«Аэропорт Брест закрыт»
Аэропорт Брест был сегодня закрыт. Здесь наблюдалось скопление большого количества аварийно-спасательной техники, в небо взмывали вертолеты, то и дело слышался рев сирен.
Поводы для волнений, правда, были чисто учебные. Здесь проходило масштабное совместное тактико-специальное учение, в котором были задействованы подразделения «Белаэронавигации», МЧС, Минобороны, медики, милиция и даже пограничники и таможенники.
Представители всех этих служб в несколько этапов отрабатывали ликвидацию последствий авиационных происшествий. Поиск, спасание пассажиров и экипажей потерпевших бедствие воздушных судов.
Были смоделированы две учебные ситуации с максимальным приближением к реально возможным событиям.
Сигнал «Бедствие»
По первой вводной, на воздушном судне Ан-26, следовавшем по маршруту Мачулищи – Брест, произошел пожар левого двигателя. Происшествие было «отягощено» еще и тем, что возникли проблемы с выпуском шасси.
В аэропорту тут же закипела работа по подготовке приема аварийного самолета. Пожарное подразделение создало пенную подушку вдоль взлетной полосы. Аэродром прекратил работу на прием и запуск воздушных судов.
А на посадку и на самом деле пошел военный Ан-26 – так что работали «вживую».
По легенде, без ЧП после посадки не обошлось. Произошло разрушение пневматики левой стойки шасси, самолет сошел на грунт, подломилась левая стойка шасси, и в довершение всех бед на самолете возник пожар. А на борту находилось 15 человек, которым требовалась помощь. И команды экстренного реагирования подоспели вовремя.
Спасатели и медики развернули пневматический медицинский модуль. Одновременно началась и эвакуация людей из самолета через открытые основные и аварийные выходы.
Работники МЧС приступили к тушению пожара – для его имитации подожгли заранее установленные противни с горючим веществом.
Тем, кому было необходимо, оказывали неотложную медицинскую и психологическую помощь.
Прошло все быстро и слаженно. По окончании спасательных работ взлетную полосу освободили от «поврежденного» самолета, отбуксировав его с помощью мощного КрАЗа.
Пропал с экранов радаров…
На следующем этапе учения задачу для участников усложнили. Самолет ТУ-154М, согласно вводной, потерпел крушение… на воде. Поэтому все действие развернулось на акватории Мухавца, в районе деревни Щебрин.
Конечно, самолета, упавшего в воду, не было, но людей из воды доставали самых настоящих – не манекенов. Пострадавших сыграли воины-десантники.
Но перед этим их нужно было еще найти. Ведь началось все с того, что экипаж самолета, следовавшего по маршруту Калининград – Брест, доложил о пожаре: на воздушном судне загорелся правый двигатель. На борту, согласно вводной, было 15 пассажиров и 5 членов экипажа. А затем метка аварийного судна пропала с экранов радаров…
Как выяснилось, при аварийной посадке на воду произошло разрушение и частичное затопление воздушного судна. Экипаж, надев спасательные жилеты, через люки эвакуировал часть пассажиров в сброшенные с борта на воду плавсредства.
К месту аварии тем временем прибыл поисково-спасательный вертолет Ми-8 МТ ВВС и войск ПВО.
С военного вертолета на альпинистском снаряжении десантировались спасатели. Прямо на веревках они поднимали над водой терпящих бедствие и доставляли их на берег.
Помогали эвакуировать людей на берег и спасатели-водолазы. Им также была поручена миссия поиска и поднятия на поверхность «черного ящика» – регистратора параметров самолета.
Включились в работу на месте авиапроисшествия и медицинские расчеты, организовавшие сортировочный пункт пострадавших.
А отделения химической и радиационной защиты занялись сбором разлитого на воде авиационного топлива. Для этого установили боновые заграждения и включили в работу специальное оборудование - нефтесборщик.
…И снова тушили пожары
Еще одним этапом учения стала отработка совместных действий пожарно-спасательного расчета Брестского филиала ГП «Белаэронавигация» и подразделений МЧС при тушении различных видов пожаров на воздушном судне.
На учебном полигоне аэропорта Брест тушили разлитое топливо, горящие двигатель самолета и шасси, ликвидировали очаг пожара внутри фюзеляжа…