2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме, который был установлен в 2007 году Генеральной Ассамблеей ООН. О причинах, симптомах и лечении аутизма у детей - в материале TOMIN.BY.
Роль ранней диагностики аутизма
Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть детей с аутизмом становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе. При ранней диагностике и своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. Ведь наибольшая проблема, с которой сталкиваются родители этих детей – это социальное неприятие.
Ребенка, даже со слабыми отклонениями, сложно устроить в детский сад, с трудом берут таких детей в общеобразовательные школы. В большинстве случаев, если ребенка и удается «устроить» в массовую школу, то для семьи рано или поздно начинается «марафон выживания» в условиях отвергания ребенка-чудака, необычного и странного, как сверстниками и их родителями, так и отдельными педагогами.
В итоге чаша весов склоняется в сторону перевода его на домашнее обучение. Что проще – изолировать или научиться понимать и помогать?
Причины появления аутизма весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания или проявлением текущего болезненного процесса.
Аутизм – это вынужденная самоизоляция в условиях непонятного и пугающего внешнего мира. Это игнорирование (псевдоглухота, псевдослепота), избегание или отвержение мира, связанное со средой, когда окружающее становится постоянным источником неприятных чувственных впечатлений и эмоционального дискомфорта.
Ребёнок забирается в аутизм, как улитка в раковину, где ему гораздо спокойней и приятней. Но за аутистическим барьером он одновременно оказывается лишённым и необходимого для своего психического развития потока сенсорной, познавательной и эмоциональной информации.
Детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает всю психику ребенка. Такие дети любым способом избегают общения с людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят.
Как правило, вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего для общения с другими людьми такие дети словами не пользуются. В их манере говорить отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице. Если речь развивается, то это – монологи, может быть «магнитофонное» проговаривание слов, фраз, не соответствующее ситуации, «попугайная» речь, сочинение замысловатых слов, вычурные интонации. Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой интерес ко всяким механическим и неигровым предметам, необыкновенная ловкость в обращении с ними. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное равнодушие.
Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают пассивно-оборонительную позицию.
Многие страдают тяжелым нарушением процесса приема пищи, иногда они вообще отказываются есть. Они крайне ранимы. Не переносят раздражители, интенсивность которых вполне приемлема для ребёнка с нормальным развитием. С их повышенной чувствительностью связано отсутствие зрительного контакта (когда ребёнок смотрит куда-угодно, только не в глаза, иногда «сквозь» - отрешённо). Т.к. лицо человека, особенно взгляд, является наиболее сильным раздражителем среды.
Обычные окружающие предметы, явления и некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Признаки сильного страха у этих детей часто кажутся необъяснимыми. Если все же попытаться понять происходящее, то окажется, что нередко чувство страха возникает в результате навязчивой идеи.
Например, дети иногда бывают одержимы идеей, что все вещи должны располагаться строго упорядоченно по отношению друг к другу, что все в комнате должно иметь свое определенное место и если вдруг не находят этого, начинают испытывать сильнейшее чувство страха.
Новая одежда, новый маршрут, даже новая игрушка могут вызвать панику с визгом, криками, агрессией и самоагрессией, когда он бьет и кусает мать или тяжело травмирует себя. У аутичных детей встречаются и необычные пристрастия, фантазии, влечения, которые как бы полностью захватывают ребенка: их нельзя отвлечь, увести от этих действий. Диапазон их очень широк. Одни дети раскачиваются, перебирают пальцами, теребят веревочку, рвут бумагу, бегают по кругу или от стены к стене.
Другие проявляют необычные пристрастия к схемам движения транспорта, планом улиц, электропроводки и т.д.
У некоторых имеются фантастические идеи перевоплощения в животное или сказочный персонаж.
Часть детей стремиться к странным, неприятным на обычный взгляд действиям: залезают в подвалы, на помойки, постоянно рисуют жестокие сцены (казней), проявляют агрессивность в действиях. Искаженность развития у аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании опережающих возрастные нормы односторонних способностей (математических, конструктивных и др.) и интересов с несостоятельностью и беспомощностью в практической жизни, в усвоении обыденных навыков.
Обращает на себя внимание однообразный и односторонний характер развития способностей и увлечений этих детей: любят перечитывать одни и те же книги, коллекционировать однообразные предметы. Их увлечения и интересы односторонни и оторваны от действительности (сочинение бессмысленных стихов, “чтение” книг на непонятном языке, не «по возрасту» интерес к математике, языкам, шахматам, музыке), они не играют со сверстниками в сюжетные игры.
Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому врачу-психиатру. При этом признаки аутизма могут изменяться в зависомости от уровня развития ребенка и его возраста.
Характерно, что в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям, необходим комплексный подход. Роль врача-психиатра важна в лечебно-диагностическом аспекте, а в коррекции аутизма ведущая роль принадлежит психологам и дефектологам.
Коррекция длится на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.
- Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. Не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления от болезни. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, — это вера в успех, терпение, целеустремленность и, самое главное, любовь к своему ребенку, - советуют специалисты.
Родители не должны предъявлять к ребёнку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не Ваши мечты, а свои способности.
Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть, и не важно, что подумают о Вашем ребёнке соседи или мимо проходящие люди.
Во время учёбы, не ждите результата сразу, его может вообще не быть. Научитесь радоваться даже небольшим достижениям.
Не думайте о своей вине: лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват. И что он нуждается в Вас и Вашей любви к нему.
Рассказывайте о таких детках - пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, таким семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою особенность.
Главное для родителей, у которых есть ребёнок с диагнозом «аутизм» — не маскировать данное заболевание, не убегать от проблемы и акцентировать внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее.
Также необходимо отказаться от иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребёнка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребёнка, создавая вокруг него благоприятную атмосферу любви, доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
По материалам БОЦГиОЗ.