «Продавец не вправе препятствовать входу покупателей в торговый зал с вещами покупателя». То есть фотоаппарат, ролики, мороженое и даже пакеты с товарами из других магазинов — это моя собственность. Хочу — сдаю в камеру хранения, хочу — несу с собой. И передвигаюсь как мне угодно. Главное, не создавать дискомфорт окружающим.

Кстати, в том же документе сказано, что продавец обязан создать условия для сохранности вещей покупателей. Иными словами, коль уж просите снимать ролики, считай специальную обувь, отведите места для их хранения, предоставьте сменку. И тогда очень вежливо предлагайте гостям воспользоваться этой услугой.

Впрочем, культура общения охраны с клиентами — разговор отдельный. Моя мама в свои 74 года была шокирована, когда в супермаркете уже после расчета в кассе секьюрити потребовал у нее раскрыть пакет, с которым она вошла в торговый зал, купив предварительно в аптеке несколько упаковок с лекарствами. Это при том, что так называемый личный досмотр могут проводить только службы уполномоченные в присутствии понятых. Процедура сложная, деликатная, которую проводят, если подозреваемого поймали за руку или на него указали пальцем другие покупатели.

Деликатности торговле еще учиться и учиться. Одна из сетей в Бресте, например, размещает фото тех, кто попадался у них на краже. Ирина Маркова говорит, что и это неправомерно, ведь неприкосновенность частной жизни, а также внешность и образ человека — его нематериальные блага. Их охрана прописана в Гражданском кодексе. По сути, нарушитель уже понес наказание. Кто дал ретейлу право публичной порки? Пусть и моральной. Представляю, если бы такие доски позора вывешивали напротив, к примеру, госконтроля или прокуратуры с фото и подписью «Их привлекали к ответственности»...

Во всех случаях, когда администрация, кассир или охрана, по мнению покупателя, поступила нечестно, есть алгоритм действий. В первую очередь не нужно стесняться требовать книгу замечаний и предложений. Кроме того, в каждом магазине есть стенд с информацией о службах, куда можно и нужно обратиться в конфликтной ситуации: администрации районов, горисполком, областное управление торговли, КГК и другие. А можно и в прокуратуру заявить. Также свои права можно отстоять в суде. Главное — обоснованно.