В свете последних событий, которые разворачиваются вокруг фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя в России, Министерство культуры Республики Беларусь также поставило возможность выхода картины на белорусские киноэкраны под вопрос. В Российской Федерации причинами ожесточенных споров вокруг фильма послужили формулировки о возможном оскорблении чувств верующих и недостоверном изображении исторических фактов, а также наличие в фильме провокационных и откровенных сцен.
Компания-правообладатель фильма «Матильда» в Беларуси «Гельварс Синема» выступила инициатором демонстрации ленты комиссии Минкульта Беларуси с целью получения досрочного ответа о возможности выхода фильма в широкий прокат. Показ фильма состоялся накануне в минском кинотеатре «Беларусь». Представить картину белорусским чиновникам приехала продюсер фильма Анна Шалашина.
В состав комиссии вошли первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига, начальник управления по кинематографии Министерства культуры Беларуси Александр Рыдван, представители Минского и областных киновидеопрокатов, директора кинотеатров, руководители отделов лицензирования белорусских телеканалов, представитель церковного духовенства и др.
Решение о прокате фильма было единогласным. «Картина богатая, добротная и очень красивая. В ней есть художественный вымысел, но крамолы нет», - так прокомментировали члены комиссии Минкульта свое решение.
Старт проката картины запланирован на 26 октября. Фильм Алексея Учителя «Матильда», работа над которым длилась почти 6 лет, будет демонстрироваться во всех кинотеатрах страны.
В своей масштабной картине «Матильда» один из самых успешных отечественных режиссеров Алексей Учитель обращается к сложному историческому периоду рубежа XIX-XX веков. Он размышляет о времени больших перемен, в котором, было место и для большой любви.
Подготовка к съемкам картины заняла полтора года, которые ушли не только на построение декораций и организацию масштабных съемок, но и на поиск исполнительницы роли балерины Матильды Кшесинской. Группа отсмотрела больше 300 актрис, но ни одна из них не смогла совместить в себе актерские навыки с необходимой для роли Матильды пластикой. Ее в итоге сыграла молодая польская актриса Михалина Ольшанска.
Роль Николая II в фильме исполнил немецкий актер Ларс Эйдингер, ведущий артист знаменитого берлинского театра «Шаубюне» под руководством Томаса Остермайера. Будущую императрицу Александру Федоровну сыграла коллега Эйдингера по театру Луиза Вольфрам.
Кроме исторических персонажей в «Матильде» задействованы вымышленные герои. Тот же доктор Фишель, а так же офицер Воронцов, которого сыграл один из самых популярных российских артистов Данила Козловский.
В картине заняты многие популярные отечественные актеры. Так, Евгений Миронов играет директора Императорских театров Ивана Карловича: немного нелепого, забавного персонажа. Ингеборга Дапкунайте, с которой Алексей Учитель работал впервые, выступила в непривычной для себя «возрастной» роли – сыграла мать будущего императора Марию Федоровну.
Отца главного героя – императора Александра III – сыграл Сергей Гармаш. Будущего мужа Матильды Кшесинской, князя Андрея, сыграл обладатель премии Берлинского кинофестиваля Григорий Добрыгин.
Съемки «Матильды» стали одними из самых масштабных для новейшего российского кино. Основной декорацией, которой художники-постановщики посвятили несколько месяцев работы, стал Успенский собор, где снималась сцена коронации Николая II.
Съемки картины проводились в Юсуповском и Константиновском дворцах, в Екатерининском и Александровском дворцах Царского села. В последних снимались, в основном, дворцовые интерьеры, кабинеты и спальня Николая II. Почти все съемки там проводились ночью, поскольку днем эти объекты работают, как музеи.
Огромную работу для «Матильды» проделали и художники по костюмам, которым пришлось сшить для фильма семь тысяч единиц одежды и аксессуаров. Во время подготовки к работе, главный художник по костюмам Надежда Васильева изучила все дневники и фотографии того времени, частные и музейные коллекции. В поисках необходимых тканей и аксессуаров вместе со своим ассистентом она ездила даже на блошиный рынок в Париж.
Над костюмами в течение года работало около 100 человек. В производстве понадобились ткани, обувь и аксессуары из Китая, Италии, Англии, Франции, Америки. Ручную вышивку для большинства костюмов делали в Индии. А вот простые рубахи и штаны шили в одной из псковских колоний.
Удивительно, но в картине «Матильда» можно будет увидеть джинсовую куртку и джинсы. «Во время первого в России киносеанса, который устраивает Николай, на него набрасывают куртку. Джинсовая ткань существовала еще с начала XIX века, правда в Америке. Но мы допустили мысль о том, что она могла попасть и к нам. И это была такая рабочая куртка, которая, в принципе, существовала», – рассказывает Васильева.
Съемки балетных сцен фильма «Матильда» проходили в Мариинском и Большом театрах. Для картины был частично восстановлен (хореография, костюмы, декорации) эпизод коронационного балета.
Музыку для картины написал известный американский композитор Марко Белтрами, работавший над такими картинами, как «Опасные игры», «Росомаха: Бессмертный», «Война миров Z» и многими другими.
Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев стал музыкальным продюсером «Матильды» и лично участвовал в записи саундтрека.
На записи присутствовал и Марко Белтрами, который в самом конце, уже когда запись была завершена, сыграл за роялем несколько импровизаций на главную тему, эта музыка также использована в фильме.