Николай Степанович Давыдов – один из тех, кто прошел горячее горнило Великой Отечественной. Пусть, в силу юного возраста, не с первых дней, но – до Великой Победы.
Война определила и весь его дальнейший жизненный путь. Став офицером-пограничником, он долгие годы отдал служению Родине, храня неприкосновенность ее рубежей. Сегодня герою нашего рассказа 87 лет, но майор в отставке с неугасающим трепетом вспоминает боевую молодость…
Родился Николай Степанович Давыдов в Башкирии 10 мая 1925 года. Вскоре родители переехали в село Чилик, в Алма-Атинскую область. Там же, в Средней Азии, застала Давыдовых война. Отец сразу же пошел на фронт, защищал Москву. Мать осталась с сыном… Война есть война, она требовала мобилизации всех ресурсов. Все отдавали фронту, даже последний кусок хлеба.
«В Красную Армию я был призван в феврале 1943 года, - вспоминает Николай Степанович. - Направили меня на учёбу во Фрунзенское пехотное училище, которое окончил 17 мая 1944 года. 80 выпускников из 250 взяли в погранотряд. Я был в их числе, попав в Грузинский пограничный округ.
Первые месяцы служил помощником начальника заставы Сухумского погранотряда в Абхазии. Море на границе, с одной стороны, не баловало нас разнообразием впечатлений. Однако скучать не приходилось: заставу нередко размывало сильными штормами…
В феврале 1945-го года меня перевели на должность заместителя начальника пограничной заставы в 113 «летучий» пограничный отряд Юго-Западного пограничного округа, в составе которого принимал участие в освобождении Польши и Чехословакии.
Нас перебросили из Баку на юго-запад Польши, в Краков. Отряд готовился охранять границу в горах между Польшей и Чехословакией. Но, пока эта территория еще не была освобождена, мы находились в подчинении 4-го Украинского фронта и выполняли другие служебно-боевые задачи - охраняли тыл фронта и уничтожали мелкие группы немецких десантников, очищали участок от диверсионно-разведывательных групп. Проверяли документы военнослужащих и грузы, которые шли с фронта на фронт - в основном, на территории Чехословакии. Отлавливали власовцев...
Трудно было поверить, что люди, жившие бок о бок, в одной стране, могли оказаться по разные стороны. Был такой случай. На железнодорожной станции Звардон мы захватили в плен власовцев. Один солдат с нашей заставы узнал своего земляка из Моздока: они жили в одном доме, в школе учились вместе. Но я тогда не позволил им встретиться: тот был на посту.
После освобождения Польши и Чехословакии наш отряд был выставлен на охрану Государственной границы между ними, в Карпатах. На заставе мы, по сути, бывали редко, поскольку практически все время находились в горах, задерживали группы.
Однажды во время операции была захвачена большая часть оружия немцев и власовцев. Застава участвовала в этом задержании; многих, в том числе и меня, представили к наградам. Но фронт быстро ушел дальше, и наградить нас не успели…
…Об окончании войны мы узнали в горах из немецкого трофейного приемника. У нас хлеба не было, полуголодные, паек закончился, так что не до радости было…
В ту пору много шумели англичане: не выполняет, мол, Советский Союз условия Тегеранской конференции! И нас то снимали с охраны границы, то опять ставили... А потом «в связи с изменившейся международной обстановкой», в августе 1945 года этот участок границы был окончательно передан под охрану польским пограничникам.
Пришел приказ сдать границу польской армии. Сдаем. Идем с польскими офицерами - девчонки встречают: им - цветы, а нас не замечают! И только потом обратили внимание на меня - офицера в советской форме. И тоже вручили букет. Приятно было... А наш 113-й пограничный отряд передислоцировался в Белорусский пограничный округ, в район города Гродно.
Прошли маршем до Бреста - около тысячи километров. Жара стояла неимоверная, поэтому шли ночью, а днем отдыхали. Только в сентябре попали в Брест.
2 месяца я был в Белорусском округе. Вместе с личным составом отряда принимал участие в боевых операциях по уничтожению бандформирований. В это время в Гродненской области действовали отряды польской «Армии Краевой» и литовские «лесные братья».
Польские диверсионные отряды были объединены в группу «Север» и насчитывали около тысячи человек. Приходилось участвовать в боевых столкновениях с «лесными братьями», в том числе - с ноября 45-го - и на территории Литвы. В 1946 году во время проведения первых выборов в Прибалтике обеспечивали их безопасность: вокруг избирательных участков рыли окопы…
До весны 1946 года боролись в Литве с бандитами. Затем отряд расформировали, и я попал в Гродно. В мае был переведен в 16-й пограничный отряд Белорусского пограничного округа на должность заместителя начальника пограничной заставы. Обстановка на участке отряда была очень сложной и напряженной. Приходилось и границу охранять, и участок обустраивать, и с бандами воевать.
В январе 1947 года был переведен в 12-й Высоковский пограничный отряд на должность начальника заставы боевого применения. С августа 1947 по октябрь 1948 года служил начальником 13-й пограничной заставы «Песчатка» (Сейчас это застава имени Героя Советского Союза полковника Ивана Барсукова).
После переподготовки в Московской школе усовершенствования офицеров МВД я проходил службу в пограничных отрядах Туркменского пограничного округа МВД СССР на границе с Ираном и Афганистаном.
В течение двух месяцев мы учились, как нести службу на границе, а в августе прибыли в Брест в составе 12 пограничного отряда. Штаб отряда разместился в городе Высокое. Пограничные комендатуры и заставы вышли на линию границы.
В отряде я прослужил по август 1951 года».
С 1951 по сентябрь 1952 года учился в Каменец-Подольской пограничной школе. С октября 1952-го до сентября 1967 года проходил службу в 86-м пограничном отряде. Служил заместителем начальника заставы имени ефрейтора А.А. Завидова, начальником 19 пограничной заставы «Селяхи».
В декабре 1967 года уволился в запас Вооруженных Сил СССР и стал работать в Брестском горвоенкомате. В августе 1984 года перевелся на работу в областной военкомат, в котором проработал до апреля 1991 года. С декабря 1991-го до марта 1993 года работал в Брестском педагогическом институте.
За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, выполнение служебно-боевых задач и личные успехи в охране Государственной границы Николай Степанович Давыдов награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Варшавы», «За отличие в охране Государственной границы СССР», «За безупречную службу» и многими другими.