Этнокомплекс “Наш родны кут Сабалі” появится не на пустом месте. В самих Соболях имеется целое этнографическое подворье» – “Сабалеўскі маентак”. Его организовал на своей малой родине брестский художник Анатолий Желудко. А в соседней деревне Михалки есть мини-музей - хата деда Хвэдора.
Хата даже успела зарегистрировать свой сайт: michalki.by. Побывать в самой хате не довелось. А вот сайт интересно рассказывает о сельском житье-бытье. Внучки Федора Захаровича Зеленко Мария Юдчиц и Вера Захарова собрали предметы сельского быта: ткацкий станок, прялку, швейную машинку, лампу-керосинку, корзины, короба, сапожный инструмент. Сельчане принесли старые вещи. И за короткое время в заброшенной избе возник настоящий культурный центр.
С появлением сайта, надеются внучки деда Хвэдора, к ним поедут и организованные туристы. Теперь по-другому и не может быть: ведь этнографический комплекс, который расположится рядом (а возможно, «прихватит» и Михалки), создается ради туристов.
Жители окрестных деревень довольны перспективой. Места здесь действительно красивые. И знаменитые.
За Соболями, например, есть захоронение времен национально-освободительного восстания 1863 года под руководством Кастуся Калиновского и Ромуальда Траугутта. В 1863 году в здешних глухих лесах базировался повстанческий отряд, которым руководил Траугутт. В районе деревень Соболи, Борки и Горск произошли три боя с царскими карателями. В двух первых повстанцы одержали верх, а в третьем отряд был разбит. Эти события описала в книге «Слава побежденным» Элиза Ожешко.
И еще один интересный момент. Попалась на глаза большая статья «Происхождение Руси - новая концепция» историка Александра Ильина. Выдернула кусочек. Не поленитесь прочесть. Итак: «Вернемся, однако, к уже поднятой проблеме "трех групп Руси". В одном из поздних вариантов этого сюжета читаем: "Русов три группы. Одна группа их называется рус, и царь их живёт в городе Куйабы. Другая группа их называется ас-Славийа и царь их в городе Славе, и этот город на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и царь имеет местопребывание в городе Арсе. Ни у кого не вызывает сомнений, что Куйаба - это Киев - столица Руси - Артании, охватывающей тогда верховья Дона, Оки, Десны и Днепра. Самая сложная задача - определить месторасположение Арсании. Если попробовать перевести с кельтского языка слово "Арсания", то получим "на Сане" (…). Есть ещё несколько версий местонахождения города Арса: теперешнее село Горск в Березовском районе. Тысячу лет тому назад оно могло находиться на берегу Сарматского озера...»
Может, кому-то эта версия покажется смешной. Но она имеет право быть в контексте перспектив, которые открываются с появлением этнокомплекса. Ведь от Горска до Соболей – рукой подать.
Еще хочется процитировать художника Анатолия Желудко, который раньше своего земляка Юрия Чижа начал подумывать о прославлении малой родины и принялся собирать сельские артефакты: "Тут калыска славянства, пра гэта многія гіпотэзы кажуць. Тут мора Герадота, еўрапейская Амазонія знаходзілася. А далей славяне пачалі рассяляцца на захад, змяшаліся з балтамі, беларусамі сталі, на ўсходзе заваёўваць Масковію пачалі, парабіліся напалову азіятамі. На поўдзень пайшлі ў бок Турцыі, дык з'явіліся ў іх шырокія шаравары, гэта казацтва...".
Видимо, надо спешить приобрести домик в какой-нибудь деревне под Соболями. Ибо потом старые хаты, вероятно, будут скупать и свозить в этнокомплекс. Приличные домики здесь, кстати, и сейчас стоят неслабо. Соболи, Кошелево и Михалки – на трассе М1/Е30. Ревятичи и Горск - между двумя трассами – международной М1/Е30 и республиканской Р-2 Кобрин-Столбцы. Есть ежедневное автобусное сообщение с Брестом и Минском. Они газифицированы, снабжены водопроводом. Плюс – грибной и ягодный лес, остатки знаменитой Кобринской пущи.