Впервые в Беларуси поставлена пьеса Даниила Чекрыгина «Заходит андроид в бар». Предпремьерный показ спектакля прошел в Малом зале Брестского академического театра драмы 13 апреля. Постановка этой пьесы на сцене – уже необычный факт. И вот почему.
В 2021 году на открытии фестиваля молодой драматургии «Любимовка» шел спор, может ли этот текст Даниила Чекрыгина, написанный живым современным языком, быть поставлен на сцене?
В Бресте доказали: может, и показали, как ярко может зазвучать и текст, и сценография, если вложить в них вложить душу. И это при том, что работа над спектаклем шла только месяц с перерывами на гастроли, репетиции и работу в других спектаклях. Невероятно, удивительно, но факт.
Впервые в роли режиссера-постановщика, художника по костюмам и автора музыкального оформления одновременно выступил Денис Федоров – и его работа безупречна.
Режиссер Денис Федоров.
Свой выбор новой для актеров и зрителей темы будущего Денис Федоров объяснил так:
«Эта тематика сейчас интересна: у нас развиваются новые технологии, генная инженерия, клонирование, искусственный интеллект и нейронные сети. Прозвучавшие в спектакле вопросы, в том числе и этические, рано или поздно будут стоять. Вот почему было интересно озвучить в театре такой сложный фантастический материал и тематику.
Мы ставим пьесы про времена Пушкина и XVI век, но никто не знает, как жили люди тогда. Сейчас мы можем ставить спектакли про современность. Но пьеса Даниила Чекрыгина не менее важна сегодня, как мне кажется. Кто победит в будущем человек или робот? Ответа на этот вопрос пока никто не знает. Но я уверен, что человек должен победить роботов в том плане, что человек не должен забывать, что он человек. Он должен задуматься над тем, насколько все стремительно развивающиеся технологии ему во благо?
Если же человек не решит свои внутренние и психологические вопросы, то, я думаю, это может привести к коллапсу. Ведь гаджеты, которые нам сегодня якобы помогают, они же могут человека и погубить. Это очень серьезная проблема, как и проблема одиночества, и на Марсе она тоже присутствует.
У человека были проблемы на Земле, остались они и на Марсе. И получается, что куда бы мы ни улетели наши проблемы останутся с нами.
Поэтому нужно разобраться прежде всего с собой, со своим прошлым, со своими близкими, решить свои вопросы, и тогда, возможно, можно будет найти какую-то гармонию. А если не найти ее, то и финал может быть печальным».
В том, что режиссер, и артисты «впереди планеты всей» убеждена и консультант управления профессионального искусства Министерства культуры Елизавета Гренкевич. Специалист уверена, что спектакль брестчан «Заходит андроид в бар» будет иметь большой успех.
«Мне нравятся спектакли на малой сцене, они экспериментальные. Тут режиссер вместе с актерами могут получить много удовольствия от работы. Поэтому всегда приятно, когда в театре есть такая сцена. К сожалению, не во всех театрах есть такое поле для экспериментов.
Каждый спектакль успешен настолько, насколько зритель его готов принять. Но у них будет все хорошо. Зритель его поймет и оценит: ведь все мы сегодня пользователи интернета. Рекламные заставки в спектакле, как и в жизни бьют на наши эмоции.
Актерам ведь тоже надо было определить: кто они люди или роботы? И они не плохо себя проявили.
Очень сложно сразу после такого сложного спектакля дать ему оценку: для этого нужно время. Здесь есть много вопросов, есть что обдумать».
И это действительно так. Мы с коллегой, к примеру, после спектакля попробовали разгадать загадку 3D-принтера, на котором в спектакле печатали роботов (андроидов), еду, одежду, утилизировали бытовые отходы. И не нашли ответы, хотя некоторые предположения все-таки есть.
Свои вопросы о секретах сценографии задали после спектакля Алле Омесь, сыгравшей главную героиню, колонистку на Марсе Эллен. И вот что она ответила: «Если поставлена задача режиссером (смеется), то она должна быть выполнена».
По сюжету пьесы Эллен живёт в невероятном мире будущего. Её одиночество на Красной планете скрашивает только андроид Рори, а позже еще и Эндрю. Легко забыться и представить, что Рори на самом деле человек, что он чувствует боль, влюблённость и радость, как обычные люди. А может он на самом деле чувствует, задается вопросом Эллен.
- Интересно, в роли сильной и волевой женщины, которая решает на Марсе все возникающие проблемы, вы ощущали себя «мамой андроидов»? - спрашиваю у актрисы.
- Скорее это были ощущения воспитательницы в детском саду. Роль ведь очень сложная. Надо было проникнуть и понять психологию роботов. Никто не знает, что такое колонизация Марса, нужно было все изучить изнутри. К тому же в зале было очень много смеха. Надо было держать линию и не вестись на зрителя - и это было очень трудно, выстоять, - сказала актриса.
В тексте пьесы присутствует ненормативная лексика. Но артисты и режиссер ее оригинально заменили, решив поберечь «уши публики» и развеселить зрителя. И это еще одна изюминка в спектакле, и респект режиссеру и артистам.
Поэтому рекомендую к просмотру, не пожалеете.
Первый премьерный показ спектакля состоится 15 апреля, второй - 21 апреля.