СОЛНЦЕ СВЕТИТ ДЛЯ ВСЕХ

                                    Древняя мудрость


Новый год и Рождество в Минске: полная программа мероприятий Брест: расписание движения транспорта Афиша ДК профсоюзов в Бресте Афиша Бреста на TOMIN.BY

 

 
 
04
апр 2018

 

TOMIN.BY

Филиал Столинского районного краеведческого музея «Музей истории города Давид-Городка» начал работать в новом здании на  улице Ярославской, 2. Сегодня, 4 апреля, состоялось его торжественное открытие в реставрированном здании, где раньше располагался Давид-Городокский горисполком.

Концепцию экспозиции музея в Давид-Городке разработали специалисты Столинского районного краеведческого музея.

В «Музее истории города Давид-Городка» три зала.

В историческом зале находятся артефакты с городища на Замковой горе. Их нашли во время раскопок в 1937, 1938 и 1967 годах. К слову, первые раскопки провел доктор философии Роман Якимович, вторые — профессор Петр Федорович Лысенко.

В 1936 году в городе начались раскопки после того, как в котловане под фундамент церкви, строившейся взамен сгоревшей, глубоко в земле нашли многочисленные и хорошо сохранившиеся остатки деревянных конструкций.

В ходе археологических работ, в 1937-1938 годах, была вскрыта значительная площадь городища, произведена прорезка траншеи всего городища, изучено строение оборонительных валов на территории, так называемой Замковой (Церковной) горы.

В 1967 году Туровский отряд археологической экспедиции Института истории АН БССР провел раскопки, материалы которого стали основным источником, подтверждающим древнюю историю Давид-Городка.

«Характерная круглая форма городища с валом по диаметру позволяет датировать его XII столетием», - считает известный белорусский археолог Петр Лысенко.

В историческом зале можно увидеть предметы быта, подаренные местными жителями, старинные карты, иконы, церковную утварь, а также фотографии и работы знаменитых выходцев из Давид-Городка.

История еврейской общины Давид-Городка представлена коллекцией фотографий первой половины ХХ века.

Второй зал декорирован под литературную гостиную, в которой повествуется об известных местных поэтах,и писателях.

Как известно, Давид-Городок - родина писателей: лауреата Государственной премии Беларуси Георгия Марчука, номинированного в 2009 году на Нобелевскую премию («Крик на хуторе», «Цветы провинции», «Без ангелов»), Павла Мисько (1931-2011 гг.), Владимира Глушакова («Насенне», «Теплые листья тополей», «Цветение калины», а также поэта, лауреата премии «Золотой апостраф» (2005 г.) Леонида Дранько-Майсюка.

Герой России Александр Даркович, получивший высокое звание за спецоперацию в Чечне, также уроженец Давид-Городка.

В третьем зале можно увидеть картины местных художников, посвященные древнему городу, который основал князь Давид.

Экспозиционная площадь музея занимает 81 квадратный метр. В музее находится более 1,2 тысячи экспонатов, некоторые из них переданы сюда из фондов районного краеведческого музея.

Музей города был создан местным жителем, его хранителем и экскурсоводом Николаем Павловичем Брезовским.

Славится Давид-Городок своими старинными обрядами - колядными «Кониками», которые проходят с 13 на 14 января, и свадебным - «Вено».
 

История Давид-Городка

Город на реке Горынь был основан в 1100 году Волынским князем и основателем Турова Давидом Игоревичем, внуком Ярослава Мудрого. Князь получил во владение Погорынье вместо отобранного у него Владимирского княжества.

В начале XII века Давид-Городок имел культурные и торговые связи с Киевом, Волынью и Северным Причерноморьем.

Впервые упоминается в конце XIV столетия, в составе ВКЛ.

В середине XVI столетия значится на карте ВКЛ под названием Городок Давидов. В 1793 году Давид-Городок присоединен к России, а с 1921 по 1939 год находился в составе Польши.

С 15 января 1940 года до 19 января 1961 года - районный центр Давид-Городокского района, а затем город в составе Столинского района Брестской области.

До XIV века Давид-Городок был городом Туровского княжества, затем вошел в состав Великого Княжества Литовского. В конце XIV века Ярославичи снова становятся владельцами города с согласия польского короля Казимира IV – город снова перешел во владение Рюриковичей. После смерти Ярославичей их владения Пинск, Городок Давыдов, Клецк и Рогачев переходят к польской короне.

Великий князь литовский и польский король Сигизмунд I передает эти богатые земли своей жене, польской королеве Боне Сфорца, представительнице могущественного рода Медичи. Королева Бона проводит ряд административных и хозяйственных реформ, которые способствуют развитию всего Полесского края.

Во время ее правления татары не раз предпринимали грабительские набеги на полесские земли. Известно, что в 1527 г. князь Константин Острожский разбил татар в 40 километрах от Пинска на реке Припять. После этой победы королева Бона позволила поселить пленных татар в Давид-Городке и его окрестностях. Татарам было даровано право жениться на местных девушках при условии принятия православия.

С 1551 года город становится собственностью княжеского рода Радзивиллов, которые укрепили старый замок и окружили город деревянными стенами. Согласно атласу, изданному в 1554 году в Голландии картографом Г. Меркатом, Давид-Городок был довольно крупным населенным пунктом.

По административной реформе 1566 года город с окрестностями вошел в Пинский уезд Берестейского воеводства.

По ревизии 1559 г. в Городке, как тогда назывался город, было 4 церкви: Дмитриевская, Воскресенская, Николаевская, Козьма-Демьяновская.

В XVII веке Давид-Городок бы развитым ремесленническим и торговым центром. Сохранились сведения о том, что в это время в городе работали 29 ремесленников 17 специальностей, существовали ремесленнические цехи.

Давид-Городок никогда не был крупным ремесленным центром, хотя географически находился в центре радзивилловских владений на Полесье.

Металлообработкой и оружейным промыслом занимались замковые мастера, работавшие в основном на нужды магнатского двора. Позднее некоторые виды ремесел приобрели цеховую организацию.

В инвентаре 1670 года упоминается сапожный цехмистр, а 1692 года - рыбацкий цехмистр. 

Торговая деятельность в жизни Давид-Городка играла важную роль, поскольку он удобно располагается на водном транспортном пути.

Уже вначале XVI века город становится торговым центром Волыно-Подольского региона. Торговали, в основном, зерном, рыбой, мелом, грибами, ягодами, дичью, домашней птицей, скотом, изделиями ремесленников.

Среди торговцев были купцы, перекупщики и шинкари. В документе 1760 года записано, что лавки в Давид-Городке располагаются вплотную друг к другу посреди рыночной площади и форме квадрата, внутрь которого ведет четверо ворот. Всего было 50 лавок, построенных магнатским управлением, продаваемых или сдаваемых в аренду горожанам. Более половины жителей города занимались торговлей. Это подтверждается инвентарем 1753 года, где записано: «Весь люд в этом городе снимается купечеством и торговлей и от поездки челнами наиболее доходы себе ищет».

Тяга к торговле сохранилась и у нынешних городчуков, как себя называют местные жители. Проезжая по городу в летнее время, можно наблюдать плантации различных цветов на подворьях, а также теплицы, в которых выращиваются огурцы и томаты, идущие на продажу. Торгуют городчуки семенами.

В 1939 году в Давид-Городке проживало 11,5 тыс. человек, сейчас – около 6000 жителей.