Проект "Многогранная Беларусь"
Уникальная Спасо-Преображенская церковь 1609 года постройки в деревне Теребунь Брестского района - памятник архитектуры республиканского значения.
Спасо-Преображенская церковь 1609 года постройки в деревне Теребунь Брестского района.
Православный храм внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Об этом свидетельствует табличка.
Храм с элементами готики и ренессанса. В интерьере сохранились иконостас XVIII века с резными в стиле барокко царскими воротами и ценные иконы: чудотворная - «Покрова Богородицы» (1751 год) и «Виленские мученики» (XIX век).
Расположен храм на западном берегу р. Лесная в Брестском районе. Найти его сложно человеку не местному. И вот почему.
Одни считают, что Спасо-Преображенская церковь находится в д.Котельня Боярская Брестского района, другие говорят - в д.Шумаки, третьи – в д.Теребунь.
В энциклопедических справочниках эта церковь – Шумаковская, поскольку находится рядом с соседними Шумаками.
Если верить указателю, который стоит рядом с церковью, то храм расположен в д. Котельня Боярская - на восточной ее окраине.
«Правильно говорить о церкви - Теребуньская», да и на сайте Брестского районного благочиния ее адрес: д.Теребунь», - рассказал TOMIN.BY известный брестский краевед, кандидат исторических наук Анатолий Гладыщук.
А еще ее называют приусадебной церковью князя Иоанна (Ивана) Шуйского, который ее возвел. Прихожане из поколения в поколение рассказывают о том, что построена она Шуйским из кирпича разобранного дворца князя Радзивилла, который проиграл его в карты.
Иоанн Шуйский, родственник русского царя Василия Шуйского, поселился в поместье близ Бреста и назвал его Теребунь. Сейчас это деревушка в Брестском районе.
"Церковь построил не тот Шуйский, который расстреливал, - уточняет Анатолий Гладыщук. – Она возведена сыном Шуйского, который бежал под Берестье около 1536 года, как я предполагаю, из-за любви. Иван Дмитриевич Шуйский по прозвищу Губка политику не любил, поэтому и бежал в ВКЛ. Для того чтобы остальные родичи не последовали за Губкой, с оставшихся Шуйских собрали поручные записи".
"Я думаю, что Шуйский покоится в церковной крипте - на полу их герб, который не мог появиться здесь случайно», - говорит Анатолий Гладыщук.
Отец Александр, настоятель храма, уверен: в ХVIІ веке подземелье было усыпальницей и убежищем для владельцев. Это подтверждают и новые открывшиеся после капитального ремонта факты. Во-первых, лаги пола располагаются на непривычно широком расстоянии – полтора метра. Во-вторых, в земле были найдены останки.
О том, что герб Шуйских выгравирован на полу в церкви, знают, в основном, местные жители. Он находится в правом углу, и закрыт ковриком. Перед тем, как сделать, фотографию, я попросила самотканый половик убрать.
«Спасо-Преображенскую церковь в Теребуне была построена именно как православная и только потом стала униатской, а затем снова – православной. Она все время была действующей. Но главное, что этот уникальный памятник архитектуры сохранился. О нем надо больше рассказывать и исследовать его. Сейчас он немножко забытый», - считает Анатолий Гладыщук.
К слову, дети Шуйского, который построил Спасо-Преображенскую церковь, внесли большой вклад в развитие региона. Один из них создал госпиталь, другие - занимали важные государственные посты, в том числе и судейские.
«Шуйские вынуждены были сменить веру и перейти в католичество, но князьями оставались, - рассказывает Анатолий Гладыщук. –. Прямая линия Шуйских идет от Рюриков. И я глубоко уверен, что Шуйские имеют к Преображенскому храму самое непосредственное отношение. Это подтверждает и родовой герб, который выгравирован на полу церкви. Мы даже и не подозреваем сколько потомков династии Рюриковичей сегодня может жить в Бресте, но о своем княжеском титуле эти люди даже не догадываются. Просто этим никто не занимался, а фамилия Шуйские у нас не редкость».
В Спасо-Преображенской церкви сохранилась уникальная традиция празднования престольного праздника - Яблочного Спаса. Здесь 19 августа всегда многолюдно.
Прихожане несут освящать в церковь яблоки, груши, виноград на рогаликах - веточки, на которые нанизаны плоды.
Местные жители подарили рогалики с фруктами. На память о посещении храма. И теперь об этой поездке мне будет напоминать снимок внизу.
Крестный ход смотрится со стороны очень красиво и торжественно.
Приветливые священники заливают прихожан священной водой, которую приносят ведрами, разрешают фотографировать.
В самом храме необычная энергетика, очень уютно и комфортно. Храм состоит из основного прямоугольного объема, притвора и полукруглой апсиды.
По центру двускатной крыши до начала XXI века возвышался куполок на деревянном 8-гранном барабане. Во время ремонта в 1990-е годы куполок был заменен на маковку, московской церковной архитектуры.
Утонченную пластику фасадов подчеркивают широкие лопатки в простенках стрельчатых оконных проемов, а также профилированный карниз, что свидетельствует о влиянии раннего барокко.
Оконный проем апсиды заполнен цветным витражом в виде креста. Пространство молитвенного зала перекрыто цилиндрическим с распалубками сводом, стены украшены лопатками, соответствующими внешним.
Колокольня изначально возвышалась над притвором и по форме напоминала граненый барабан. Позже ее разобрали и построили деревянную на церковной территории. В 1990-е деревянную колокольню отодвинули в сторону. Вместо нее построили новую из силикатного кирпича. Она, на мой взгляд, здорово портит вид старинного храма.
Местные жители рассказывают, что князь Шуйский проложил подземный лаз длиной полтора километра между церковью и замком, расположенном на берегу Буга. Сохранились земляные укрепления и остатки фундаментов этого замка. А вот подземный ход засыпан - от церкви до Польши рукой подать. Храм находится в пограничной зоне – рядом граница.
Достопримечательности Бресткого района