Необходимо выработать механизм взаимодействия школы с другими госорганами для профилактики семейного неблагополучия, заявил заместитель премьер-министра Василий Жарко сегодня на коллегии Министерства образования, посвященной итогам работы за 2016 год и основным задачам на 2017-й.
Как сообщает пресс-служба правительства, Жарко затронул вопрос несвойственных функций учителей. "Вызывает удивление, когда школу обязывают принимать меры к родителям - неплательщикам коммунальных услуг. Мол, учитель должен знать, что в этой семье есть проблема, надо обследовать эту семью и принять меры. Если кто-то из родителей совершает проступок, какое-то правонарушение, школа должна провести обследование семьи и фактически заняться перевоспитанием этих родителей. А где правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних?", - подчеркнул заместитель премьер-министра.
По его мнению, школа, учитель не должны подменять другие структуры, а участвовать в этой работе вместе с ними в рамках своих функциональных обязанностей. "Министерству образования вместе с заинтересованными надо выработать четкие, понятные принципы взаимодействия школы с другими госорганами в вопросах профилактики семейного неблагополучия, правонарушений, социального сиротства", - заявил Василий Жарко.
Также он обратил внимание, что при разработке учебных программ нельзя допускать просчетов и ошибок. Главой государства и правительством поставлена конкретная задача по серьезному совершенствованию учебного процесса в общеобразовательной школе. В первую очередь это касается разработки новых учебных программ.
По мнению педагогов, сегодня многие программы перегружены и несовершенны. "Просчетов и ошибок при разработке учебных программ нельзя допустить. Программы должны быть качественными, последовательными и взаимосвязанными между предметами. Мною поручено министру образования создать рабочую группу по этому вопросу, привлечь не только ученых, но и педагогов, которые каждый день работают по этим программам", - сказал Василий Жарко.
В соответствии с обновлением учебных программ разрабатываются учебные пособия. До 2020 года согласно поручению президента необходимо полностью обновить учебники, сделать их более доступными, информативными и неперегруженными. Для их подготовки на конкурсной основе привлекаются лучшие специалисты, используется опыт других стран. По словам заместителя премьер-министра, учебники должны быть качественными и служить долго, а не перерабатываться каждый год.
Василий Жарко также затронул вопрос здоровья детей. "Грош цена всем нашим образовательным программам, если каждый год состояние здоровья детей ухудшается. Поэтому разработка нового поколения программ и учебников должна исключить перегрузку детей", - уверен он.
Среди нерешенных вопросов системы образования заместитель премьер-министра отметил разработку новой редакции Кодекса об образовании. Ведется его доработка. "Это надо делать осторожно, не спеша, выверяя каждую позицию, не шарахаясь из одной крайности в другую, широко обсуждая с заинтересованными. И только потом утверждать", - подчеркнул Василий Жарко.
Сохраняется проблема обеспеченности местами в детских садах. Эта задача решается. Правительством утвержден план мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования, до 2020 года этот вопрос должен быть решен.
По мнению вице-премьера, необходимый объем знаний для поступления в вуз ученик должен получать в школе, а не у репетитора. По словам Василия Жарко, тесты на ЦТ должны соответствовать школьной программе. "Именно в школе ученик должен получить тот объем знаний, который необходим для тестирования, а не ходить за дополнительными знаниями к репетиторам. Учитель должен дать знания ученику, а не отправлять к репетитору", - уверен заместитель премьер-министра.
Репетиторство распространено не только при поступлении в вуз, но и в процессе учебы. Часто родители жалуются, что учитель не полностью раскрывает свой предмет, а для углубленного познания отправляет к репетитору к своему коллеге в другой класс. Это явление должно жестко пресекаться, уверен Василий Жарко. Учебную программу необходимо построить так, чтобы все можно было освоить в ходе учебного года. Министерству образования необходимо повернуться лицом к этой проблеме.
В этом году нужно выработать предложения по совершенствованию правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения. Тестирование является достаточно справедливым способом отбора, поскольку все абитуриенты находятся в равных условиях. Но тест не универсален, он не дает возможности оценить логику решения задачи или правильность устной речи абитуриента, его эрудицию и кругозор, гражданскую позицию.
Правительством поручено создать межведомственную рабочую группу по этому вопросу и выработать оптимальные предложения. "Возможно, по некоторым предметам мы вернемся к устным экзаменам", - сказал Василий Жарко.