Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
30
июль 2013

"Черный список" растений нон грата

 

Валентина КОЗЛОВИЧ, "СБ"

В ближайший выходной беру лопату в руки — и на клумбу. Выкапывать золотарник, посаженный прошлой осенью. Говорят, если не дам отцвести, быстро избавлюсь от красивой, но, как оказалось, очень вредной травы.

 В моем саду растет еще одно растение, объявленное экологами персоной нон грата. Его в народе называют «бешеным огурцом». А у забора — ясенелистный клен. Тоже, как выяснилось, ненужное дерево. Специалисты разводят руками: типичная, увы, картина. У нас «для красоты» давно культивируют чужеродные растения. Не зная, что многие из них — настоящие агрессоры. Размножаются с угрожающей скоростью, захватывая новые территории. Если не принять мер, то через некоторое время наши леса и луга будут сплошь состоять из таких заносных монстров. 

Сегодня белорусский список растений, по определению Минприроды, «представляющих угрозу биоразнообразию, жизни и здоровью граждан» и называемых инвазивными, состоит из пяти видов. К борщевику Сосновского и борщевику Мантегацци недавно добавлены золотарник канадский, клен ясенелистный, эхиноцистис лопастный (бешеный огурец). Вот–вот туда попадет робиния псевдоакация — уже разрабатываются мероприятия по недопущению ее распространения. 

Заросшие золотарником склоны гор доводилось видеть в Закарпатье. Картина красивая. Цветет пышно. Сухая трава используется как лекарственное растение. А вот цветы — сильный аллерген. У нас золотарник называют «сумнiкам» — оттого, что высаживают на кладбищах. Каждый куст дает тысячи семян. Агрессивное растение уже вышло из–под контроля. Но все еще культивируется. Его можно увидеть даже в центре Бреста — на цветниках около Брестского госуниверситета имени Пушкина. 

Здесь же, в вузовском саду непрерывного цветения, нашла и робинию. Кустарник знакомый. Его раньше высаживали вдоль дорог, а теперь он вытесняет местные виды деревьев в лесах, формирует нехарактерный травяной покров. 

Не менее агрессивен и клен ясенелистный, которого в Бресте и окрестностях немало. Оказывается, его опавшая листва настолько едкая, что, попади в лес, вытеснит даже дубравы. Луга и пустоши он «закустаривает».

У главного специалиста Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Дианы Ничипорук интересуюсь, чем же опасна милая лиана «бешеный огурец», которая не имеет такой корневой системы, как золотарник, и вредной листвы, как клен? Оказывается, так же быстро захватывает территорию. Оплетая кусты и деревья, забирает их жизненные силы. В Брестской области распространена в пойме Припяти. 

Информация о вредности добавленных в «черный список» видов для многих из нас — новость. Не так ли? Значит, просветительской работы должно быть больше. 

Как в случае с борщевиком. Мы, кажется, усвоили, что растение оставляет ожоги на теле, портит луга и пробирается в лес. Борьба с растением, которое оказалось не кормом для скота, как думали, а настоящей чумой полей и пустырей, началась в Беларуси в 2000–е годы. В нынешнем году на Брестчине территориальные органы Минприроды направили более сотни писем о необходимости принимать меры, не давая борщевику разрастаться. 

По словам Дианы Ничипорук, Брестская область с растением борется за счет средств землепользователей: 

— У нас 100 очагов площадью около 30 гектаров. Наибольшие участки — в Барановичском, Брестском и Малоритском районах. 

В других областях, где ситуация намного хуже, выделяются бюджетные деньги. 

На первом заседании межуниверситетского ученого совета при Брестском облисполкоме председатель облисполкома Константин Сумар предложил ученым подумать, как победить борщевик. Прошел год, площадь его распространения в области не уменьшилась, а даже чуть увеличилась. Пока ученые изобретают чудо–средство, борщевик уничтожают по–дедовски — лопатами и косами, не давая ему цвести, перепахивают, травят химикатами. Но он настолько живуч, что за несколько сезонов победить это наваждение невозможно. 

К слову, США теряют миллиарды в год из–за ущерба чужеродных растений. В Беларуси речи о реальном ущербе пока нет. Не те масштабы. Но очевидно, что паразитическое проникновение борщевика грозит экономическими издержками для хозяйств и лесхозов. Сейчас ученые разрабатывают общенациональный план действий по недопущению распространения всех инвазивных растений. Он будет готов к следующему году. 

Что может сделать каждый из нас? Не разводить зеленых монстров, заменить их на другие декоративные виды. Наказать хозяина участка за культивацию вредных растений хоть и сложно, но можно.

 Кстати

Белорусские ученые также составили каталог ядовитых растений, которые растут на наших просторах. К наиболее опасным, чей яд может привести к летальным случаям, отнесены вех (цикута или кошачья петрушка), болиголов пятнистый, ландыш майский, волчье лыко

Олег Масловский, заведующий лабораторией сектора кадастра растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси: 

— Золотарник канадский распространен в Минске и 50–километровой зоне вокруг столицы. Растение с огородов и кладбищ уходит в леса. «Бешеный огурец» проникает к нам с юга — в Могилевскую и Гомельскую область. По Припяти и Днепру уже добрался до Минска. На севере его почти нет. 

Робиния и клен ясенелистный распространены больше на западе страны. Что касается борщевика, здесь надо выделить Витебскую и Минскую области, где его больше всего. Борьба идет, мы смогли затормозить прирост. Но есть районы, где ничего не делается. У каждого инвазивного вида — свои стратегия и тактика проникновения, которые меняются. Мы призываем граждан информировать нас о местах произрастания. 

 

В тему 

Василий Арнольбик, заместитель генерального директора Национального парка «Беловежская пуща»: 

— Наиболее опасным чужеродным видом в Беловежской пуще является красный дуб. В Беловежье он появился в 20 — 30–х годах минувшего века. Как декоративное дерево его высаживали возле лесничеств. Потом поняли, что зря. 

Дуб способен вытеснять аборигенные деревья, он неприхотлив к почве. Листва долго разлагается, препятствуя росту местных растений. Семена разносятся птицами и белками. Целенаправленно борьба с ним не ведется, но во время рубок ухода молодые деревья красного дуба убираются. 

 

В Беларуси утвержден «черный список» растений нон грата, в нем 9 видов, включая борщевик и мак