|
Указ президента «Об утилизационном сборе в отношении отдельных видов колесных транспортных средств», который планируется подписать до конца года, может погубить отечественный автобизнес.
Автомобили в Беларуси станут дороже
Разговоры о введении утилизационного сбора на транспортные средства, ввозимые в Беларусь, ведутся со времени принятия аналогичного постановления в России. Ряд игроков автобизнеса называют эту меру «протекционистской» и бесполезной для нашей страны.
По уверениям экспертов, введение утилизационного сбора в Беларуси значительно усугубит положение отечественного автобизнеса и поспособствует развитию криминальных схем поставки автомобилей в страну.
«Ежедневник» проанализировал текст проекта указа, оказавшегося в нашем распоряжении, и обратился к экспертам за комментариями.
Как следует из документа, утилизационный сбор в Беларуси предлагается ввести по российскому варианту - за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в страну. Исключение - для лиц, признанных беженцами, сотрудников дипломатических учреждений, консульских представительств, международных организаций, а так же отдельных категорий иностранных подданных. Предлагается не облагать сбором автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческого использования, с оригинальными кузовом и двигателем, а так же продукцию отечественного автопрома: МАЗ, Geely, Zotye.
Остальные умножают размер ставки утилизациного сбора ввозимой машины на коэффициент расчета, зависящий от возраста автомобиля, объема двигателя и назначения. Важный нюанс - в проекте указа ставка утилизационного сбора указана в национальной валюте России: для легковых автомобилей - 20 тысяч российских рублей, для легких коммерческих и грузовых - 150 тысяч российских рублей.
«БАА не понимает, - недоумевает председатель автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Михневич, - почему внутри своей страны мы обязаны рассчитывать утилизационный сбор не только по российской методике, но еще и в российских рублях! Куда уместней было бы привязать ставку к евро, как, например, ставку таможенной пошлины».
В таблице ниже приведен расчет сумм утилизационного сбора за автомобили, ввозимые в нашу страну, - каким его видят законодатели. Получатель - бюджет Беларуси. В случае ввоза автомобиля в Россию сбор поступает в бюджет страны-соседки.
Указ вступает в силу с 1 января 2014 года. С этой даты при регистрации автомобиля у ввозящего его лица потребуют уплаты нового сбора - даже если автомобиль пересек границу Беларуси в декабре 2013 года. На кого в этом случае ляжет новая выплата - импортера или его клиента? В проекте указа об этом ничего не сказано.
«Как следует из текста постановления правительства РФ, наши соседи намерены взимать утилизационный сбор с машин, ввезенных с 1 января 2014 года, мы - независимо от даты ввоза, - комментирует ситуацию заместитель председателя Белорусской научно- промышленной ассоциации (БНПА) Сергей Варивода. - Складские запасы у белорусских автодилеров моментально подорожают в первый день года, в России останутся на старой цене. Это противоречит принципу создания равных условий хозяйствования в рамках ЕЭП».
Обратив внимание на разницу в ценах, а так же на ставки утилизационного сбора для физ- и юрлиц, сограждане поедут за машиной в российские шоу-румы. К слову, за 10 месяцев 2013 года новые автомобили в России купили около 4 тысяч граждан Беларуси. По словам Вариводы, этот «ручеек» может превратиться в полноводный поток, который уведет валюту из страны в торговые точки соседей.
Основной удар, по мнению Михневича, придется по тем, кто намерен купить бюджетный автомобиль. Согласно регистрации транспортных средств, ввезенных в Беларусь, именно этот сегмент помог автодилерам добиться рекордного количества продаж за 10 месяцев 2013 года. Около 80% пришлось на бюджетные седаны ценой в 15-20 тысяч долларов и внедорожники до 25 тысяч долларов. VW Polo Sedan, Renault Sandero, lada Granta, KIA Rio, VAZ 2114, Hyundai Accent могут стать недоступными тем, кто откладывал на новый автомобиль годами. Исключение - сделанные в Беларуси Geely и Zotye?
«Мы пока не понимаем, подорожают ли автомобили белорусской сборки, - говорит Михневич. - Судя по проекту указа, этого не произойдет, производителей субсидируют. При этом мы опасаемся двойного обложения - утилизационный сбор может быть изъят как в России, так и в Беларуси».
По мнению большинства игроков автобизнеса, вместо защиты отечественного производителя утилизационный сбор в Беларуси может сформировать дисбаланс цен, увеличив стоимость машин для сограждан, а так же стимулировать к нарушению закона.
Обратив внимание, что ставки утилизационного сбора для частных граждан Беларуси значительно меньше ставок юрлиц.
Михневич уверяет: «Новый сбор может больно ударить по подержанным машинам, ввозимым юрлицами. Ввоз последними «бэушки» прекратится, этим займутся физлица, оформляя автомобили на подставных лиц. А это - криминальные схемы».
Интерес сограждан к подержанной технике остается высоким: за 9 месяцев 2013 года физлица ввезли 57.188 машин (за аналогичный период 2012 года - 42.594). Сколько «бэушек» ввезут в Беларусь для последующей перепродажи коммерческим структурам и на кого будут оформлены эти машины?
«Возмущает, что бизнес-ассоциации не привлекли к разработке проекта указа, что противоречит Директиве президента N4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», - говорит Михневич. - В случае вступления указа в силу, год начнется с непонимания дилерами условий работы, как это уже было при введении таможенных пошлин».
К слову о пошлинах, резко поднятых в странах Таможенного союза после ведения Россией утилизационного сбора. В августе 2012 года, вступая в ВТО, страна-соседка снизила ставку ввозных таможенных пошлин на 5% и планирует снижение дальше, компенсируя, таким образом, утилизационный сбор. А как же Беларусь? В проекте указа сведений о снижении пошлин нет. А значит, в новом ценнике на автомобиль, представленный в белорусском шоу-руме, кроме утилизационного сбора будет еще и высокая пошлина, а так же НДС.
Изучив проект указа, «Ежедневник» предполагает: в случае вступления его в силу ввоз автомобилей в Беларусь с целью продажи полностью остановится как минимум на месяц. Как отмечено в проекте, Совмин - ведомство, на которое возложены функции контролера за правильностью исчисления утилизационного сбора в бюджет Беларуси, обязывают принять меры по реализации указа в месячный срок после официального опубликования документа.
БАА и БНПА неоднократно обращались к руководству страны с просьбами прояснить и изменить ситуацию. Автодилеры просят отказаться от введения утилизационного сбора, а, если это невозможно, - хотя бы отложить вступление в силу на три месяца. Ставки нового сбора для физ- и юрлиц предложено уравнять, ставку ввозной таможенной пошлины - снизить. Но ответов пока так и не поступило.
На этой неделе представители автобизнеса попытаются сформулировать проблемы на пресс-конференции, куда намерены пригласить представителей властей. «Ежедневник» следит за развитием событий.
Ставки и размер утилизационного сбора, предлагаемые в проекте указа президента Республики Беларусь "Об утилизационном сборе в отношении отдельных видов колесных транспортных средств"
(курс: 1 доллар - 33,18 российских рубля)
|
не старше 3-х лет |
старше 3-х лет |
|||||
базовая ставка |
виды и категорий колесных транспортных средств |
коэффицент |
сумма RUR |
сумма $ |
коэффицент |
сумма RUR |
сумма $ |
20 000 RUR |
транспортные средства категории M1 , в том числе повышеннойпроходимости категории G, а также специальные и специализированныетранспортные средства указанной категории |
||||||
|
с электродвигателями |
0,86 |
17 200 |
$518 |
5,3 |
106 000 |
$3 195 |
|
с рабочим объемом двигателя не более 1000 см3 |
0,86 |
17 200 |
$518 |
5,3 |
106 000 |
$3 195 |
|
с рабочим объемом двигателя свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 |
1,34 |
26 800 |
$808 |
8,26 |
165 200 |
$4 979 |
|
с рабочим объемом двигателя свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 |
2,56 |
51 200 |
$1 543 |
16,12 |
322 400 |
$9 717 |
|
с рабочим объемом двигателя свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 |
3,47 |
69 400 |
$2 092 |
28,5 |
570 000 |
$17 179 |
|
с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см3 |
5,5 |
110 000 |
$3 315 |
35,01 |
700 200 |
$21 103 |
20 000 RUR |
ввозимые физическими лицамидля личного пользования вне зависимости от объема двигателя |
0,1 |
2 000 |
$60 |
0,15 |
3 000 |
$90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
150 000 RUR |
транспортные средства категорий N1, N2 , N3,в том числе повышенной проходимости категории G |
||||||
|
транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны |
0,5 |
75 000 |
$2 260 |
0,88 |
132 000 |
$3 978 |
|
транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны |
0,8 |
120 000 |
$3 617 |
1,25 |
187 500 |
$5 651 |
|
транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн |
1 |
150 000 |
$4 521 |
1,6 |
240 000 |
$7 233 |
|
транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн |
1,1 |
165 000 |
$4 973 |
4,56 |
684 000 |
$20 615 |
|
|
|
|
|
|
|
|
150 000 RUR |
транспортные средства категорий М2, М3 , том числе повышенной проходимости категории G |
||||||
|
транспортные средства с объемом двигателя не более 2 500 см3 |
0,6 |
90 000 |
$2 712 |
1 |
150 000 |
$4 521 |
|
транспортные средства с объемом двигателя свыше 2 500 см3, но не более 5000 см3 |
1,2 |
180 000 |
$5 425 |
3 |
450 000 |
$13 562 |
|
транспортные средства с объемом двигателя свыше 5 000 см3, но не более 10 000 см3 |
1,6 |
240 000 |
$7 233 |
4,4 |
660 000 |
$19 892 |
|
транспортные средства с объемом двигателя свыше 10 000 см3 |
2 |
300 000 |
$9 042 |
5,2 |
780 000 |
$23 508 |
|
|
|
|
|
|
|
|
100 000 RUR |
шасси колесных транспортных средств категорий N1, N2, N3 |
||||||
|
шасси колесных транспортных средств категорий N1 полной массой не более 3,5 тонны |
0,3 |
30 000 |
$904 |
5 |
500 000 |
$15 069 |
|
шасси колесных транспортных средств категорий N2 полной массой свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн |
0,5 |
50 000 |
$1 507 |
7 |
700 000 |
$21 097 |
|
шасси колесных транспортных средств категорий N3 полной массой свыше 12 тонн |
1 |
100 000 |
$3 014 |
10 |
1 000 000 |
$30 139 |
ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация".
5.1.2 Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:
5.1.2.1 Категория М1: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя не более восьми мест для сидения.
5.1.2.2 Категория М2: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
5.1.2.3 Категория М3: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
5.1.3 Категория N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:
5.1.3.1 Категория N1: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.
5.1.3.2 Категория N2: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т.
5.1.3.3 Категория N3: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т.
5.1.6 Категория G - транспортные средства повышенной проходимости.
Примечание. Буква G для обозначения категории транспортного средства отдельно не применяется. Обозначения категории М и N могут быть дополнены обозначением G. Например, транспортное средство категории N1, пригодное для движения по бездорожью, может быть обозначено как N1G.