Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
26
март 2015

В Беларуси военным нельзя держать руки в карманах и курить в неустановленных местах

 

TOMIN.BY

25 марта 2015 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2014 г. № 432 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355». Правовой акт был подготовлен в связи с несоответствием отдельных положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь организационной структуре Вооруженных Сил и законодательным актам Республики Беларусь в военной сфере.

"За время существования изданных в 2001 году общевоинских уставов, изменения и дополнения в них вносились восемь раз и, в конце концов, назрела необходимость в их новой редакции", - сообщили в пресс-службе Министерства обороны Беларуси.

Внесенные изменения предусматривают приведение в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь и существующей организационной структурой терминологии общевоинских уставов. В частности, приведены в соответствие названия некоторых воинских должностей, исключен ряд терминов, не соответствующих существующей структуре Вооруженных Сил («корпус», «дивизия» и другие).

Из общевоинских уставов исключены положения, касающиеся дисциплинарной воинской части, в связи с исключением такого вида наказания как направление военнослужащего в дисциплинарную воинскую часть и ликвидацией этой воинской части.

 

Изменения в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь

Из Устава внутренней службы Вооруженных Сил исключены ограничения в отношении военнослужащих, не принесших Военную присягу.

Тем самым исключено двоякое толкование нормы: в Законе «О воинской обязанности и воинской службе» существует только одно ограничение – военнослужащие, не принесшие Военную присягу, не могут привлекаться к выполнению боевых задач. В общевоинских уставах, которые были изданы раньше, чем последняя редакция Закона, существовали дополнительные ограничения: таких военнослужащих не могли назначать на воинские должности, налагать на них дисциплинарный арест, предоставлять увольнение из расположения воинской части. В связи с призывом лиц, которые по религиозным убеждениям отказывались принимать Военную присягу, возникало много вопросов в ходе прохождения ими военной службы. Внесенные изменения позволили устранить указанные противоречия и привести нормы уставов в соответствие с указанным Законом.

В новой редакции Устава внутренней службы введена норма, запрещающая военнослужащим при ношении военной формы одежды держать руки в карманах, а также курить на ходу и в местах, не отведенных для этой цели. В предыдущей редакции общевоинских уставов эти нормы носили более лояльный характер, т.е. военнослужащим не рекомендовалось указанное.

С целью повышения эффективности внутренней службы уточнен порядок ее организации, а также специальные обязанности лиц суточного наряда. Например, из обязанностей дежурного по контрольно-пропускному пункту и его помощника исключена норма по пропуску военнослужащих на территорию воинской части «если он знает их в лицо». Пропускной режим на территорию части является одной из составляющей обеспечения ее безопасности. Поэтому было принято решение, что каждый, кто заходит на территорию воинской части, даже если он проходит в ней службу, отныне в обязательном порядке должен предъявить соответствующий документ.

Уточнены отдельные положения обязанностей командиров (начальников) и основных должностных лиц бригады (полка), а также порядок представления должностных лиц перед началом инспектирования (проверки) воинской части.

Также введена норма, обязывающая военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, после завершения лечения в амбулаторных или стационарных условиях представлять необходимые оправдательные документы.

Расширена также категория лиц суточного наряда, вооружаемая специальными средствами. Изданный в 2010 году Закон «О статусе военнослужащих» наделил военнослужащих правом применять спецсредства. До недавнего времени военнослужащие срочной военной службы при нахождении в составе суточного наряда (кроме караула) вооружались штык-ножами, теперь в их арсенал добавлены резиновые палки – специальные средства, применение которых не влечет летальных последствий, но позволяет военнослужащему чувствовать себя более защищенным.

Из Положения о порядке вручения Боевых Знамен и орденов воинским частям исключена глава «Порядок вручения ордена воинской части» в целях приведения ее в соответствие с Законом «О государственных наградах Республики Беларусь», а также уточнен порядок хранения Боевого Знамени воинской части.

Еще одной новацией стало уточнение порядка проводов командира воинской части, а также военнообязанных по окончании сборов. Прежде воинский ритуал прощания с Боевым Знаменем распространялся только на командиров, уволенных в запас или отставку. В новой редакции этот ритуал проводится также в отношении командиров, переведенных на новое место военной службы. Аналогичная возможность появилась и у военнообязанных, призванных на сборы, которые ранее были ее лишены. Данный ритуал служит для поднятия имиджа армии, укрепления войскового товарищества среди военнослужащих, этим и объясняются внесенные изменения.

 

Изменения в Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Республики Беларусь

Гарнизонная служба оптимизирована и приведена в соответствие с законодательством Республики Беларусь, исключен ряд должностных лиц гарнизона в связи с организацией обеспечения воинских частей по территориальному принципу, а также возложением некоторых функций на штатные военные комендатуры.

В прошлом в Беларуси насчитывалось более 30 гарнизонов (гарнизон составляют воинские части, расположенные постоянно или временно в населенном пункте или районе с установленными границами), но в результате оптимизации численности Вооруженных Сил и мест размещения воинских частей количество гарнизонов значительно сократилось, а решение вопросов, которыми раньше занимались должностные лица гарнизона, теперь организовано по территориальному принципу (например: медицинское, ветеринарное, финансовое обеспечение и т.д.). В этой связи было решено исключить ряд должностных лиц гарнизона, необходимости в которых в настоящее время нет.

Кроме того, ряд обязанностей, которые возлагались на должностных лиц воинских частей гарнизонов в виде «общественной нагрузки», в настоящее время выполняются должностными лицами штатных военных комендатур, которые появились после 2001 года.

В Уставе гарнизонной и караульной служб с учетом сложившейся практики и целесообразности уточнены обязанности оставшихся должностных лиц гарнизона, дежурного по гарнизону, их содержание приведено в соответствие с требованиями законодательства.

В Устав включена глава «Военные комендатуры», в которой определяются правовой статус, основы деятельности и задачи военных комендатур, а также обязанности их должностных лиц. Новый статус военных комендатур в законодательном акте закреплен впервые. До этого были только правовые акты Министерства обороны, теперь же права и обязанности должностных лиц военных комендатур определены на уровне указа.

Также в Уставе предусматривается норма, позволяющая осуществлять охрану объектов, оборудованных техническими средствами охраны, контрольно-охранными группами. Дело в том, что на современном этапе Вооруженные Силы стали активно использовать современные технические средства для охраны военных объектов. Человек на оснащенном ими охраняемом объекте нужен только для контроля их состояния и принятия мер реагирования к нарушителям.

Уточнены с учетом сложившейся практики отдельные положения глав «Парады войск», «Почетные караулы», «Возложение венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества».

 

Изменения в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Республики Беларусь

В Дисциплинарном уставе уточняются перечни поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим, в частности, дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения» заменено на «лишение права увольнения из расположения воинской части на срок до одного месяца», что позволит повысить стимулирование военнослужащих срочной военной службы. Теперь можно в рамках одного дисциплинарного взыскания установить срок наказания.

Уточнен перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на курсантов военных учебных заведений в связи с распространением на них статуса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В связи с изменением их статуса появились вопросы в практике применения поощрений и наказаний, возникла необходимость использовать к курсантам другие подходы.

Со вступлением Указа в силу к курсантам 1-2 курса будут применяться такие же дисциплинарные взыскания, как к военнослужащим срочной службы, а к курсантам 3-го и последующих курсов – дисциплинарные взыскания, установленные для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Кроме того, предусмотрена норма, позволяющая применять к военнослужащим в соответствии с законодательством поощрения, не указанные в Дисциплинарном уставе, то есть расширить список поощрений.

 

Изменения для военнослужащих срочной военной службы

Дневальным не запрещается сидеть

Некоторые внесенные изменения будут особенно интересны будущим призывникам и их родителям. Так, например, они коснутся дневальных по роте: теперь очередному дневальному не запрещается сидеть при исполнении своих специальных обязанностей.

Кроме того, военнослужащим срочной военной службы разрешено ношение гражданской одежды не только в отпуске, но и в увольнении.

Определен порядок прекращения отпуска военнослужащим срочной военной службы, совершившим серьезный дисциплинарный проступок, который не был юридически урегулирован. Правом прекращать отпуск наделены военные коменданты военных комендатур и военные комиссары военных комиссариатов. Законодательство устанавливает минимальный срок отпуска. Если военнослужащий этот минимальный срок исчерпал, должностные лица могут прекратить его отпуск и возвратить в воинскую часть. В иных случаях – сократить отпуск до этого минимума.

В общей сложности различного рода корректировки коснулись более половины статей и большинства приложений общевоинских уставов.

"Издание общевоинских уставов в новой редакции позволило привести их в соответствие с нормами законодательных актов Республики Беларусь, исключив их двоякое толкование, совершенствовать нормативно-правовое поле функционирования Вооруженных Сил, организационные и правовые основы военной службы", - считают в Минобороны.