С популярной российской актрисой кино и театра Натальей Хорохориной мы познакомились после премьерного показа в Бресте водевиля «Любовные интриги». Замечательный творческий коллектив из России завершал в Бресте первый гастрольный тур по Беларуси новым проектом по пьесе французского драматурга Эжена Лабиша, автора знаменитой «Соломенной шляпки», в постановке известного режиссера Михаила Мамедова.
В Островце и Минске, где был дан спектакль, коллектив также собрал аншлаг. В Бресте после бурных аплодисментов и занавеса артисты ушли в гримерки областного общественно-культурного центра переодеваться, чтобы успеть на свой поезд. Благодарные поклонники потянулись цепочкой на сцену взять автографы и сфотографироваться со звездами.
Заслуженная артистка России Наталья Хорохорина вышла к нам в гриме, успев сменить лишь платье вдовы, которую только что блистательно сыграла. Несмотря на усталость, глаза «женщины из народа», как ее называют по многочисленным ролям в кино, горели, от актрисы исходила жизнеутверждающая энергетика.
- Не замерзли на сцене? - спрашиваю у актрисы. Вопрос не случайный: его подсказали зрители. Дело в том, что проект реконструкции ОКЦ было решено удешевить… за счет установки двух обычных межкомнатных дверей, служащих запасными выходами. С тех пор правая половина самого большого в Бресте зала продувается.
- Было не холодно, потому что в первые же минуты на меня повеяло тепло зрительного зала. Я ведь сразу «беру удар на себя», выскакивая первой на сцену. Я увидела этот зал, публику и почувствовала тепло. Мне очень понравились и зал, и зритель.
- Вы в Брест приехали из Минска, а накануне давали спектакль в Островце. Что вас больше всего поразило в этих трех совершенно разных белорусских городах?
- К сожалению, посмотреть их не удалось из-за отсутствия времени. А зритель? В Островце была очень теплая публика, нас с такой теплотой принимали в маленьком зале! В Минске огромный зал и совсем другая публика. Но принимали нас везде очень тепло. Поэтому работать было очень комфортно. И это очень приятно.
- Первый премьерный показ «Любовных интриг» прошел 5 марта текущего года, но до числа «10» вы еще не дошли. При этом три премьерных показа состоялись сейчас в Беларуси. Что изменилось за это время в спектакле?
- В театре, как вы знаете, 10 первых спектаклей считаются премьерой. И, действительно, три из них прошли в Беларуси. Это очень хорошо, когда новый спектакль идет несколько раз кряду: спектакль «устанавливается», «пазлы» складываются. Думаем, что он будет развиваться и дальше. Ведь театр – это же живое существо, а не кинопленка. Он рождается каждый раз по-новому, в каждом городе - в зависимости от зрителя. Разная публика по-разному принимает. Это может быть одинаково хорошо, но каждый раз есть свои нюансы.
Можно прийти на первый спектакль, а потом - на десятый, и его просто не узнать, потому что очень часто наполнение другое. Мы работаем по тексту, но иногда важен не текст, а подтекст. И, когда материал новый, существует определенная зажатость, потому что мы еще не освоили эти тексты, эти характеры... Но со временем все меняется.
Зрители хотят попасть на первый спектакль, но профессионалы на первый спектакль не ходят. На первый спектакль не принято приглашать своих людей. Потому что для зрителя он может быть нормальным, но для нас - он еще сырой. Поэтому только после 10 премьерных показов считается, что спектакль сложился: все в нем нашли себя, друг друга, характеры, все выстроилось, и он «пошел». Вот почему мы очень довольны тем, что уже сыграли в Беларуси третий раз. Планы у нас большие - через несколько дней у нас будет премьерный показ в Подмосковье.
- В этом спектакле звездный состав. Это не мешает работе?
- Мы из разных театров, и у нас, я считаю, очень хороший коллектив. Работать сложно лишь в том плане, что у каждого свой график.
- Насколько комфортно работать в антрепризе?
- Обычно всех объединяет продюсер, который приглашает режиссера. Вместе они думают, какой спектакль поставить и кого пригласить на роли. В поездках очень важны человеческие качества и отношения. Когда люди не понимают друг друга в дороге и переездах, то это сложно. Мы сегодня ехали 4,5 часа из Минска. Но у нас такая хорошая компания, что время пролетело быстро.
- Наши брестские театры очень часто ставят спектакли за один-два месяца. А вы долго работали над «Любовными интригами»?
- Я была в этом проекте с самого начала. Мы долго репетировали - с остановками, жизнь мешала. У нас был один актер, потом его, к сожалению, не стало. Поэтому репетиций не было, пришлось останавливаться. А затем опять возобновили работу.
Сделать спектакль за месяц – это тяжело. Разве что при условии, что надо каждый день работать. Мы, конечно, работали подольше. Я уже говорила вначале, что спектакль – это живое существо, и он растет постоянно.
- Вы много снимаетесь в кино, а театр в вашей жизни какую роль играет?
- Я очень люблю театр, и мне очень нравится работать на сцене. Нравится, когда спектакль «встает на ноги», когда себя в нем чувствуешь совершенно спокойно и свободно. Мы сейчас тоже совершенно свободны, но мы знаем, что спектакль будет еще дальше развиваться, что в нем есть перспектива. А в кино все на пленке, ее не заменишь...
- Театр антрепризы чем для вас привлекателен?
- В стационарных театрах существует стационарный план, который принимает руководство. И оно решает, кто будет занят в спектаклях. Никто не может ничего сказать. А в антрепризе мы имеем право выбора. Мне, к примеру, звонят и говорят: «Вот пьеса, хочешь?». Я могу сказать, хочу или не хочу.
Во вторых, в театре - одни и те же партнеры. А здесь - все партнеры из разных театров. Это бывает так интересно! Ты сталкиваешься с человеком, с которым никогда не работал, или где-то только в кино встречался, но происходит такое понимание... В-третьих, это возможность попробовать себя в другом материале...
***
Известная советская и российская актриса Наталья Хорохорина родилась 5 мая 1954 года в Московской области в рабочей семье, отец - водитель, мать - работник совхоза. После школы не поступила в театральное училище, поэтому работала библиотекарем в Библиотеке им. Ленина. В 1976 году окончила актерский факультет Высшего театрального училища им. Щепкина (курс В. Коршунова).
После окончания училища Наталья служила в театрах «Московская камерная труппа», «Ковчег», «Сфера» — в последнем прослужила 11 лет, сыграв огромное количество самых разнообразных ролей.
В кино впервые снялась в 1977 году в роли учителя-воспитателя в детском фильме Никиты Хубова «Предательница». Затем снималась в мелодраме Павла Любимова «Школьный вальс» (рабочая-строитель), в комедии Владимира Грамматикова «Усатый нянь» (мама «Бармалейчика»).
В 1979 году актриса снялась в роли буфетчицы Маши в знаменитом советском боевике «Пираты ХХ века» ставшим культовым фильмом. Затем были знаменитые «Белые росы», «Райские Яблочки», «Неизвестный солдат» (Клавдия Иванцова), «Радости земные» (Мария), «Вход в лабиринт» (Екатерина Фёдоровна Пачкалина), «Зона Любэ» («Лукавая»), «ДМБ» (мама Пысы), «Козлёнок в молоке» (Клавдия Матвеевна), «Испанский вояж Степаныча» (Раиса Клементьевна), «Час Волкова» (Зинаида), «Красиво жить не запретишь» (невеста), «Воронины» (тётя Аня), «Фродя» (тётя Глаша), «Выйти замуж любой ценой» (Анна Николаевна) и многие другие.
Сейчас на ее счету более ста ролей в кинофильмах и сериалах.