Условия использования материалов сайта TOMIN.BY
Постановление Экономического суда г. Минска в отношении ЧТУП «Чалей Транс»
Экономический суд г.Минска (судья Александр Карамышев) 19 января вынес решение по объединенному делу об административном правонарушении (ч.4 ст. 12.17 КоАП) в отношении столичного ЧТУП «Чалей Транс», занимающегося международными автомобильными грузоперевозками. Суд постановил: за транспортировку товаров в нарушение установленного законодательством порядка при наличии документов, не соответствующих действительности, подвергнуть «Чалей Транс» штрафу в размере 30 базовых величин (Br6 300 000) со взысканием стоимости предметов административного правонарушения в сумме 1 123 729 900 белорусских рублей.
Директор предприятия с доводами суда категорически не согласился. Постановление Экономического суда г.Минска не вступило в законную силу, поскольку была подана жалоба в Верховный суд Беларуси.
Вердикт суда для предприятия с небольшой прибылью, в штате которого сегодня кроме директора, еще 10 водителей и механик - прямой путь к банкротству, а в перспективе - и к ликвидации ЧТУП. Однако обо всем по порядку.
История административных правонарушений ЧТУП «Чалей Транс»
Суд установил, что в августе-сентябре 2014 года из Литвы в Брест, а затем в Казахстан ЧТУП «Чалей Транс» перевезло на 4 фурах предприятия фрукты. К слову, в суде руководитель предприятия эти 4 перевозки не подтвердил и заявил, что недобросовестные грузоперевозчики, как уже было не однажды, воспользовались номерами транспортных средств фирмы для получения фитосанитарного сертификата. Со слов директора, фирма не оплачивала услуги по выдачи фитосанитарного сертификата на эти 4 машины.
«Фитосанитарный сертификат не является документом, подтверждающим факт выполнения перевозки», - заявила в суде адвокат.
Суд учел показания двух сотрудников фитосанитарной службы, которые подтвердили: акты о выдаче сертификатов, оформлением которых занималось ООО «Шарпейторг», были составлены по результатам отборов образцов подкарантинной продукции, находящихся на складе временного хранения (СВХ) «Брест-СЭЗ» в полуприцепах-рефрижераторах.
Пятое административное правонарушение за перевозку в г. Петропавловск по СMR от 28 августа 2014 года и без ТТН-1 грузоперевозчик признал в суде. Директор пояснил, что по предварительной устной договоренности с брестским грузоотправителем ООО «Шарпейторг» грузополучателю ООО «Алекс-Проект-Юг» (г.Петропавловск) было доставлено по СМR-накладной 4514 кг груш и 15630,4 кг яблок. Однако заказчик не передал для подписания договор-заявку и не выдал ТТН-1.
Оплата за эту перевозку в размере 3200 долларов США до сих пор не произведена.
«Каких-либо иных перевозок в Казахстан предприятие не выполняло», - заявил директор «Чалей Транс» в суде.
О недостоверных сведениях и лжеструктуре
Как прозвучало на суде, департамент государственных доходов по Северо-Казахстанской области при Минфине Республики Казахстан организация ТОО «Алекс-Проект-Юг» еще 19 апреля 2012 года была признана бездействующей и по указанному адресу не зарегистрирована, а значит, является лжеструктурой.
С учетом ненадлежащего заполнения накладной (CMR) и информации Департамента государственных доходов по Северо-Казахстанской области при Минфине Республики Казахстан в отношении ТОО «Алекс-Проект-Юг» суд сделал вывод, что данная продукция по указанной накладной не получалась.
«Накладная в нарушение требований п.9 ст.10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчётности» содержит недостоверные сведения о хозяйственной операции и, как следствие, не имеет юридической силы и не подлежит принятию к бухгалтерскому учету, в том числе, у перевозчика», - говорится в постановлении суда.
При вынесении решения по 5 эпизодам административных правонарушений суд учел также данные ИООО «Капш Телематик Сервисиз» о том, что с 23 августа по 21 сентября 2014 года были зафиксированы оплаты за проезд по маршруту: граница Польши-Брест-граница Российской Федерации с использованием бортовых устройств, зарегистрированных на 5 транспортных средствах «Чалей Транс».
Директор предприятия не отрицает факт проезда машин фирмы в РФ, но уточняет: 4 машины шли без груза.
Позиции суда и «Чалей Транс»
Возражения ЧТУП «Чалей Транс» и представленные документы о выполнении в сентябре 2014 года перевозок по заявкам ООО «БобруйскОптТорг» суд не принял во внимание. «Поскольку они не были представлены на запросы органа, ведущего административный процесс (директор длительный срок находился в больнице, где ему сделали три операции, на очереди четвертая по онкозаболеванию. - Прим. Т.Т.), и не охватывают транспортную деятельность предприятия с пересечением границы Российской Федерации в тот период, не опровергают документов, подтверждающих факт невыгрузки в Республике Беларусь доставленных из Литвы транспортом предприятия партий плодовой продукции», - говорится в постановлении суда.
В суде директор предприятия сообщил, что документы о выгрузке фруктов в Бресте есть, и он их готов предоставить.
Адвокат грузоперевозчика в суде заявила, что 4 протокола (№ 15060007279 от 20.11.2015 г., №150060007280 от 20.11.2015 г., №15060007281 от 20.11.2015 г., №15060007282 от 20.11.2015 г.) «не могут быть использованы в качестве допустимых доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку основаны на предположениях», а «факты проезда не доказывают, что транспортные средства перевозили груз, указанный в фитосанитарных сертификатах».
«Основываясь на оценке всей совокупности собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что данные перевозки имели место в отношении плодовой продукции, ввезенной в Республику Беларусь по CMR-накладным №№ 1710, 1309, 1409, 1600, 1850 из Литвы автомобилями ЧТУП «Чалей Транс». Данный товар в Республике Беларусь не выгружался», - констатируется в постановлении Экономического суда г.Минска.
Цена предмета административного правонарушения (перевезенных яблок и груш) - Br1 123 729 900
На основании п.3 части 2 статьи 6.12 КоАП суд постановил взыскать с грузоперевозчика стоимость предметов административного правонарушения (перевезенных фруктов) - в сумме 1 123 729 900 белорусских рублей.
Как заявил на суде руководитель ЧТУП, реальная цена фруктов, как минимум, в 2 раза ниже.
В постановлении суда говорится: «При определении размера подлежащей взысканию денежной суммы судом может учитываться, в том числе, рыночная цена, сложившаяся на аналогичные товары с учетом конъюнктуры рынка и действующая на момент проведения оценки.
(…) Согласно имеющейся в материалах дела справке средняя стоимость товаров «яблоки свежие» производства Польша в августе 2014 года составляла 11 100 рублей за 1 кг, «груша свежая» - 14 650 руб., на сентябрь 2014 г. «слива свежая» - 9 900 руб., «груша свежая» - 14 650 руб., «яблоко свежее» - 11 100 руб.
Исходя из установленной цены, а также справок ООО «Евроторг» и ЗАО «Юнифуд», стоимость товара по СМR-накладной от 28.08.2014 г. - яблоки весом нетто 14534 кг составила – 161 327 400 руб., груши весом нетто 4 200 кг - 61 530 000 руб., всего: 222 857 400 руб.».
Суд исходил из того, что данные суммы являются фактической рыночной ценой перевезенных ЧТУП «Чалей Транс» партий импортной плодовой продукции и могут быть приняты при определении стоимости предметов административного правонарушения.
Возражения директора о неправильно определенной стоимости суд отклонил.
В кассационной жалобе предприятия в Верховный суд говорится: «Законодательство определяет, что применение альтернативного порядка определения стоимости возможно только в том случае, если стоимость невозможно установить по первичным учетным документам.
К материалам дела приобщены ТТН-накладные, оформленные на груз от ИП Глушко В. в адрес ООО «Шарпейоптторг», которые содержат указание на стоимость груза».
Как считает директор, таможенные органы могли и должны были поднять таможенные декларации на ввоз товара, которые также содержат сведения о стоимости груш, яблок и слив, ввезенных на территорию Беларуси. Но таможенные органы и суд использовали сведения о розничной цене, предоставленные ЗАО «Юнифуд» и филиалом ООО «Евроторг» в г.Бресте. О чем руководитель заявил в ходе судебного разбирательства.
Комментарий директора ЧУТП «Чалей Транс»
«С решением суда мы не согласны, поэтому и подали кассационную жалобу в Верховный суд Беларуси, - рассказывает руководитель автотранспортного предприятия. - Наказание, которое вынес суд, не соответствует тяжести административного правонарушения. Ущерба нет, а мы не получили за грузоперевозку оплату. В перспективе наши сотрудники потеряют работу.
Кроме того, вина предприятия в осуществлении правонарушений, по мнению суда, подтверждается отсутствием сведений о наличии отметок о погрузочно-разгрузочных работах в ТТН накладных №№0122611, 1022659, 1022688, 1022687 на поставку фруктов от ИП Глушко В.И. в адрес ООО «Шарпейторг». В суде мы заявили о готовности предоставить накладные с отметкой о сдаче груза ООО «Шарпейторг». Однако суд не счел это необходимым, поскольку посчитал мои пояснения, а также пояснения водителей нашего предприятия о выгрузке груза на СВХ достаточным доказательством подтверждения факта выгрузки.
Суд указал, что данный факт будет отражен в протоколе судебного заседания. Однако после ознакомления с постановлением суда мы увидели, что факт выгрузки груза ООО «Шарпейторг» не только не отражен, но и искажен.
В постановлении указано, что ТТН-накладные, приобщенные к материалам дела, не содержат отметок о выгрузке груза. Считаю, что при рассмотрении дела были нарушены права нашего предприятия по предоставлению доказательств о своей невиновности».
Проблемы белорусских международных автотранспортных грузоперевозчиков нужно решать в комплексе
Трудно сказать, почему на практике не работает ст. 8.8 КоАП освобождение от административной ответственности за правонарушение, не связанное с получением выгоды имущественного характера. А ведь в статье прямо указывается, что юридическое лицо освобождается от административной ответственности за совершение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, если совершенное должностным лицом или иным работником юридического лица административное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.
Проблемы белорусских международных автотранспортных грузоперевозчиков нужно решать в комплексе. При вынесении постановлений по административным делам необходимо учитывать оценку тяжести совершенного правонарушения, причинения ущерба государственной собственности и получения правонарушителем выгоды имущественного характера. Об этом написали в открытом обращении, датированном 5 октября 2015 года, в адрес Президента Беларуси Александра Лукашенко брестские дальнобойщики.
Руководители предприятий просят главу государства дать «поручение компетентным органам досконально разобраться в сложившейся ситуации в области международных перевозок грузов, прекратить привлечение автоперевозчиков по формальным основаниям (не причинившим какого-либо вреда) к административной ответственности».
В промежуточном ответе из Главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации Президента Республики Беларусь говорится:
«Настоящим сообщаем, что Ваше обращение от 5 октября 2015 г. № 0510/1 направлено в органы государственного управления для рассмотрения и выработки предложений. О результатах Вы будете проинформированы дополнительно».
Как стало известно TOMIN.BY, проблемы белорусских дальнобойщиков по поручению Совета Министров Беларуси с целью выработки согласованного решения по исключению необоснованных требований к субъектам предпринимательской деятельности обсуждались в Министерстве транспорта и коммуникаций. На совещании присутствовали представители Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета и Верховного суда.
По предварительной информации TOMIN.BY, Минтрансом при подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» внесены соответствующие предложения по редакции отдельных норм, касающихся организации и выполнения международных перевозок.
Подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Правила автомобильных перевозок грузов», в котором определен раздельно для перевозчика и грузоотправителя перечень документов, необходимых водителю для выполнения международных перевозок грузов.
Предполагается, что после принятия проекта постановления, Минфином будут внесены изменения в Инструкцию по заполнению ТТН-1 для учета движения товаров при их перемещении с участием автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки.
Сегодня, 8 февраля, на сайте правительства опубликовано постановление, в соответствии с которым учтены предложения брестских автотранспортных грузоперевозчиков. А ведь коллеги брестчан из других регионов не верили, что открытое обращение к Президенту решит проблемы грузоперевозчиков даже частично.
Читайте также: