Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
05
окт 2017

Альпхорнист Евгений Несмачный: «Пока Дунг-Чен исполнял роль подсвечника в гостиной, я к нему приглядывался, а однажды – заиграл»

Альпхорнист Евгений Несмачный. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

Тамара ТИБОРОВСКАЯTOMIN.BY

Экзотический музыкальный инструмент - альпийский рог - брестская публика впервые услышала 3 октября на открытии XXV музыкального сезона симфонического оркестра Брестского академического театра драмы под управлением Александра Сосновского. На 420-сантиметровым инструменте виртуозно играл Евгений Несмачный. Музыкант впервые исполнил концерт Вольфанга Амадея Моцарта для валторны на альпийском роге. И это была мировая премьера – до сих пор это произведение великого австрийского композитора на нем никто не играл.

 

Альпхорнист Евгений Несмачный. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

После выступления Евгений ответил на вопросы TOMIN.BY.

Как выяснилось, об игре на альпийском роге (Alphorn) музыкант никогда не мечтал. Он то и в музыкальную школу «ходил с боем», где постигал азы игры на тромбоне. Сто раз хотел бросить музыкалку. Однако мама постоянно убеждала сына, что «в жизни лишнего ничего не бывает».

Родился Евгений в России, в г. Курске в рабочей семье. «Отец у меня был рабочим, кавалером двух орденов Трудового Красного Знамени. Проработал 40 лет в нефтехимической промышленности на заводе резинотехнических изделий, где изготавливал резиновые детали для автомобилей и самолетов. Мама тоже вначале работала на заводе, а после окончания техникума - в государственном страховании», - рассказал Евгений. 

После школы Евгений оказался в Смоленском музыкальном училище. И здесь, уже осваивал необычный инструмент - валторну. Медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра пришелся ему по душе. Интересна была история происхождения валторны от охотничьего сигнального рога - в оркестр она вошла только в середине XVII века.

 

 

Службу в Советской Армии он проходил в …военном оркестре Военной академии им. Фрунзе в Москве. «Демобилизовался из армии в 1990 году в… Париже, где играл в составе сводного оркестра Министерства обороны СССР. Поэтому спасибо маме, что тогда уговорила меня не бросать музыкальную школу. У меня была такая интересная служба», - вспоминает собеседник.

«И для меня, как юриста, музыка – это большая отдушина. Теперь аплодисменты – это мой драйв и самая большая моя награда», - признался лауреат XXII Международного конкурса славянской музыки в Москве (2016 год).

 

Альпхорнист Евгений Несмачный. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

После армии Несмачный преподавал во Дворце культуры профсоюзов в Смоленске, работал в областной налоговой инспекции, занимался частной юридической практикой.

И случилось так, что музыка вновь вошла в его жизнь, и уже совершенно в другом ракурсе. Случайно ли? Ответить на этот вопрос однозначно он не может.

В музыку вернулся уже благодаря найденному своему первому тромбону.

«И закружили воспоминания… Я взял тайм-аут в юридической деятельности и посвятил себя музыке. Вот так все случилось», - продолжает рассказ мой визави. 

Последние 10 лет гражданин России Несмачный живет в Минске, но часто бывает в Смоленске. С удовольствием принимает приглашения и выступает с музыкальными коллективами России и Беларуси.

Несколько лет назад в интернете он увидел альпийский рог и заказал его у немецкого мастера. Получив в 2013 году инструмент, Несмачный играл на нем «для себя в гараже», где оборудовал специальное изолированное помещение, чтобы не мешать соседям.

 

Альпхорнист Евгений Несмачный и симфонический оркестр БАТД. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

Альпийский рог – деревянный духовой инструмент басово-тенорового регистра, по звучанию похож на трубу. Как и все древние духовые инструменты, он являлся средством коммуникации. В древние времена для альпийских горцев  Alphorn (Альпхорн) - альпийский рог исполнял роль современного сотового телефона, но только с ограниченным радиусом - до 15 км в долинах. Местные жители использовали его для предупреждения об опасности и приближении врага.

"Первое упоминание об альпийском роге датируется 1527 годом, - рассказывает Евгений. - Существует красивая и печальная легенда о пастухе с альпийского луга Фримзелштайн, в восточной Швейцарии. Горы в этом районе отличаются особой крутизной и отвесными скалами. Пастух стоял на высоком уступе скалы, близ местной крепости, и вдруг заметил большой отряд вооруженных воинов. Это был давний враг жителей долины - соседний властелин граф де Монфон. Пастух трубил в Альпхорн до тех пор, пока ворота крепости не захлопнулись. Но он трубил с такой силой, что лопнули легкие, и пастух замертво рухнул со скалы. Протяжные мелодии Альпхорна милы и дороги жителям швейцарских Альп".

Музыка для этого инструмента не очень разнообразная, но, тем не менее, швейцарские композиторы писали и пишут произведения для альпийского рога, для оркестра с ним и для камерного исполнения.

- В Швейцарии есть школа, где преподают класс альпийского рога. В Беларуси, России и Украине преподают только класс валторны - сестры альпийского рога. У нас специалистов нет, - продолжает рассказ Евгений.

- Получается, что только вы и Аркадий Шилклопер, живущий сейчас в Германии, играете на альпийском роге? 

- Аркадий Шилклопер - выдающийся российский джазовый и классический мультиинструменталист, композитор, аранжировщик, импровизатор, валторнист, флюгельгорнист, исполнитель на многих народных духовых инструментах, включая альпийский рог, охотничий рог и корно ди каччио. Он виртуозный музыкант и прославился тем, что играет джаз на альпийском роге.

- А вы не пробовали играть джаз?

- Нет, это не мое, поэтому и не пробовал. Для этого нужно иметь натуру и дар, а от природы - чувство ритма и импровизации. А мне нравится, как написал Моцарт – это очень красиво и всегда будет востребовано.

- Но сегодня вы такие «па» изобразили на сцене. В какой-то миг даже показалось, что 5-килограммовый инструмент вас одолеет.

 

Альпхорнист Евгений Несмачный. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

- Сегодня первый раз я такое «вытворил», прежде так никогда не делал. А сегодня что-то нашло.

- Моцарт бы оценил бы это.

- Может быть, - смеется Евгений. - На самом деле, то, что я играл - это очень танцевальная музыка. Тара-ра-ра (поет). А Моцарт - это первая рок-звезда, я считаю. Он никогда просто так не одевался. У него был красный камзол, и он «рассекал» в нем.

- Такой сложный концерт Моцарта вы сегодня сыграли легко.

- У Моцарта все сложно, хотя говорят, что первый концерт у него самый легкий. И фортепьянный концерт, который тоже говорят самый легкий. На самом деле - у него все сложно, но очень легко воспринимается.

- Значит, Моцарта вы любите?

- Я обожаю произведения Моцарта. И отца - Леопольда Моцарта и  сына - Вольфганга Амадея. Они для меня - оба гении. Самое классическое произведение, которое исполняю на альпийском роге это «Симфония пасторале» Леопольда Моцарта - отца Вольфганга Амадея Моцарта.

- В вашем репертуаре только Моцарт?

- Я старался расширить классический репертуар для альпийского рога. С этой целью в течении трех лет конструировал и экспериментировал с различными трубочками, кронами, вентилями, и помпами. В итоге сконструировал уникальный адаптер, позволяющий придать рогу темперированный, хроматический строй. Ведь альпийский рог имеет натуральный звукоряд, в основе которого лежит трезвучие.

И теперь благодаря этому устройству на альпийском роге можно исполнять музыку Вивальди, Вольфганга Моцарта, Гайдна и других композиторов.

- Знаю, что вы играете и на тибетском роге.

 

Альпхорнист Евгений Несмачный. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

- Тибетский рог из Непала у меня появился в прошлом  году. Этот традиционный ритуальный музыкальный инструмент из латуни или, что реже, из серебра, имеет два названия Раг-Дунг или Дунг-Чен. Представляет собой духовой инструмент в виде складывающейся телескопической трубы длиною от одного до 6 метров, украшенной гравировкой, латунными чеканными манжетами с испещренными красными и бирюзовыми камнями. Этот буддистский музыкальный инструмент появился более 2 тысяч лет назад - еще до нашей эры. Его ближайшие аналоги - таджикский сорнай. Родственные инструменты тибетского рога - швейцарский альпийский рог, карпатская трембита, белорусская сурма и русский владимирский пастуший рожок. Но эти музыкальные инструменты изготавливают из дерева, и они имеют только 500-летнюю историю.

Пока Дунг-Чен исполнял роль подсвечника в гостиной, я к нему приглядывался, прислушивался. А однажды вечером я … на нем заиграл.

- А для публики уже играли на нем?

- На тибетском роге впервые выступил совсем недавно 14 сентября в Смоленске, где вместе с камерным оркестром под управлением Игоря Каждана исполнил "Симфонии пасторале" Леопольда Моцарта в трех частях. Изначально эту симфонию Леопольд написал для солирующего "corno pastoriccio" (пасторальный пастуший рожок), который является диковинным и уникальным в наши дни инструментом. Это деревянная труба с тёплым и мягким звуком, в 3 раза меньше альпийского рога. Чертежи этого инструмента, по которым был изготовлен современный corno pastoriccio, обнаружил мой друг и наставник Аркадий Шилклопер в архиве Зальцбурга.

 

Альпхорнист Евгений Несмачный. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

- С симфоническими оркестрами вы часто играете?

- На альпийском и тибетском рогах мне посчастливилось выступать  с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь, с симфоническим оркестром Театра оперы и балета Республики Беларусь, с оркестром русских народных инструментов смоленской детской музыкальной школы им. Балакирева, и с детскими коллективами Смоленского Дворца творчества детей и молодежи.

20 сентября участвовал в первом интерактивном познавательно-развлекательном спектакле для детей "Петя и волк", подготовленным Музыкальным домом "Классика".

Вместе с симфоническим оркестром Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь под руководством Александра Сосновского исполнил фрагмент из  «Симфонии пасторале» Леопольда Моцарта. В качестве солирующего инструмента были использованы валторна, с которой блестяще выступил Иван Форостяный, и тибетский рог. А в качестве шутки - садовый поливочный шланг с лейкой вместо раструбы и впервые - рыболовная удочка, которые я предварительно настроил в оригинальной нотальности соль-мажор. Получилось довольно музыкально и зрелищно. Но в этом бесспорно заслуга симфонического оркестра и его дирижера Александра Сосновского.

- Будете шлифовать мастерство игры на тибетском роге или «это больше для себя»?

- Конечно, буду продолжать играть. Тем более, что я еще только в начале пути.

- Пусть он будет для вас творчески успешным.