Валентина КОЗЛОВИЧ, "СБ"
На территории современной Брестской области перед Великой Отечественной войной была самая мощная аэродромная сеть Западного особого военного округа: 4 постоянных и 17 оперативных аэродромов. Базировалась 10–я смешанная авиадивизия, в составе которой было четыре авиаполка. Летчики стояли у деревень Малые Зводы, Стригово, Куплино, Огородники, Именин, Лыщицы, в городах Брест, Кобрин, Барановичи... На аэродроме Жабчицы под Пинском размещалось даже подразделение военно–морской авиации — 46–я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья в составе Пинской военной флотилии.
Для иных жителей названных деревень эта информация — новость. Многие аэродромы давно превратились в поля, где растет хлеб. Разве только сельские старожилы помнят, откуда перед войной взлетали и садились самолеты.
В советские годы в Брестской области появлялись новые взлетные полосы для истребителей и штурмовиков. А сейчас некоторые аэродромы уже не нужны: одни делят на участки для застройки, над другими вместо военных самолетов кружат мирные беспилотники. Но это совсем не означает, что боевое прошлое забыто, а безопасность страны — под вопросом.
Первым делом — вертолеты
Жизнь Кобрина четыре десятилетия была связана с судьбой размещенного здесь вертолетного полка. О тех годах сегодня напоминают сквер, памятник и вертолет на постаменте в бывшем военном городке на окраине райцентра.
Сквер рядом со школой. Интересуюсь у мальчишки лет тринадцати, кто такой Настасич, в честь которого названа улица в городке.
Парень вжимает голову в плечи. Не знает. Улица Настасича плутает меж бывших домов офицерского состава. Однако мемориальной доски, где объяснялось бы, какое отношение к Кобрину имел серб Милан Настасич, нет. Надо бы исправить информационный пробел.
Милан Георгиевич Настасич стоял у истоков формирования 65–й транспортно–боевой вертолетной базы. Непривычно, но именно сербский летчик стал первым командиром старейшего вертолетного полка Беларуси, созданного в 1962 году.
Листаю материалы истории вертолетчиков. Много интересных событий. Военных и мирных. К примеру, в 1969 году 12 вертолетов Ми–4 вылетали в район города Кзыл–Орда, где были задействованы в спасательных работах после сильного землетрясения. А в 1974–м помогали землякам. Тогда в ноябре в Брестской области было сильное наводнение. Пострадали 207 деревень. Вертушки эвакуировали 826 человек. Доставили в затопленные села 2,7 тысячи тонн продовольствия.
Потом — афганские «командировки», боевая работа в Сирии, Эфиопии. Участие в ликвидации аварии на ЧАЭС.
В 1993 году полк преобразовали в 65–ю транспортно–боевую вертолетную базу. Гуманитарные миссии, помощь в тушении пожаров в России... Словом, мирная жизнь. 3 августа 2002 года авиабаза отпраздновала свой последний, сороковой день рождения. И в 2004 году окончательно прекратила существование...
Я побродила по тротуарам бывшего военного городка. У одного из домов встретила двух ухоженных пенсионерок (в советские годы только красивые девушки имели шанс выйти за военных). Ропщут, что разбиты дороги, дома не могут дождаться капремонта. Показывают мне контрольно–пропускной пункт, где теперь магазин одежды сэконд–хэнд, затем — аэродром. Сожалеют:
— Звук взлета и посадки вертолета ни с чем не спутаешь. Теперь тишина. Пришла тишина — ушла наша молодость...
Об аэродроме сегодня напоминает улица — Вертолетная. Там, где взлетали и садились мощные вертушки, — мирная жизнь. Здания проданы или сданы в аренду. Райисполком разработал проект планировки и застройки аэродрома. Почти 600 нуждающихся семей получают здесь участки. Многие стройки идут полным ходом, и дома уже под крышей.
Кобрин — не единственный город на Брестчине, советская история которого связана с вертолетами. Расположенный на окраине Пружан аэродром «Новые Засимовичи» — пока действующий. Здесь базируется 181–я боевая вертолетная база ВВС и войск ПВО Беларуси. История базы ведет свой отсчет с 1973 года.
«Мерлин–трофи» по следам военных учений
Основу кобринского полка составила 342–я отдельная воздушная эскадрилья, базировавшаяся на аэродроме «Лунинец». Теперь звук вертушек на Полесье не услышишь. А вот аэродром в Лунинце есть. В советские времена он служил интересам стран Варшавского Договора. Поблизости — в Столинском районе — располагается Полесский (или Мерлинский) военный полигон. Сюда прилетали бомбить не только из Советского Союза, но также поляки и чехи. После распада СССР были предложения... приглашать сюда авиацию НАТО. Выполнять бомбометание. За плату, разумеется. Не случилось, и, наверное, к счастью.
С распадом Союза аэродром потихоньку приходил в запустение. На рулежной дорожке между плитами подрастали деревья. Теперь ситуация совсем иная. В минувшем году под Лунинцом были учения 3–й авиационной эскадрильи авиабазы. А в июне нынешнего года на базе воинской части 65408 прошли сборы для представителей инженерно–аэродромных служб ВВС и войск ПВО.
Расположенный поблизости военный полигон тоже не забыт и периодически поставляет интересные новости. Ведь сам полигон и территория рядом — необъятное клюквенное царство. Сюда семьями идут украинцы. Когда в начале 1960–х создавали армейский объект, жителей окрестных белорусских деревень переселили на территорию Украины. Тогда границы между республиками СССР были условны. Времена поменялись, но «украинцы» по–прежнему считают белорусский лес — ягоды, грибы и т.д. — своим. Чем доставляют немало хлопот пограничникам.
Правда, уже несколько лет для стабилизации обстановки в регионе и во избежание массового нарушения госграницы, говоря языком официального документа, между правительствами Беларуси и Украины достигнуто соглашение о сезонном пропуске граждан для сбора грибов и ягод. И нынче с июля украинцы собирают чернику рядом с полигоном.
Служит полигон и другим мирным целям. Триста километров бездорожья в Ольманских болотах используются для отработки навыков вождения машин. Здесь проходят гонки по заболоченной и лесистой местности под названием «Мерлин–трофи».
Полеты без пилотов
А вот один из самых известных аэродромов страны — под Березой — уже несколько лет не слышал рева моторов. Военные с аэродрома «Осовцы» больше не взлетают.
В 2010 году самолеты перелетели к новому месту базирования. В соответствии с планом оптимизации структуры военно-воздушных сил страны. Событие это для ветеранов немного грустное, но в армии приказы не обсуждаются.
Экскурс в историю согласился провести заместитель председателя Березовской районной организации общественного объединения «Белорусский союз офицеров» подполковник запаса Валерий Непарко. Его отец служил прапорщиком на аэродроме. Сам подполковник уволен в запас с должности заместителя командира 8–й радиотехнической бригады по морально–психологическому обеспечению.
Валерий Непарко считает, что березовский аэродром — один из старейших в стране:
— Есть снимок 1914 года. Аэродром проходит под названием «Рыбники». Он построен на месте деревни Лозово и хутора Рыбники. В формуляре же современного аэродрома указано, что вступил в действие в 1955 году. Первой частью, которая села в Березе, был 10–й отдельный разведывательный авиаполк. Имел почетное наименование Московско–Кенигсбергский. Командовал Герой Советского Союза полковник Лев Рощин, который погиб в 1959 году при испытании нового реактивного самолета. Взлетел в Березе. Погиб под Пинском.
В 1956 году на аэродром «Осовцы» перебазировался 927–й истребительный авиационный полк. В 1993 году после объединения с частями обеспечения полк стал 927–й Кенигсбергской Краснознаменной ордена Александра Невского истребительной авиационной базой. Сегодня ее бывшие летчики поднимаются в небо с аэродрома в Барановичах. А в небе близ Березы кружат беспилотные летательные аппараты. Фактически здесь первыми в стране начали практическое применение беспилотников.
— Полк был уникальным. Здесь служили 15 человек, которые имели на счету 5 и более сбитых немецких самолетов. Летчики–асы. Это был полк, предназначенный для участия в боевых действиях в интересах Советского Союза. Первым испытанием был 1962 год. Карибский кризис. Потом — конфликты в Африке, Афганистан... А с середины 1990–х каждый чувствовал, что полк вот–вот расформируют. Но была надежда. Сохранять традиции авиаторов теперь надлежит 927-му Кенигсбергскому Краснознаменному ордена Александра Невского центру подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов Военно-воздушных сил и войск ПВО. Наши ветераны настояли, чтобы наименование и регалии были сохранены.
К слову, память о боевых летчиках, в том числе афганцах, в Березе увековечили еще и в камне. В сквере на окраине города создан духовно–патриотический центр с Георгиевским храмом, фонтаном «Чаша слез», за которым — боевая техника. Самолет, вертолеты...
Что касается продолжателей славных традиций. В 2011 году личный состав центра участвовал в совместном оперативном учении «Щит Союза». Получили хорошую оценку. Сейчас большинство учений уже невозможно без применения беспилотников. Нужны они и в мирной жизни. Вспоминаю, как аппарат помогал искать 4–летнюю девочку, которая в минувшем году потерялась в лесу у деревни Войтешин Березовского района.
Да, для взлета беспилотников не нужна взлетно–посадочная полоса. Но отправлять в отставку аэродром «Осовцы» пока рано. В перспективе будет пополнение — новые летательные аппараты, которые взлетают и садятся «по–самолетному». Значит, жители Березы еще услышат гул авиационных моторов.
Помнят и гордятся
В Барановичах находится штаб Западного оперативно–тактического командования ВВС и войск ПВО. И главный, если можно так сказать, военный аэродром Брестской области. Отсюда взлетают в небо истребители 61–й истребительной авиабазы.
Если заглянуть в аэродромную историю, небольшое летное поле было в городе еще до Великой Отечественной. Ничего удивительного: крупный железнодорожный центр должен был охраняться с неба. Но в годы войны немцы построили свою взлетно–посадочную полосу. Отсюда тяжелые бомбардировщики взлетали для бомбежки Москвы и Смоленска. В послевоенные годы аэродром использовался как гражданский. Сегодня это кажется невероятным, но из Барановичей в Минск можно было долететь самолетом. Аэродром остался в памяти жителей города. Правда, молодежь не в курсе: сейчас эта территория между улицами Советская и Гагарина застроена домами.
Ну а что касается нынешнего военного аэродрома, после войны он был грунтовым. Узкая полоса укреплялась шлаком от каменного угля. Бетонную начали строить в 1947 году.
В середине прошлого века НАТО вело разведывательные полеты над территорией Беларуси. Запускали разведывательные шары с подвесками фотоаппаратуры. Вылетали разведывательные самолеты. Летчики барановичской 39–й дивизии неоднократно поднимались на перехват.
История 61–й истребительной авиабазы начинается с 1950 года. Кроме истребителей, в 1951 году в Барановичах базировался еще бомбардировочный полк. После распада СССР Беларусь решила отказаться от частей дальней авиации. И о прошлом 203–го тяжелобомбардировочного авиаполка сегодня напоминают музей и памятник на территории Барановичского госуниверситета. К слову, часть зданий полка принадлежит вузу.
С сегодняшним днем аэродрома и авиабазы меня знакомит заместитель командира эскадрильи по идеологической работе Эдуард Жмакин. Мы садимся в армейский УАЗ и едем к самолетам. Мирно стоящая техника все же не производит такого впечатления, как в небе. На земле не увидишь мощи машины и мастерства летчика. К сожалению, полеты посмотреть не получилось. Они были запланированы на более позднее время.
Барановичская авиабаза не столь титулованная, как березовская, но именно здесь служил первый Герой Беларуси Владимир Карват. В музее собраны все материалы о трагедии 23 мая 1996 года. Напомню: подполковник погиб при выполнении планового тренировочного полета — из–за неисправности в системе самолета. Летчик получил команду на катапультирование. Однако увел самолет от деревень Малое Гатище и Арабовщина...
Есть и другие трагические страницы в истории барановичских авиаторов. В 2009 году на авиашоу в польском Радоме погибли летчики–снайперы Александр Марфицкий и Александр Журавлевич. Они увели СУ–27 от деревни Маленчин, хотя получили приказ катапультироваться.
В 2010 году в Барановичах опять прощались с летчиками. Во время плановых полетов в Ганцевичском районе разбился МиГ–29. Оба пилота, командир авиационной эскадрильи подполковник Сергей Коваленко и заместитель командира авиационного звена майор Александр Жигайло, погибли. Это были летчики, прибывшие служить из Березы.
Примечательно, что в музее авиабазы есть подробная информация обо всех этих событиях. Память о боевых товарищах, о ветеранах летчики хранить умеют.
Остается добавить, что сегодня барановичские истребители садятся и взлетают не только с аэродрома постоянного базирования. Принимают участие в учениях в России. Звено из четырех самолетов недавно участвовало в параде в Минске в День Независимости.
Еще один аэродром, точнее, аэродромный участок дороги, расположен на трассе М1/Е30. Первый раз мастерство посадки на асфальт МиГ–29 и Су–27 было продемонстрировано в 2007 году. После приземления самолеты дозаправили, и затем они взлетели. Сложность этого маневра в том, что посадка осуществляется визуально. С высоты дорога кажется узким туннелем среди леса. В апреле нынешнего года во время последней, точнее, крайней, как принято говорить у летчиков, посадки велась видеозапись. Все смогли увидеть захватывающее зрелище глазами пилота.
Не зря говорят, что летчик–ас — это скульптор. Каждую фигуру до совершенства оттачивает на земле. Учит по книгам, отрабатывает на моделях и тренажере, затем сдает зачеты и допуски. Только после этого — в небо...
В истории 61–й авиабазы два летчика удостоены Звезды Героя СССР, один — Героя Беларуси, орденами награждены 66 человек, медалями — 73.