Хранителю фондов историко-политического музея вокзала станции Брест-Центральный Савве Тихоновичу Шпудейко исполнилось 75.
Но это по паспорту. В душе же он по-прежнему остается молодым, энергичным и очень обаятельным человеком, любящим жизнь во всех ее проявлениях.
Как и раньше все свое свободное время отдает любимому делу. Он пишет историю Брестского вокзала, работает в архивах, продолжает собирать экспонаты. И любит повторять простую истину: «Чтобы писать историю, нужно участвовать в происходящих событиях».
В коллективе его называют человеком-легендой, летописцем. К первой своей характеристике относится весьма холодно, как человек скромный, а второй – гордится. Потому как он и есть Летописец.С 1985 года он - хранитель фондов историко-политического музея.
Савва Тихонович на Брестском вокзале с 1969 года. Первый трудовой опыт приобретал в коллективе вагонного участка.
- Я служил в авиации, там же полюбил движение, транспорт. И сейчас, когда идет поезд, я останавливаюсь и смотрю. Для меня это особый миг, - делится своими чувствами мой собеседник. - В должности председателя профкома работал с тремя начальниками вокзалов. И со всеми всегда находил общий язык. Членом профсоюза стал в 1956-м, когда работал учетчиком на кирпичном заводе в Столинском районе. Здесь началась моя профсоюзная деятельность: я был избран профгруппоргом. Отсюда ушел в армию. В 1960-61 годах по путевке комсомола осваивал целинные и залежные земли, и здесь был профгруппоргом.
Вспоминаю свою первую экскурсию, которую провел для меня Савва Тихонович. Его рассказ об истории вокзала тогда заворожил: «В августе 1879 года здесь побывал император Александр II. Царский поезд прибыл в Брест из Варшавы в полночь с 21 на 22 августа. Император переночевал в своем вагоне. Утром лично провел смотр войск в Брестской крепости, а в 11 часов убыл из Бреста в Одессу.
Этот визит сопровождался необычными мерами предосторожности. Император ехал в экстренном поезде № 2, а поезд № 1 шел впереди, с опережением на один час. Вдоль железнодорожного полотна разъезжали конные полицейские, а на каждую версту было выставлено по пять благонадежных крестьян. Они следили, чтобы на рельсах не было посторонних предметов, и не допускали к железнодорожному полотну никого, кроме полицейских. Аналогичные меры безопасности принимались и на Брестском вокзале. Сохранившиеся документы гласят: «Публика не должна быть допущена на платформы и по возможности на станцию». А все потому что на Александра II к тому времени уже было совершено несколько покушений».
В соавторстве с журналистом Игорем Муфелем Шпудейко написал книгу «Брестский железнодорожный вокзал – западные ворота страны». Поводом к изданию послужила юбилейная дата – 120-летие со дня открытия нынешнего здания вокзала. Первый железнодорожный вокзал в Бресте был открыт 1 ноября 1869 года.
По его инициативе на здании вокзала установлена мемориальная доска, в честь защитников вокзала в годы Великой Отечественной войны. Ему удалось до мелочей восстановить трагические события, которые происходили на Брестском вокзале 22 июня 1941 года.
Его же давняя мечта – расширить музей. Ведь многие материалы из-за нехватки площадей не экспонируются. В прошлом году здесь побывало более тысячи человек.
Сегодня музей – одна из достопримечательностей вокзала. С разных концов страны, СНГ и дальнего зарубежья приезжают сюда гости. Самые частые посетители - учащиеся Бреста и области, а также российские школьники.
- Главное для нас, чтобы люди не думали, что вокзал – это только билет, касса, перрон, - говорит мой визави. - Следующие столетия – пусть описывают наши потомки. Для них я продолжаю писать Книгу истории вокзала, где указываю основные события. Не всегда есть время, но стараюсь не упускать ничего важного. Ведь стоит пропустить только одну строчку, и история будет недостоверной.
Вся моя жизнь связана с жизнью коллектива. Здесь и радости и огорчения. Но никогда ни на кого не обижаюсь. Это мой жизненный принцип…