Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
24
окт 2014

В Беларуси в 2015 году должен появиться закон об обращении с животными

Брест. Бездомные собаки - фото

 

Валентина КОЗЛОВИЧ, «СБ»

В деревне не спешу открывать калитку родительского двора. Осматриваюсь по сторонам: «Жучка, ты где?» Слышу лай — вздыхаю с облегчением. Жучка мчится на трех лапах. Балансируя с помощью пушистого хвоста, умудряется ударить передней мое колено — здоровается.

У желтоглазой Жучки все четыре лапы на месте, она не калека. Хромота — спутник нелегкой собачьей жизни. Промышляет по дворам и частенько получает палкой. Заживет нога, вернется проворство — опять она за свое. Кормлю. Высыпаю в миску привезенную из Бреста еду. Жива Жучка. Не застрелили. Хотя это когда–нибудь наверняка случится...

Нынешним летом дворняжка Жучка, внешне почти овчарка, родила в заброшенном доме 10 щенят. Несколько месяцев людям не показывала потомство. Когда не стало сил самой кормить, привела в наш двор. Помяли в руках толстопузых, один в один как соседский пес Чакнорис, и сели с племянницей думать, куда пристроить.

Восьмерых раздали благодаря соцсетям. Спасибо добрым людям, которые за 10 — 20 километров приехали за щенками. К осени Жучка осталась с двумя дочками. Недавно к ним прибилась чужая дворняжка. Кто–то выбросил возле фермы из автомобиля визжащий мешок, откуда выскочил задиристый щенок. Несостоявшиеся хозяева надеялись, что доярки обеспечат бедолагу зимой молочком?

Напоят, не пожалеют. Но таких нахлебников уже в каждом дворе по нескольку. Деревенские попросили милицейского начальника, чтобы помог «с ликвидацией» бездомной собачьей стаи. Мол, лают по ночам, давят кур, приносят из леса клещей, а могут еще и бешенство.

Спасти дворняг хочется, но как? Можно отвезти в город на стерилизацию (хоть и дорого), а потом вернуть в деревню. Но кур они давить не отучатся. Будут с таким же остервенением лаять по ночам. Жучка уже немолодая, хозяев не найдет. Привыкла жить вольно, без цепи и конуры. И подросшие щенята не для квартир, даже не для ограниченных заборами частных городских дворов. Необученные, невоспитанные, хоть и не окончательно одичавшие.

Поэтому сокрушенно себе признаюсь: не спасу. Чувствую себя тургеневским Герасимом. С той лишь разницей, что не собственноручно уничтожу животных, которых приручила, а покорно подожду, когда «зачистку» проведут другие. Вот вам и привязанность к бездомным — не радость, а зависимость, уязвимость для совести...

Стыдно, но факт: гуманного способа урегулировать численность бродячих животных у нас в стране пока нет. Единственным вариантом решения проблемы является отлов и отстрел. Невеселая для самих исполнителей (коммунальников) кампания касается как минимум 60 тысяч четвероногих ежегодно.

Согласно действующим нынче Правилам содержания животных, отлову подлежат все безнадзорные собаки и кошки. Даже те, что в ошейниках. Даже те, что в намордниках. В течение пяти дней они должны находиться в питомнике — а вдруг найдется хозяин? Если не объявляется, их усыпляют. Но такой алгоритм действий — в лучшем случае. Питомников почти нет. Бродяжек убивают на глазах у людей. В позапрошлом году щенят Жучки пристрелили прямо на центральной сельской улице. Даже не удосужились забрать. Лежали несколько дней на обочине, пока не нашелся человек, который взял лопату и закопал несчастных.

В Бресте есть общественная организация «Доброта». Волонтеры арендуют помещение. Сейчас у них 200 животных. Часть в импровизированном приюте, остальные — у волонтеров по квартирам. Но всем ведь не поможешь.

Недавно городские власти предложили брестчанам обсудить проект скульптуры–копилки для помощи дворнягам. Бронзовых собачку с котиком, греющих хвосты на водопроводном люке, предполагается установить у пяти крупнейших магазинов областного центра.

Умилительный проект. Однако восторга у местных защитников животных идея не вызвала, потому что скульптуры очень дорогие.

Не факт, что брестчане будут охотно жертвовать. В копилках, которые уже установлены в зоомагазинах, самая популярная купюра — 50 рублей, рассказали активисты «Доброты». Спасет ли красота в виде жалостливых скульптур (не мир, так отдельно взятый город) от равнодушия?

В 2015 году в Беларуси должен появиться закон об обращении с животными. Он призван разъяснить многие вопросы, в том числе по регулированию количества безнадзорных четвероногих. Их будут стерилизовать? Появится сеть приютов? Введут, может быть, уголовную ответственность за жестокое обращение с животными?


Поживем — увидим.

Отношения между людьми и брошенными питомцами, которых мы привычно называем домашними независимо от того, где они обитают, — это вам не «мимими» под фотографиями плюшевых приемышей в лентах соцсетей. Все намного сложнее. Когда смотришь в глаза породистому псу, вытолканному на холод наигравшимися хозяевами, ничего хорошего о них на языке не вертится. Жалко пса, а домой не возьму. Потому что несколько лет назад брошенную в моей деревне Жучку–хромоножку с золотыми глазами жалко не меньше...

 

Жители деревни Клепачи Пружанского района возмущены отстрелом домашней собачки, ЖКХ факт не подтверждает

В Беларуси запретили использовать без лицензии в ветпрактике препарат для наркоза «Золетил»: страдают домашние животные