top.mail.ru

Вход на сайт

СОЛНЦЕ СВЕТИТ ДЛЯ ВСЕХ

                                    Древняя мудрость


Брест: расписание движения транспорта Афиша ДК профсоюзов в Бресте Афиша Бреста на TOMIN.BY

 

 
 
04
Апр 2018

TOMIN.BY

Филиал Столинского районного краеведческого музея «Музей истории города Давид-Городка» начал работать в новом здании на  улице Ярославской, 2. Сегодня, 4 апреля, состоялось его торжественное открытие в реставрированном здании, где раньше располагался Давид-Городокский горисполком.

Концепцию экспозиции музея в Давид-Городке разработали специалисты Столинского районного краеведческого музея.

В «Музее истории города Давид-Городка» три зала.

В историческом зале находятся артефакты с городища на Замковой горе. Их нашли во время раскопок в 1937, 1938 и 1967 годах. К слову, первые раскопки провел доктор философии Роман Якимович, вторые — профессор Петр Федорович Лысенко.

В 1936 году в городе начались раскопки после того, как в котловане под фундамент церкви, строившейся взамен сгоревшей, глубоко в земле нашли многочисленные и хорошо сохранившиеся остатки деревянных конструкций.

В ходе археологических работ, в 1937-1938 годах, была вскрыта значительная площадь городища, произведена прорезка траншеи всего городища, изучено строение оборонительных валов на территории, так называемой Замковой (Церковной) горы.

В 1967 году Туровский отряд археологической экспедиции Института истории АН БССР провел раскопки, материалы которого стали основным источником, подтверждающим древнюю историю Давид-Городка.

«Характерная круглая форма городища с валом по диаметру позволяет датировать его XII столетием», - считает известный белорусский археолог Петр Лысенко.

В историческом зале можно увидеть предметы быта, подаренные местными жителями, старинные карты, иконы, церковную утварь, а также фотографии и работы знаменитых выходцев из Давид-Городка.

История еврейской общины Давид-Городка представлена коллекцией фотографий первой половины ХХ века.

Второй зал декорирован под литературную гостиную, в которой повествуется об известных местных поэтах,и писателях.

Как известно, Давид-Городок - родина писателей: лауреата Государственной премии Беларуси Георгия Марчука, номинированного в 2009 году на Нобелевскую премию («Крик на хуторе», «Цветы провинции», «Без ангелов»), Павла Мисько (1931-2011 гг.), Владимира Глушакова («Насенне», «Теплые листья тополей», «Цветение калины», а также поэта, лауреата премии «Золотой апостраф» (2005 г.) Леонида Дранько-Майсюка.

«Герой России» Александр Даркович, получивший высокое звание за спецоперацию в Чечне, также уроженец Давид-Городка.

В третьем зале можно увидеть картины местных художников, посвященные древнему городу, который основал князь Давид.

Экспозиционная площадь музея занимает 81 квадратный метр. В музее находится более 1,2 тысячи экспонатов, некоторые из них переданы сюда из фондов районного краеведческого музея.

Музей города был создан местным жителем, его хранителем и экскурсоводом Николаем Павловичем Брезовским.

Славится Давид-Городок своими старинными обрядами - колядными «Кониками», которые проходят с 13 на 14 января, и свадебным - «Вено».
 

История Давид-Городка

Город на реке Горынь был основан в 1100 году Волынским князем и основателем Турова Давидом Игоревичем, внуком Ярослава Мудрого. Князь получил во владение Погорынье вместо отобранного у него Владимирского княжества.

В начале XII века Давид-Городок имел культурные и торговые связи с Киевом, Волынью и Северным Причерноморьем.

Впервые упоминается в конце XIV столетия, в составе ВКЛ.

В середине XVI столетия значится на карте ВКЛ под названием Городок Давидов. В 1793 году Давид-Городок присоединен к России, а с 1921 по 1939 год находился в составе Польши.

С 15 января 1940 года до 19 января 1961 года - районный центр Давид-Городокского района, а затем город в составе Столинского района Брестской области.

До XIV века Давид-Городок был городом Туровского княжества, затем вошел в состав Великого Княжества Литовского. В конце XIV века Ярославичи снова становятся владельцами города с согласия польского короля Казимира IV – город снова перешел во владение Рюриковичей. После смерти Ярославичей их владения Пинск, Городок Давыдов, Клецк и Рогачев переходят к польской короне.

Великий князь литовский и польский король Сигизмунд I передает эти богатые земли своей жене, польской королеве Боне Сфорца, представительнице могущественного рода Медичи. Королева Бона проводит ряд административных и хозяйственных реформ, которые способствуют развитию всего Полесского края.

Во время ее правления татары не раз предпринимали грабительские набеги на полесские земли. Известно, что в 1527 г. князь Константин Острожский разбил татар в 40 километрах от Пинска на реке Припять. После этой победы королева Бона позволила поселить пленных татар в Давид-Городке и его окрестностях. Татарам было даровано право жениться на местных девушках при условии принятия православия.

С 1551 года город становится собственностью княжеского рода Радзивиллов, которые укрепили старый замок и окружили город деревянными стенами. Согласно атласу, изданному в 1554 году в Голландии картографом Г. Меркатом, Давид-Городок был довольно крупным населенным пунктом.

По административной реформе 1566 года город с окрестностями вошел в Пинский уезд Берестейского воеводства.

По ревизии 1559 г. в Городке, как тогда назывался город, было 4 церкви: Дмитриевская, Воскресенская, Николаевская, Козьма-Демьяновская.

В XVII веке Давид-Городок бы развитым ремесленническим и торговым центром. Сохранились сведения о том, что в это время в городе работали 29 ремесленников 17 специальностей, существовали ремесленнические цехи.

Давид-Городок никогда не был крупным ремесленным центром, хотя географически находился в центре радзивилловских владений на Полесье.

Металлообработкой и оружейным промыслом занимались замковые мастера, работавшие в основном на нужды магнатского двора. Позднее некоторые виды ремесел приобрели цеховую организацию.

В инвентаре 1670 года упоминается сапожный цехмистр, а 1692 года - рыбацкий цехмистр. 

Торговая деятельность в жизни Давид-Городка играла важную роль, поскольку он удобно располагается на водном транспортном пути.

Уже вначале XVI века город становится торговым центром Волыно-Подольского региона. Торговали, в основном, зерном, рыбой, мелом, грибами, ягодами, дичью, домашней птицей, скотом, изделиями ремесленников.

Среди торговцев были купцы, перекупщики и шинкари. В документе 1760 года записано, что лавки в Давид-Городке располагаются вплотную друг к другу посреди рыночной площади и форме квадрата, внутрь которого ведет четверо ворот. Всего было 50 лавок, построенных магнатским управлением, продаваемых или сдаваемых в аренду горожанам. Более половины жителей города занимались торговлей. Это подтверждается инвентарем 1753 года, где записано: «Весь люд в этом городе снимается купечеством и торговлей и от поездки челнами наиболее доходы себе ищет».

Тяга к торговле сохранилась и у нынешних городчуков, как себя называют местные жители. Проезжая по городу в летнее время, можно наблюдать плантации различных цветов на подворьях, а также теплицы, в которых выращиваются огурцы и томаты, идущие на продажу. Торгуют городчуки семенами.

В 1939 году в Давид-Городке проживало 11,5 тыс. человек, сейчас – около 6000 жителей.


1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)

Добавить комментарий

Комментарии, содержащие оскорбления, угрозы и нецензурные выражения, удаляются без объяснения. Портал оставляет за собой право не публиковать комментарии, несущие вред его репутации.
Ответственность за содержание конкретного комментария несет написавший его пользователь (п.12 Указа Президента Республики Беларусь № 60 от 01.02.2010 г.).

Защитный код
Обновить