нояб 2015

Астрономы из США и Австралии увидели рождение экзопланеты

Астрономы из Аризонского и Стэнфордского университетов в США впервые стали свидетелями формирующейся экзопланеты. Произошло это во время наблюдая за юной звездой LkCa 15 в созвездии Тельца. Ученые смогли увидеть почти сформировавшийся зародыш гигантской экзопланеты. Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Nature, и анонсировали на сайте Сиднейского университета, а видео разместили 12 ноября в Интернете.

Формирующаяся экзопланета вращается вокруг звезды LkCa 15, находящейся на расстоянии 450 световых лет от Земли. Планета окружена газопылевым диском. От него, как показывают наблюдения, экзопланета захватывает материю для своего формирования.

"Разница в яркости между протопланетой и звездой сопоставима с тем, насколько лампочка ярче светлячка. Излучение планет крайне тяжело отделить от свечения звезды, но мы сфокусировались на определенной части спектра, где планета сияет ярко, и смогли ее увидеть" - заявила Кэйт Фолетт из Стэнфордского университета.

Ранее ученые при наблюдении почти 1,9 тысячи таких небесных тел не обнаруживали какие-либо изменения в их строении. В проведении высокоточных наблюдений с земных обсерваторий ученым мешают атмосферные явления.

Снизить их влияние и отследить эволюцию экзопланеты астрономам удалось, используя современное оборудование: LBT (Large Binocular Telescope, Большой бинокулярный телескоп), расположенный в Аризоне, а подтвердить наблюдения — при помощи адаптивной оптической системы Magellan Telescope (Магелланов телескоп) в Чили.

Экзопланета LKCA 15 b открыта в 2011 году. Она находится на расстоянии около 16 астрономических единиц от светила, вокруг которого вращается с периодом около 27 лет. Экзопланета примерно в шесть раз тяжелее Юпитера.