День святых невинных младенцев Вифлеемских, или День Невинных, — это трогательный католический праздник 28 декабря, посвященный памяти малышей, жестоко убитых царем Иродом в попытке уничтожить новорожденного Иисуса. Эта трагедия, описанная в Библии, напоминает о цене спасения и невинных жертвах, становясь частью рождественской радости с ноткой скорби.

Праздник вспоминает мальчиков до двух лет в Вифлееме и окрестностях, которых Ирод приказал убить, боясь рождения "нового царя".
Церковь считает этих детей первыми мучениками за Христа: они погибли "из ненависти ко Христу", хотя сами ничего не успели совершить.
Для верующих этот день — повод молиться за всех невинных жертв насилия, войн, абортов и жестокости.
В западной (католической) традиции праздник на четвертый день после Рождества, внутри рождественской октавы.
Рядом с этим днем стоят другие праздники: 26 декабря — св. Стефан (первый мученик), 27 — апостол Иоанн, 28 — невинные младенцы; так подчеркивается тема верности Христу и жертвы.
На Востоке (некоторые православные церкви) память Вифлеемских младенцев совершается в другие даты, но смысл праздника тот же — молитва о невинно убиенных детях.
В Католической церкви это литургический праздник (память мучеников) в рождественском цикле, иногда называется Childermas или Feast of the Holy Innocents.
Литургический цвет — красный, это цвет крови и мученичества, подчеркивающий, что дети почитаются святыми мучениками.
Этот день не отменяет радость Рождества, но вводит серьезную, молитвенную ноту — напоминает, что приход Спасителя в мир столкнулся с жестоким сопротивлением зла.
Событие описано в Евангелии от Матфея (2:16–18): Ирод, узнав от волхвов о рождении "царя Иудейского", велел убить всех младенцев мужского пола до двух лет в районе Вифлеема.
Празднование памяти младенцев выделилось в самостоятельный день уже к V веку: сначала в восточных церквях, затем на Западе.
В Средние века мощам Вифлеемских младенцев поклонялись в Константинополе, Антиохии, Александрии, а также в некоторых монастырях Европы, куда были перенесены их реликвии; к ним приходили, особенно родители, молящиеся за детей.
В храме:
Служится особая месса в честь Святых невинных младенцев; читается отрывок Евангелия о казни детей Ирода.
Священник служит в красных облачениях, верующие молятся за детей, за семьи, за защиту жизни от момента зачатия.
В некоторых приходах есть отдельный обряд поминовения умерших детей (в том числе нерожденных), чтение их имен и заупокойные молитвы.
В семье:
Родители благословляют детей: делают знак креста на лбу ребенка, иногда смочив палец в святой воде, и произносят короткое благословение: "Да благословит тебя Бог и хранит твое сердце и ум — Отец, Сын и Святой Дух. Аминь".
В этот день в семьях стараются уделить детям особое внимание: совместная молитва, чтение Евангелия о Рождестве, благодарность Богу за дар жизни, разговор с подростками о ценности человека.
Распространен обычай готовить "детскую" или "младенческую" пищу: каши, мягкие блюда, белый пудинг с красным ягодным соусом как символ чистоты и пролитой крови мучеников.
Часто "главным" на этот день становится самый младший ребенок в семье: он выбирает меню, игры, музыку — это мягкое напоминание о том, что в Царстве Божьем "меньший" часто становится первым.
В некоторых странах, особенно Испании и странах Латинской Америки, этот день сочетает молитву с веселыми традициями: разыгрывают друзей, делают безобидные шутки, напоминающие, что зло не имеет последнего слова.