Когда твое маленькое солнышко делает первые шаги, на глазах всегда выступают слезы. Потому что малыш растет, развивается и делает попытку самостоятельно освоить окружающее пространство. Но совсем другие чувства приходят, когда это же родное существо надевает школьный костюм, берет ранец – и из вчерашнего беспечного мальчугана превращается в первоклассника. Жалко? Да! Но – такова жизнь.
Мой старший сын Василий 29 августа 2014 года пошел в первый класс. У нас состоялась торжественная линейка, мы познакомились с классным руководителем, воспитателем группы продленного дня. И стали ждать первых настоящих уроков.
В течение сентября детки знакомились со школьной жизнью, привыкали к ее новому распорядку. А уже в октябре в классе появилось расписание уроков, кружков – и у первоклассников началась настоящая учеба.
Судя по наблюдениям, первоклассники очень по-разному адаптировались к школьным будням. Одни продолжали баловаться на уроках и переменах, другие показывали нешуточные достижения в скорости чтения и усидчивости. А мой сынок столкнулся с проблемой индивидуальной особенности характера. По натуре он интроверт, подвижный, но любящий рассуждать. Причем речь и мышление развиты настолько, что ему порой интереснее поговорить со взрослыми, чем со сверстниками.
Он очень рано начал разговаривать и запоминать стихи на слух. В полтора года уже мог рассказать короткое произведение из 8-10 строк и за мной повторял слова молитвы «Отче наш». В три с половиной года он с помощью игрушечного детского ноутбука выучил буквы английского алфавита и слова, обозначающие предметы быта и продукты питания. Читать начал после пяти лет, когда в старшей группе детского сада посещал курс подготовки к школе.
Насильно я его никогда не заставляла что-либо запоминать. Но получилось так, что когда началось предметное обучение в школе, Вася понял, что многое из того, что объясняет учитель, он уже знает. И у ребенка пока что нет интереса и сосредоточенности к самому процессу обучения. Он все понимает, запоминает с первого раза. Но если не сосредоточится – ничего не сделает.
Из-за того, что мой сынок по индивидуальному развитию немного опережает сверстников, он порой не знает, как с ними общаться. Случаются небольшие безобидные стычки, но мне как маме абсолютно не хочется, чтобы моего ребенка считали драчуном.
На консультации с психологом меня успокоили – оказывается, из-за индивидуальных особенностей характера и уровня развития у Васи сейчас происходит «перезагрузка» требований к самому себе. С одной стороны – школьник, надо учиться, я же что-то знаю и умею. А с другой – еще не наигрался. И рекомендации в данном случае следующие: не давить специально на учебу, не перегружать дополнительными занятиями, настраивать на мирное общение с одноклассниками. К концу первого класса, когда все они «догонят» Васю по знаниям и развитию, появятся общие интересы и темы для общения.
Теперь дома мы стараемся больше разговаривать о взаимоотношениях с друзьями, очень помогает воспитатель и учитель. Главное – не форсировать события. Тогда «быть» первоклассником для Васи будет не так уж трудно.