Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
20
янв 2016

В Дивинском детском доме Кобринского района открылась сенсорная комната

TOMIN.BY

Анна Петроченко, «СБ»

В распорядке дня воспитанников Дивинского детского дома — приятные изменения. Вчера здесь открылась сенсорная комната, куда стремится заглянуть каждый ребенок.

Однако корреспондент «Р» отправилась в Кобринский район Брестской области не только и не столько, чтобы одной из первых побывать на необычных занятиях. Хотелось узнать, как сегодня живут детки, для которых государственные стены стали родными.

Здание Дивинского детского дома останавливает случайного прохожего своей парадностью. Местные жители объясняют: некогда тут размещался райисполком. К нему примыкает построенный в 2004 году спальный корпус. Финансовая забота государства.

Сегодня Дивинский детский дом — это в прямом смысле слова дом для его 57 воспитанников. Под общей крышей мальчишки и девчонки отдыхают, едят, делают уроки, переживают первую влюбленность, радуются спортивным победам. В общем, занимаются всем тем, что обычно ребенок делает дома. Включая уборку, легкую стирку, утюжку одежды. На уроки ребята ходят в местную школу.

Объединения по интересам — тоже сельские. В самом же учреждении тоже есть кружки — мягкой игрушки и соломоплетения.  Свободное время дети проводят по-разному. Можно посидеть в комнате отдыха у телевизора, позаниматься в спортивном зале или заглянуть в своеобразный ВИП-зал, чтобы спеть караоке. В жизни детворы обязательно должен присутствовать праздник. Но что мы видим? В последние дни детишки толпятся у совсем другой двери — в сенсорную комнату.

В прошлом году детский дом получил ее в подарок от минских спонсоров. Заглядывать в комнату будет каждый воспитанник.

Но не для галочки, а для души, уверена Лидия Баранчук, педагог-психолог детского дома:

 — Такие комнаты не мешало бы посещать всем детям, но особую потребность в занятиях испытывают те, кто меньше других ощущает теплоту материнских рук. Дети-сироты обделены тактильным опытом. Так называемая материнская депривация. Именно поэтому сенсорные комнаты особенно нужны в детских домах. Каждый подросток должен владеть элементарными навыками самообслуживания.

 В светлую комнату приходят для работы с мелкой моторикой: например, укрепить память или поставить речь. Место уникальное еще и благодаря своей универсальности: подходит для занятий с детьми любого возраста и пола. Уже в первые дни работы воспитанники определили свой любимый аттракцион — сухой бассейн с шариками.

На втором месте — световая панель с песком, который здесь сугубо для рисования. Комната только-только открылась, а юные изобретатели уже вносят арт-предложения: кроме пальцев, будут рисовать природными материалами — перышками, палочками. Лидия Михайловна на все согласна, ведь цель занятия — детская радость.

Для младшеклассников занятия строят по схеме «приветствие—урок—прощание». Встречает малютку мягкая игрушка. С ней мальчики и девочки делятся эмоциями, рассказывают о прошедшем дне. Участвует игрушка во всех игровых ритуалах. Когда занятие подходит к концу, через полчаса, плюшевого медвежонка или котика кладут на место «до новой встречи». Школьники постарше выбирают, чем заняться в мерцающих сумерках, самостоятельно.

Мягкие кресла, приглушенный свет, мелодичная музыка, панно с оптико-волоконным водопадом — у каждого подростка свой путь к стиранию стресса. 

Сенсорная комната далеко не единственная попытка превратить детскую среду в уютную и комфортную, не побоюсь сказать — домашнюю.

Важное достижение — совместное проживание детей в группах-квартирах. В каждой квартире, обустроенной благодаря господдержке по последней моде, живут и мальчики, и девочки разных возрастов. Обычно это 10—12 человек.

Семья, где с младых ногтей каждый привык считаться с потребностями ближнего, а старшие помогают младшим. Не бездушно, а по-братски или по-сестрински. Дети сами выбирают, как расселяться в блоках по 3—4 человека. Кроме оборудованных спальных комнат, в каждой «квартире» — своя прачечная, душевая, комната отдыха, кухня, учебный класс для самоподготовки.

Вера Пикула просит обратить внимание на другой факт. Коллектив приложил немало усилий, чтобы сегодня с гордостью говорить: абсолютно все воспитанники на каникулы и в выходные дни разъезжаются в патронатные семьи. Чаще всего — это семьи родственников детей.

Когда-то среди гостевых родителей было много сотрудников детского дома. Некоторые забирали по два-три малыша. Но Вера Петровна уверена: ребенок намного лучше чувствует себя у своих родственников. Ребята узнают о себе, своих прадедах, учатся главным коммуникативным навыкам.

Детский дом тоже старается укрепить эту связь: минимум четыре раза в год патронатные семьи бывают в Дивине. На праздник по случаю Дня матери, под Рождество, в мае перед последним звонком и на специальных встречах с представителями учреждений образования, куда ребята собираются поступать.

К сожалению, в нашей стране по-прежнему растут детки, которые волею судьбы или по неосторожности родителей остались без заботы родных. На начало этого года в Брестской области 260 из около 2600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут в детской деревне и в детских домах. В таких учреждениях делается все, чтобы мальчишкам и девчонкам было тепло и уютно. Хотя не будем лукавить: ощущение семейной заботы может дать только семья. Именно поэтому Брестчина уверенно переходит от традиционных школ-интернатов к семейным формам устройства деток.

В прошлом году в области построили четыре одноквартирных жилых дома для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом году намерены сдать еще четыре детских дома семейного типа.

Дивинский детский дом находится в Кобринском районе Брестской области. Сегодня здесь живут 57 мальчишек и девчонок. С ними работают 15 воспитателей, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, библиотекарь, руководители объединений по интересам.