Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 
20
сен 2019

Потрясающе неожиданно: Игорь Казаков поставил в Брестском драмтеатре «Мещанскую свадьбу» Бертольда Брехта

m

 

Тамара ТИБОРОВСКАЯTOMIN.BY

Экс-режиссер Могилевского театра кукол Игорь Казаков поставил в БАТД комедию по пьесе Бертольда Брехта «Мещанская свадьба». Первый премьерный показ спектакля в стиле кабаре прошел вечером 19 сентября. Зритель, привыкший к другим комедиям и знающий, кто такой Брехт и его пьесы, в начале спектакля был в шоке, а затем расслабился и принял такое совершенно неожиданное прочтения пьесы известного немецкого автора.

 

01

 

И вот, что я вам скажу, друзья: «Такой постановки в БАТД еще не было. Спектакль, в котором каждый фрагмент хочется пересмотреть заново, получился невероятно мощным. Актеры и постановочная группа Игоря Казакова превзошли сами себя, убедительно показав абсурд и нелепость рассыпающейся мещанской свадьбы».

 

03

 

Великолепный актерский состав на сцене Большого зала Брестского академического театра блестяще сыграл свои роли всего за час. Действо на сцене развивалось настолько динамично, что многие зрители были сильно удивлены окончанию спектакля. Однако это обстоятельство не сказалось на силе аплодисментов.

 

 04

 

Вышедшие на поклон артисты Сергей Петкевич, Ирина Давыденко, Екатерина Яцковец, Ольга Жук, Михаил Ильич, Олег Бузук, Наталья Лобко, Алексей Щербаков и Геннадий Чуриков пригласили на сцену режиссера.

 

05

 

В составе постановочной группе, с которой Казаков работает уже несколько лет - Роман Каганович из Санкт-Петербурга (режиссер по пластике) и Михаил Лашицкий (художник-постановщик).

В спектакле звучит музыка Леонида Павленка, которая органично вписалась в комедию.

 

17

Леонид Павленко.

 

- Я всегда читаю материал и слушаю режиссера. Иногда это совсем легко, а порой приходится помучиться. Меня радует, что здесь есть целостность. В начале режиссер указал направление, что это будет кабаре, но кабаре бывает разное. Настроение спектакля мне было понятно, а все остальное уточняли в процессе репетиций. Было много проб, - сказал Леонид, отвечая на вопрос TOMIN.BY.

 

16

Игорь Казаков.

 

- Я всем говорю, что у меня была очень крутая постановочная группа - группа мечты, - подчеркнул Игорь Казаков после спектакля, отвечая на вопросы журналистов. - С Леонидом Павленком мы уже 5 спектаклей выпустили. К этому спектаклю он написал, я считаю, крутейшую музыку, создающую атмосферу этой свадьбы. А ведь в начале мы очень долго мучились в поисках музыкального образа этой свадьбы, какой она должна быть. Миша Лашицкий, и художник, и режиссер, предложил прекрасное сценическое решение. Рома Коганович сделал очень много трюков и гэгов (шутка, комический эпизод, в основе которого лежит очевидная нелепость. – Прим. Т.Т.), которые ребята успешно реализовали и с которых хохотали зрители. Он помог артистам освоить почти каскадерские движения и пространство. Без них не было бы таких красок.

 

06

 

Артистам, занятым в этом спектакле, пришлось забыть о постулатах Станиславского. Им пришлось создавать образы своих героев самостоятельно, но под зорким глазом режиссера. Каждый мог творить, но все должно было вписаться в общую картину.

 

07

 

Спектакль был поставлен примерно за два месяца. За это же время художник-постановщик должен был придумать сложные безопасные конструкции и декорации, которые также совершенствовались в ходе репетиций. Так, ручку патефона, пришлось менять четыре раза, пока артисты научились ее крутить.

 

02

 

Как признался Сергей Петкевич, сыгравший роль отца невесты, за время репетиций была набита не одна шишка.

 

15

Артист Сергей Петкевич.

 

- Все движения оттачивались, а декорации усовершенствовались. С первым вариантом декораций было очень сложно работать. Пока шли репетиции разрабатывались безопасные технологии, чтобы стол, к примеру, поднимался, но при этом не придавил кого-нибудь. Мы освоили пространство и конструкции, и теперь играем без боязни упасть или набить синяк, - рассказал актер.

 

08

 

Реакцию зала артисты почувствовали в середине спектакля и поняли: зритель такое видение Брехта принимает.

- Будем надеяться, что другая публика, которая придет на этот спектакль, поверит в нас, поймет и пойдет за нами, - сказал Сергей Петкевич.

 

09

 

Следует отметить, что публика в зале очень живо реагировала на происходящее на сцене. Одна из зрительниц, увидев, как одна из героинь раздевается на сцене до панталонов, громко воскликнула:

- А что она себе позволяет?

Соседи напомнили даме, что она в театре, и она успокоилась.

 

10

 

Артисты же позволяли себе ровно столько, чтобы не быть вульгарными.

Изначально в спектакле была ненормативная лексика. Но к премьере все лишнее убрали, оставив, по словам режиссера, лишь «одну вишенку» - неприличное слово звучит в тот момент, когда жених пытается открыть дверь шкафа, а замок заело.

 

11

 

- Актерам пришлось прыгать с головой в омут, потому что нужно было держать жанр. Гротеск вообще труден в исполнении, а тут еще и бешеный темп спектакля. Брехт написал шарж-пасквиль, и его персонажи такие же – придурковатые и карикатурные. Все это было на грани легкого сумасшествия, потому что здесь практически каскадёрские трюки и не каждый актер, готов ежедневно к такой работе. Но мне, кажется, ребята очень хорошо справились с ней, потому что с большим энтузиазмом прыгнули в этот материал. Эта работа – большая авантюра, плавание Колумба с открытием Америки – для меня во всяком случае, - признался режиссер.

 

12

 

Во время спектакля Казакова, поставившего более 35 спектаклей, реакция брестского зрителя «во многих местах» удивила:

- Потому что она была неожиданна. Ты привыкаешь к нескольким формам юмора – авторский юмор в тексте, юмор в ситуации, юмор в том, что делают актеры на сцене. А зритель всегда вскрывает какие-то неожиданные моменты, которые незнакомы ни тебе, ни актерам. И в этом есть удовлетворение: зрители свежим взглядом видят какие -то новые грани истории и юмора на сцене. А мы это пропустили.

 

13

 

Что касается сценографии, то она несколько фотографична. Художник предложил идею декораций в стиле черно-белой открытки 30-40-х годов. А актеры голосом и движением их дополняли.

- Брехт – это скарбница драматургии, - сказал режиссер, отвечая на вопрос о выборе пьесы и автора. - Рано или поздно каждый режиссер мечтает прикоснуться к этому материалу, потому что он очень сложный. Для меня это было большой радостью. Мы все живем какими-то химерами, воспринимает не суть явления, а какие-то обвертки просто. С этим ощущением мы ходим в церковь: положено крест накладывать, накладываем. И так во всем, такой поверхностный взгляд на какие-то вещи. Это вскрывает наши пошлости, наши слабости, например, отдавать дань моде. И несовпадение реальности и желаемого дает порой катастрофический эффект, поэтому с этого хочется поржать. Горький смех он ведь – самый правильный. И Брехт своих персонажей просто бросает в омут.  

- Драматические спектакли в чистом виде – не мой конек пока еще, но такой опыт мне интересен, потому что большинство моих спектаклей, естественно, кукольные. Работа с живым актером где-то сложнее, где-то легче. Для меня эта работа была безумно интересной, - признался режиссер.  

 

 

 

 

- Театр очень радушно встретил наши капризы и авантюры, потому что мы сделали очень сложную конструктивно трюковую декорацию, позволяющую раскрыть идею постановки. А у Брехта это очень важное звено – халтурно склеенная на быструю руку мебель, разваливается как прогнивший сарай и, постепенно, как бы развинчивает образ свадьбы. В итоге это все превращается в катастрофу. Нам очень важно было найти решение. И театр разрешил импровизировать и пробовать.

Конечно, я искренне благодарен директору БАТД (Вячеславу Гарбузову. - Прим. Т.Т.), а также  художественному руководителю Сан Санычу Козаку за то, что пригласили и поддержали эту идею, и всех актеров. Мне кажется, что это было продуктивное путешествие для всех - мы много почерпнули из этой постановки.

Было любопытно узнать, не планирует ли Казаков, остаться работать в Бресте. Однако он сохранил интригу и делиться планами не стал:

- Вчера был Вольтер, сегодня - Брехт, завтра – Пушкин. Про планы не хочу говорить, - констатировал он.

 

14

 

Фото и видео автора.