Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
06
июнь 2014

«Ходили, ходим и будем ходить…»: как милиция ловила нарушителей на железной дороге

Как ловили нарушителей на железной дороге - фото

 

Александр МАРЧЕНКО, УИОС МВД

Как многие люди пренебрегают своей жизнью в угоду удобств, удалось убедиться во время профилактического рейда на остановочном пункте Лошица. В одноименный микрорайон столицы я направился вместе с транспортниками: милиционерами, помощником прокурора и представителями БЖД. Их основная задача – предупредить несчастные случаи на стальных магистралях.

По пути инспектор отделения охраны правопорядка и профилактики старший лейтенант милиции Юлия Ковалевская рассказывает, что место выбрано не случайно:

Неподалеку от самой остановки поездов жители прилегающих микрорайонов регулярно ломают металлическое ограждение путей и переходят рельсы в неположенном, но удобном для них месте. Они не только рискуют попасть под проходящий состав, но и наносят урон БЖД. В этом году уже двое лишились жизней…

…На платформах и возле билетных касс немноголюдно. Сопровождающие говорят, небольшой пассажиропоток характерен для будней и в дневные часы. Совершенно иная картина здесь утром и вечером, когда пассажиры уезжают на работу и возвращаются домой.

 

Как ловили нарушителей на железной дороге - фото

 

Для безопасности пешеходов полустанок огорожен металлическим забором протяженностью около километра в обе стороны, с этой же целью построен подземный переход. До ЧМ-2014 по хоккею ничего этого не было, объясняют прохожие, обустроили пункт специально к началу мирового первенства.

До злополучной точки, где выламывают прутья забора, идти метров 400.

Юлия Ковалевская рассказывает, что подобные рейды проводятся в среднем раз в месяц, как правило, во время недельной спецоперации «Безопасность». До ее начала милиционеры с прокурорами анализируют статистику и выбирают самый неблагополучный или проблемный участок. Во время дежурства правоохранители как штрафуют нерадивых пешеходов, так и проводят с ними профбеседы.

 

Как ловили нарушителей на железной дороге - фото

 

В текущем году к административной ответственности привлечены более 400 человек по ч.5 ст.18.3 КоАПРеспублики Беларусь («Проход железнодорожных путей в неустановленном месте»), – дополняет свою коллегу старший помощник минского транспортного прокурора Татьяна Войтова. – Это примерно на 100 больше, чем за аналогичный период 2013 года. Думаю, рост выявленных нарушителей связан, прежде всего, с появлением жилых микрорайонов вблизи железной дороги. Людей становится больше, а значит, увеличивается число и тех, кто неправильно пересекает железку.

На причинах трагедий мои собеседники подробно останавливаться не стали. Единогласно заявили: виной всему – беспечность пешеходов, нередко замешанная на алкоголе.

А среди молодежи все чаще роковую роль играют наушники, точнее громкая музыка в них. Мало того, что ребята переходят пути, не глядя по сторонам, так еще и звукового предупреждения поезда не слышат, – констатировала Юлия Ковалевская.

Кстати, в этом году в минском регионе для 17 нарушителей их легкомыслие закончилось тяжкими увечьями, а для 19 – летальным исходом. 2 июня число погибших на «железке» пополнила и 11-классница Смолевичской гимназии. Выпускница успела сдать лишь один экзамен. Вечером того же дня девушка из-за громкой музыки не услышала сигнала приближающейся электрички и попала под ее колеса прямо на пешеходном настиле.

Специалисты утверждают, что еще не было несчастных случаев, в результате которых виновными оказывались машинисты. Они видят человека, как правило, издалека и предпринимают все меры, чтобы его не сбить.

Если машинист четко действовал по инструкции – гнал поезд на установленной скорости, вовремя подал звуковые и световые сигналы, применил экстренное торможение – его не привлекут к ответственности, – говорит Татьяна Войтова. – ЧП происходит исключительно из-за беспечности пешеходов, которые осознанно нарушают закон и надеются на везение. В любом случае по факту травмирования следователи проводят проверку, в результате которой выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Между тем, люди не только ходят по рельсам в запрещенных местах. Они лазят под вагонами и по крышам поездов, рискуя быть раздавленными или пораженными высоковольтным током.

Милиция и прокуратура ведут учет травматизма, разбираются в причинах и условиях происшествий. Обобщенная информация направляется в БЖД, работники которой принимают дополнительные меры по техническому обеспечению безопасности, в том числе касающиеся ограждения путей.

Чтобы не допустить несчастных случаев, соответствующие железнодорожные организации обязаны содержать свои объекты в надлежащем состоянии, следить за исправностью светофоров и семафоров, чистить от снега переходы и т.д., – говорит Юлия Ковалевская.

Правда, иногда меры становятся неэффективными, если, к примеру, сэкономить. Ограждение на остановке в Лошице – из материала наподобие дюралюминия. В отличие от забора на станции Минск-Восточный, где использовался твердый металл, такой сплав легко гнется и ломается. Этим вовсю пользуется местное население, вырезая для удобства «окна», соединяющие микрорайоны.

 

Как ловили нарушителей на железной дороге - фото Как ловили нарушителей на железной дороге - фото

 

…Наш патруль на месте. К забору ведет широкая тропа – видно, что здесь уже давно ходят люди. В одном из пролетов – отверстие, через которое снуют нарушители. Главный инженер минской дистанции пути Адалят Сейфулаев с сожалением показывает недавно заваренные прутья:

Как правило, чтобы залатать дыры, аварийной бригаде приходится выезжать сюда несколько раз в неделю. Пробовали выставлять патруль из сотрудников военизированной охраны, но это не решило проблему.

Как ловили нарушителей на железной дороге - фотоЖелезнодорожник соглашается, что при установке ограждения не учли его слабую устойчивость к физическому воздействию. В то же время все нарушители утверждают, что в любом случае не будут ходить в обход. Кто-то предлагает установить переход либо построить еще один «Евроопт», уже на другой стороне.

Кроме ограждения, раньше использовалась громкоговорящая связь – предупреждали о приближении поезда. Но жители близлежащих домов пожаловались на шум. Силу звука уменьшили, а в ночное время и вовсе отключили динамик. К слову, за время рейда действительно не было слышно ни одного такого объявления.

Первый потенциальный нарушитель – столичный предприниматель Игорь. Поначалу он отказался общаться и поспешил пролезть через забор. Однако заметив служителей закона, остановился:

Знаю я, что переходить здесь нельзя. Но и понимаю, что с людьми бороться бесполезно. Разумнее поставить здесь предупредительный знак вместо ограждения. И вообще, при реконструкции остановки необходимо было учитывать наличие жилых домов одного микрорайона и появление другого. Сейчас я живу по одну сторону дороги, а по другую – моя мать. Если ехать в объезд по кольцу, потрачу 20 минут, а здесь напрямую – лишь 5.

Игорь считает, что на этом участке не настолько оживленное движение, чтобы ставить ограду, а самоубийц никакой забор не остановит.

Хожу здесь уже 26 лет, – говорит он. – На моей памяти первый человек был травмирован в 1988 году. Парню отрезало ногу. Мы тогда еще его относили на обочину. Больше о происшествиях не слышал.

 

Как ловили нарушителей на железной дороге - фото

 

Почему местные жители никуда не обращаются? По словам Игоря, наши люди привыкли, что любой вопрос решается долго, проблематично. А по итогу – стандартная отписка организации: построили станцию с переходом, мол, там и ходите.

Еще один жилец нового микрорайона Лев также считает, что ограждение путей лишнее:

На остановке выкопали подземный переход – прекрасно! Но и здесь надо было что-то предпринять. Нет смысла делать круг в несколько километров. А напрямую гораздо короче: вышел из дома – и через пару минут уже на работе. И таких людей здесь большинство. Уверен, они будут ломать прутья каждый день, тем более, забор непрочный.

 

Как ловили нарушителей на железной дороге - фото

 

К рельсам подъехал на велосипеде пятиклассник Иван. Говорит, что едет первый раз, однако про тропу и поломанное ограждение знал раньше, так как когда-то с мамой переходил магистраль. При этом на классных часах в школе им рассказывают о правилах поведения на железной дороге.

Я думала, здесь компания выпивает, – оправдывается женщина с пакетом наперевес, не заметившая правоохранителей и железнодорожников. – У меня зрение плохое. Вы думаете, я бы нарушила, если бы вас увидела?

Поезд, видимо, вы тоже не заметите, – с сарказмом ответил начальник линейного пункта Минского ОВДТ майор милиции Михаил Дубойский. – Да еще с такой сумкой, и разговаривая по телефону!

Я отключила мобильный до того, как переходила пути, – оправдывается нарушительница. – И вообще, я здесь редко хожу, просто в магазин надо было.

В руках техника-технолога минской дистанции пути Сергея Доманцевича появился бланк административного протокола. 

Ради Бога, штраф я заплачу, раз это так серьезно и спасет чью-то жизнь, – обозлилась женщина. – Вы бы лучше штрафовали тех, кто вырывает прутья в заборе, а не останавливали людей с тяжелыми сумками. За что меня наказывают? Неужели нельзя нормально подойти и поговорить с людьми, а не выписывать сразу штраф?

 

Как ловили нарушителей на железной дороге - фото

 

Вы прекрасно понимаете, что здесь нельзя ходить, раз пути огорожены забором, – закончил спор Михаил Дубойский, приводя пример годичной давности. – Женщина лет 55, кассир на железнодорожном вокзале, переходила пути в наушниках и капюшоне. Попала под поезд и погибла. Только у вас вместо наушников – телефон.

Смирившись с минимальным штрафом в 30 тысяч рублей, нарушительница махнула рукой и ушла. А мы прошлись по охраняемому гаражному кооперативу, расположенному в нескольких метрах от путей.

На нарушителей могли бы повлиять и сторожа, – говорит Михаил Дубойский. – Ведь они круглосуточно дежурят на КПП, контролируют въезд и выезд автомобилей с территории кооператива. Таким же образом они должны пропускать и его членов по соответствующему документу. Но никто этим не занимается, сторожа безразлично и халатно относятся к своим обязанностям.

И вправду, шлагбаум на КПП за время рейда ни разу не закрывался, автомобили курсировали без проверки. Люди, в том числе и задержанные транспортниками нарушители, беспрепятственно ходили по гаражной территории. Охранник Виктор постоянно находился в сторожке, на крыльце которой мирно лежала небольшая собака.

 

Как ловили нарушителей на железной дороге - фото

 

Я контролирую движение въезжающих автомобилей. Не могу пояснить, почему здесь ходят другие люди, – пожимает плечами Виктор и неохотно отвечает на вопросы. – Это не от меня зависит. Да, я обязан требовать пропуск. Просто половину членов кооператива я знаю и так.

Сторож все же признал, что халатно относится к работе, мотивировав это тем, что основная служба начинается ночью. В разговор вмешался проходивший мимо пенсионер Борис Ефремович с женой:

Безобразие! Только трудности создали своим забором, лучше бы переход соорудили! Это тропа существует уже более 50 лет, поэтому никакая ограда не поможет. Ломали и будут ломать! Нужно разрешить проход либо пост охраны выставить. Людей не переделаешь!

 

Как ловили нарушителей на железной дороге - фото

 

В завершение мужчина констатировал, что сбивают поезда только пьяных. В подтверждение рассказал случай, когда сам видел компанию парней, распивавших водку недалеко от «железки». А когда возвращался из магазина, увидел одного из них уже лежащим на рельсах.

В конце рейда приехала аварийная группа минской дистанции пути. Железнодорожники в очередной раз залатали дыры в заборе, приварив новую арматуру.

 

Как ловили нарушителей на железной дороге - фото

 

Адалят Сейфулаев с грустью предположил, что завтра придется снова мастерить ограждение, а если повезет, то сварочный аппарат сюда привезут через несколько дней.

На остановочном пункте Курасовщина нарушителей было еще больше. В оправдание все как один твердили: «я в первый раз», «соорудите переход», «а мне так ближе»…

Видимо, правовую сознательность белорусам не привьешь и не выработаешь никакими профбеседами и штрафами. А преградой несчастным случаям станет лишь забор, желательно железобетонный.

 

МВД: с начала года на железной дороге 6 человек совершили суицид, 35 – жертвы несчастных случаев