Житель деревни Большие Мотыкалы Брестского района, рукоборец Виктор Братченя завоевал две золотые медали на прошедшем чемпионате мира по армрестлингу в болгарском Благоевграде. Теперь в его активе 12 титулов сильнейшего на планете.
Виктор Братченя завоевал две золотые медали чемпионата мира по армрестлингу в Болгарии.
Свою первую награду Виктор получил на Кубке Беларуси среди взрослых спортсменов в 16 лет. В его коллекции также 11 золотых медалей чемпионата Европы, а также золото, завоеванное в 2005 году на Кубке мира в Польше среди профессионалов.
Сейчас армрестлер выступает среди паралимпийцев в весовой категории до 80 кг. Братченя - единственный в Беларуси, и один из пяти рукоборцев-паралимпийцев мира, выступающих и среди здоровых спортсменов.
Золотые медали Виктора Братчени, завоеванные на чемпионатах Европы и мира в 2016 году.
Парадоксально, но армрестлер Виктор Братченя, являясь обладателем 24 золотых медалей, не получает за них ни премий, ни стипендии.
Виктор Братченя родился 13 апреля 1985 года в д.Большие Мотыкалы Брестского района, где и проживает вместе с семьей в родительском доме.
Три его ученика, Сергей Чавлытко, Вадим Ковальчук и Александр Булавин, - мастера спорта. Виталий Смоленчук стал бронзовым призером на чемпионате Европы 2016 года в Румынии среди инвалидов-колясочников. На общественных началах сейчас Братченя тренирует 5 учеников.
Армрестлингом Виктор не планировал заниматься, но «так сошлись звезды». Как человек верующий, он уверен: ничего случайного в жизни не бывает. Будучи восьмиклассником, он как-то однажды пришел в спортивный зал, расположенный рядом со школой «на горке», чтобы «подкачаться». Да так и «прикипел» к столу для армрестлинга, гирям и штанге, несмотря на наледь на стенах зала зимой и жару летом.
«Там не было отопления. Ребята тренировались зимой в шапках и варежках. Рядом с этим зданием делали ремонт и задели теплотрассу. Мы писали во все инстанции, приезжали комиссии, писали отчеты, в которых все соответствовало нормам и стандартам. А потом спортивный зал перенесли в школу. Сейчас тренируюсь дома, где за личные средства оборудовал тренажерный зал», - рассказывает Виктор.
Природой у парня заложены крепкие руки. Поэтому уже на первом году занятий под руководством старшего брата подросток выиграл соревнования у старшеклассников. Первые победы пришлись на учебу в 8-9 классах (1999 - 2000 гг.). О таком успехе, он прежде даже не мечтал.
И трудно поверить, что у него 3-я группа инвалидности по заболеванию опорно-двигательного аппарата.
С 5 до 10 лет Виктор вместе с мамой, Галиной Андреевной, находился в Научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии Минска, где перенес за эти годы 6 операций. А отец, Александр Степанович, трудился на нескольких работах и растил старшего сына Андрея. Курс лечения в больнице чередовался с реабилитацией дома.
«Я все детство провел в больницах. Если кто-то играл в песочнице, то я с 5 до 10 лет практически безвылазно находился в больнице. Полгода был в НИИ травматологии, полгода - дома. Было такое, что, приезжая в больницу, радовался и был счастлив. Потому что там были все свои и все мои друзья. Там очень много читал. 300-страничную книжку прочитывал за 2-3 дня», - вспоминает мой визави.
Старший брат Виктора к моменту его увлечения армрестлингом уже учился в академии физкультуры. Вместе с ним жил парень, который занимался армрестлингом. Он и дал парню несколько советов, показал приемы.
«Получилось так, что на соревнованиях я у него выиграл. В 2001 году, когда мне было 16 лет, я уже поехал на свой первый чемпионат мира и завоевал свою первую бронзовую медаль. Мне тогда казалось, что я у всех выиграю, что все уже знаю. Можно сказать, что мне даже подфартило. Новичкам везет, как правило», - резюмирует собеседник.
24 золота – это серьезный результат и ошеломляющий успех для 31-летнего спортсмена. Равных Братчене нет в Беларуси и в мире. Поэтому мне было интересно узнать, что же он сегодня считает главным своим достижением в жизни.
«Для меня спорт – это моя жизнь. Я себя не представляю вне спорта. Поэтому очень сложно сравнивать и разделять спорт и жизнь, но... Самые большие эмоции у меня вызывают не медали, а моя дочь Валерия Викторовна, которой 18 октября исполнилось 2 года и 7 месяцев. Она уже за меня болеет. Вместе с родными смотрела трансляцию с чемпионата мира, радовалась, кричала: «Мой папочка выиграл». Что может быть лучше этого?
Медали ведь - привычное дело, а дочь каждый день вызывает новые эмоции. Она самый преданный мой болельщик. Валерия еще не совсем понимает, что такое победа. Но ее слова "мой папочка выиграл" - это самое высшее мое достижение», - признается рукоборец.
Виктор Братченя с дочерью Валерией.
- А папа еще не мечтает о том, чтобы дочь пошла по его стопам?, - спрашиваю.
«Сложно загадывать. Хочу, чтобы она сама выбрала свое дело. Сейчас она любит танцевать», - констатирует счастливый отец.
Как выяснилось, не только двухлетняя дочь является стимулом и его вдохновением и в спорте, и в жизни. Жена Виктора Юлия, закончив юридический факультет и находясь в декретном отпуске, на базе первого высшего образования поступила в этом году на второй курс Брестского государственного педагогического университета, хотя она и так является надежной опорой и личным тренером мужа, заслуженного мастера спорта. Вот так и не иначе.
Виктор Братченя с женой Юлией.
Столько лет подряд удерживать такую высокую планку в неолимпийском виде очень сложно. Многие спортсмены мечтают стать призерами. Для Виктора же второе место – это не результат.
«Знакомые и друзья меня уже давно не воспринимают со 2 местом. И я не представляю себя без золотой медали. Моя цель – чтобы белорусский гимн звучал на чемпионатах, хотя бы единожды за два дня. Восемь лет назад я получил травму левой руки, и теперь больше борюсь не с соперниками, а с этой травмой», - признается Виктор.
А мечтает именитый спортсмен при своих 12 золотых медалях на ЧМ о восьми еще таких же наградах: «Моя мечта - 20 золотых медалей чемпионатов мира. Самое важное уже пройдено – 12 медалей завоевано. В этом году не проиграл ни одной схватки. Сейчас переживаю вторую молодость, полученный опыт позволяет воплощать свои мечты в жизнь, несмотря на травмы. У нас идут большие нагрузки на локтевой сустав. Я уже 16 лет борюсь – это реально очень много. Так что я - ветеран по результатам.
В этом сезоне осуществилась моя мечта получить в один год по две золотые медали чемпионатов мира и Европы. Прежде золотые дубли получал на ЧЕ, а на ЧМ чего-то не хватало - то травмы, то другие объективные причины», - подчеркивает собеседник.
- А запрещенные приемы в армрестлинге применяются?
- У нас все более демократично, чем в других видах спорта. Мой, к примеру, соперник из Украины на нынешнем чемпионате мира, зная, что у меня травма руки, применял ту технику, где идет максимальная нагрузка и болевые ощущения. Но я давно не новичок. Пришлось блокировать его атакующие действия: немного переждал, передержал и в нужный момент относительно спокойно выиграл схватку.
Было тяжело, конечно, но с умом подошел и получил результат. В молодости бы не хватило терпения, а теперь есть опыт.
- А чем отличаются чемпионаты Европы и чемпионаты мира, кроме статуса, конечно?
- Для меня, прежде всего, ЧМ и ЧЕ отличаются системой подготовки. Мой соперник с Украины, в этом году сознательно не поехал на европейский форум и целенаправленно готовился к одному старту – чемпионату мира. Сгонял вес, чтобы попасть в весовую категорию. К тому же, на состязаниях мирового уровня соперники всегда сильнее, даже если они участвуют в чемпионатах Европы. Да и интересней гораздо, надо ухо востро держать.
В этом году на ЧМ в Болгарии соревновались около 1300 спортсменов из 52 стран. И представители Брестской области, между прочим, завоевали 4 медали: две золотые мои и две бронзовые награды на левую руку привезли из Болгарии спортсмены из Барановичей - Дарья Яцкевич, выступавшая в весовой категории до 50 кг (до 21 года) и Дмитрий Михей, выступающий в весовой категории до 75 кг.
Самые памятные и значимые для него 2 золота и 2 серебра на чемпионате мира в Канаде. Тогда, в 2008 году, он выступал сначала среди паралимпийцев, а затем соревновался со здоровыми спортсменами. Тогда же и получил свою травму, с «которой теперь и борется».
«Я тогда завоевал золото на левую руку и серебро на правую среди паралимпийцев в весе до 75 кг. В весе до 70 кг среди здоровых спортсменов я также завоевал золото на левую и серебро на правую руку. У нас только 5 человек в мире, которые выигрывали медали и среди паралимпийцев, и среди здоровых. В Канаде выиграл у литовца Асмонаса Мантаса. Я вышел в финал с поражением. Один раз у него выиграл, и был суперфинал, в котором я выиграл, обеспечив себе первое место.
Тогда были эмоции, когда на тебя не ставят. Асмонас два дня отдыхал, а я соревновался. И все-таки я собрался и выиграл финал. Не знаю, удастся ли кому-то достичь такого результата среди паралимпийцев и здоровых спортсменов.
Я боролся 4 дня и провел тогда 35 схваток. После этого чемпионата около 3 месяцев вообще не мог заходить в зал. Физически восстановился, а морально – не хотелось ничего», - вспоминает собеседник.
- Как ты сам оцениваешь свои победы? Столько медалей – это немыслимо, бюст впору ставить на родине?
- Мой ангел-хранитель поддерживает меня. По-другому не реально таких успехов добиваться.
- Как готовишься к соревнованиям и в чем залог такого невероятного успеха?
- Секретов больших нет. Ко мне ребята приезжают, я им говорю: чтобы не зависеть от судейского фактора, нужно быть на две головы сильнее соперника. Поэтому нужно «пахать». А у нас почему-то не любят «пахать». У нас с минимальными затратами сил хотят получить максимальный результат. А так не бывает.
За прошедший календарный год (с октября 2015-го и по октябрь 2016 года) Братченя завоевал 6 золотых медалей – это максимальный результат.
«Мне говорят: ты - наша гордость, но армрестлинг - неолимпийский вид спорта, - продолжает рассказ собеседник. - Тогда я спрашиваю: «А что от этого меняется цвет флага Беларуси или гимн по-другому звучит?».
Вкладывают большие деньги в подготовку спортсменов к Олимпиадам, а результатов нет. Они получают зарплаты, фармацевтику, одежду, обувь, стипендии. Для них спорт - это работа. Для меня спорт – это хобби, который приносит мне удовольствие и медали для страны.
Неужели мы настолько не уважаем своих спортсменов? Я прошу только уважения к своим результатам. Насколько я заслужил, на столько мне и дайте. Я не прошу деньги на отдых».
Вместе с тем в Грузии, к примеру, спортсмены получают около 7 тысяч долларов за 1 место на чемпионате мира, и 3,5 тысячи – за чемпионат Европы. А еще они получают зарплату и дотации от Министерства спорта.
«Почему хоккеистам-иностранцам у нас есть возможность платить каждому по миллиону долларов, плюс бонусы, переезды, перелеты. "Умирать" за Беларусь на Олимпиадах они не будут, они должны отработать свои контракты в клубах», - сетует собеседник.
В 2016 году Всемирная федерация армрестлинга подписала договор о сотрудничестве с Международным Паралимпийским комитетом. После этого в Украине, например, начали спонсировать паралимпийцев.
Сейчас идут переговоры о включении армрестлинга в Паралимпийские игры 2024 года.
«Уже сегодня нужно вкладывать в это деньги, чтобы потом был стопроцентный результат. А результат точно будет!», - уверен Братченя.
К слову, в этом году управление спорта и туризма Брестского облисполкома полностью оплатило Виктору все расходы, связанные с поездкой на чемпионаты Европы и мира. Спонсоры, которых найти все труднее, в силу своих возможностей помогали с подготовкой к соревнованиям.