Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
23
апр 2018

«Черная смерть»: поднятый со дна озера Ил-2 времен Второй мировой через Беларусь летит на авиасалон ILA Berlin 2018

Поднятый со дна озера в Мурманской области и восстановленный Ил-2 времен Второй мировой – фото

 

Тамара ТИБОРОВСКАЯTOMIN.BY

Поднятый со дна озера Кривое в Мурманской области России и восстановленный штурмовик Ил-2, участвовавший в боях Великой Отечественной войны, летит в Берлин. В воскресенье, 22 апреля, боевой самолет, пролежавший в воде 70 лет, приземлился в Национальном аэропорту Минск. Этот факт запечатлен на снимках TOMIN.BY.

Поднятый со дна озера в Мурманской области и восстановленный Ил-2 времен Второй мировой приземлился в Минске – фото

Сейчас он летит на авиасалон ILA Berlin 2018 из Калуги через Брянск и Минск. Возвращаться из Берлина Ил-2 будет 1 мая. Об этом рассказал пилот-испытатель Новосибирского летного училища Владимир Барсук. В мире сейчас насчитывается лишь два таких действующих штурмовиков Ил-2.

Самолет подняли со дня озера 6 лет назад. «Черную смерть», как называли штурмовик Ил-2 немцы, восстановили специалисты компании «Авиареставрация» из Новосибирска. Около 70% металла самолета — оригинальные. Восстанавливать пришлось сгнившие в воде деревянные части хвостового оперения. «Сердце» у штурмовика американское, 1947 года выпуска.

Поднятый со дна озера в Мурманской области и восстановленный Ил-2 времен Второй мировой приземлился в Минске – фото

Пилотировать самолет сложно. Основные проблемы - выхлопные газы в кабине и шум, который мешает радиообмену.

К слову, самолеты Ил-2 начали участвовать в боях во время Великой Отечественной войны в Беларуси. Они могли лететь над землей на уровне двух метров, за что немцы его и окрестили «черной смертью».

История этого штурмовика, в числе других, рассказана в документальном фильме «Крылатая память Победы». Этот штурмовик Ил-2 в годы Великой Отечественной войны входил в состав 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота.  Первый бой он принял вместе с молодым пилотом Валентином Скопинцевым и воздушным стрелком Владимиром Гуменным, у которого это был второй бой. Пилот в тот день уничтожил на земле два самолета и зенитку, а стрелок в воздушном бою сбил преследовавший их «Мессершмит». Но Ил-2 подбил снаряд зенитного орудия, а затем обстрелял вражеский истребитель.

Отбив атаку, летчик вместе с раненым стрелком посадил самолет «на брюхо» на лед озера, расположенного вблизи от аэродрома Ваенга-2. Произошло это 25 ноября 1943 года. Экипажу удалось спастись, самолет же затонул.  Скопинцев смог вылезти из самолета, вытащил из залитой кровью задней кабины потерявшего сознание Владимира Гуменного и вынес его на берег.

Валентин Скопинцев и Владимир Гуменный летали вместе до конца войны. Пилот был награжден тремя орденами Красного Знамени и орденом Нахимова II степени. После войны Скопинцев работал строителем, умер в 1996 году. 

Инициатором поиска самолета был сын Скопинцева Олег, кстати, сам офицер. Затонувший штурмовик искал поисково-исследовательский отряд «Икар» из города Заозерска.

Спустя почти 70 лет Ил-2 подняли со дна озера. Полностью восстановленный он поднялся первый раз в небо летом 2017 года.

 

 

Рейтинг рубрики за неделю