Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 
19
мая 2016

В Ватикане открылась выставка «Иконопись Беларуси XVII-XXI веков»: среди 33 экспонатов - чудотворная Черняковская икона

Список чудотворной Черняковской иконы - фото

 

Тамара ТИБОРОВСКАЯ, TOMIN.BY

В Ватикане 18 мая открылась выставка «Иконопись Беларуси XVII-XXI веков», которая продлится до 25 июля. Среди 33 белорусских сакральных святынь, 31 иконы и двух чеканных окладов, находится и чудотворная Черняковская икона, на которой изображены икона Пресвятой Богородицы совместно с иконою Святителя и Чудотворца Николая и пяти Святителей.

Святыня сохранилась случайно. В 1959 году, во время борьбы с религией, Черняковскую Свято-Николаевскую церковь закрыли. По счастливой случайности музейщики, обследовавшие все закрытые белорусские храмы, нашли ее в Чернякове и передали в хранилище. С тех пор чудотворная икона находится в Государственном художественном музее Беларуси. Ей нет аналогов.

Минский иконописец Виктор Тихонов сделал список чудотворной иконы Матери Божией Черняковской, который в 2007 году освятил митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет.

30 августа 2009 года список иконы передали в Черняковскую Свято-Николаевскую церковь, где он и хранится до сих пор, является чудотворным, как и оригинал образа.

 

Список Чудотворной Черняковской иконы, 30 августа 2009 г. - фотоСписок Чудотворной Черняковской иконы.

 

Любопытна история этой уникальной иконы. Явление чудотворной иконы на сосне в Чернякове произошло в конце XVII века. Святыню нашел местный крестьянин вместе со своими потерявшимися волами. Затем Пресвятая Матерь Божия несколько раз являлась во сне одному из больных крестьян соседней деревни Лесковичи и просила, чтобы на месте явления ее образа была поставлена церковь.

Крестьянин рассказал об этом здешнему помещику Самуилу Юревичу, который поставил на месте явления иконы часовню, сюда перенесли и явленную икону. Слава о ее целительных свойствах разнеслась на всю округу. И тогда помещик начал строить на месте часовни церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.

«Смерть не позволила Юревичу закончить строительство. Это было уже сделано его сыном Станиславом», - рассказал TOMIN.BY уроженец д. Черняково, известный брестский краевед, профессор Брестского государственного технического университета Анатолий Гладыщук.

"Копию основного документа церкви, «Фундушевую запись», которой церковь наделялась двумя волоками (1 волока равнялась 21,6 га) земельных угодий, сумела сохранить коренная черняковка Валентина Григорьевна Юдчиц (Валя Гришина), - продолжает рассказ профессор. - Этот принципиальной важности для Чернякова исторический документ имеет точную дату 25 октября 1725 года. Упомянутый документ также однозначно указывает, что введению в строй и ныне существующей деревянной церкви в 1725 году предшествовала действующая каплица, возведённая на месте явления чудотворной иконы на сосне".

Читаем в документе:

"…Благодетель отца моего правом на имущество наделил, называемым Черняков, оставшееся нам в пожизненное владение после моего отца, который в этих владениях в течение двадцати четырёх лет имел икону, врубленную в сосну, а потом во сне несколько раз тяжело болевшему крестьянину из деревни Ляскович явилась Найсветлейшая Дева и показала, чтобы эта икона из дерева была вынута и Церковь на этом месте была поставлена. Поскольку так уж случилось, святой памяти отец мой из дерева достал икону и построил Каплицу над иконой Найсветлейшей Девы, а когда великие чудеса стали свершаться с теми людьми, которые перед иконой молились, заложил Церковь под названием Святого Николая, но окончить её не смог, как планировал, тому было много причин, и с этим миром он попрощался, оставив нас наследников после себя.

После чего мы, Юревичи, супруги, видя такое разочарование душ, драгоценной кровью Христа искупленных, замыслили на хвалу Бога в Троице Святой Единого Церковь достроить для удобства и спасения душ христианских тамошнего подданства, что каждую первую неделю отовсюду из далеких мест прибывали, и с их помощью Церковь была как следует окончена. За собственные наши средства земельными владениями в две волоки церковь наделяем. Одна волока называется Захаровская, другая волока называется Юливоновская с лесами и сеножатями, и зарослями, и со всякими их пожитками. Также поле пахотное и непахотное полностью к этой земле со всеми принадлежностями отдаем мы церкви нашей Черняковской на вечные и нерушимые времена. Этим же оставляем за наследниками моими, достойных дарения этого общего, дом священника, обусловливая этим настоятелям Чернякóвской церкви, что из этих земель никаких налогов платить они не должны, а за это обязываем священника, чтобы каждое Воскресенье и в Дни Святых Богослужений в праздники, был бы повод для этого, обязанность священнослужителя в такие моменты поминать фундаторов, опекунов и подданных этой же деревни…».

Написано в Чернякове дня 15 Октября года 1725.

Станислав Юревич и Бенедикта Юревичева".

Кроме того, в Черняковской Свято-Николаевской церкви до сих пор хранится часть сосны с углублением для иконы. Ее нашли во время реставрационных работ, рассказал TOMIN.BY профессор.