О том, что летняя резина при температуре воздуха +7 градусов теряет эластичность и по свойствам начинает напоминать пластик, знают не многие водители. А ведь в таких условиях падают эффективность тормозных усилий. Однако даже де-юре подходящие для использования шины порой де-факто являются для этого негодными, предупреждают в Госавтоинспекции Беларуси и напоминают, что у автошин есть свои сроки эксплуатации.
Покупая новые автопокрышки, автовладелец на ближайшие пять-шесть лет забывает о проблеме замены колес, а при небольшом пробеге и бережной эксплуатации этот срок может увеличиться вдвое, отмечают в ГАИ.
Но насколько безопасны такие «возрастные» покрышки даже при условии, что высота ламелей соответствует нормам и поверхность изношена равномерно? Об «усталости» шин расскажут мелкие трещинки, которые появляются в протекторной части или на боковине колеса. Подобные поверхностные признаки старения не стоит игнорировать.
Основная опасность в том, что резиновая смесь колес уже не такая эластичная, как у новых. Это может привести к потере управления - такая «обувь» наиболее подвержена аквапланированию. А попадание на ней в яму грозит обернуться серьезными внутренними повреждениями. Со временем на шине, например, появится грыжа или начнется расслоение верхнего слоя.
Узнать возраст покрышки можно по выбитой на боковинах маркировке. Первые две цифры в четырехзначном коде сообщат неделю, а последние - год выпуска изделия.
Со временем шины теряют свои свойства, и это не зависит от пробега. Порой зимняя резина способна потерять эксплуатационные качества раньше положенного срока и из-за неправильного хранения. Эта оплошность может быть чревата ускоренным износом шин, ухудшением управляемости, отсутствием герметичности, проблемами при бортировке, появлением трещин, расслоенных участков и других дефектов.
Один из главных врагов покрышек - ультрафиолет, поэтому в межсезонье их необходимо складировать подальше от прямых солнечных лучей, а если этого избежать невозможно (например, на балконе), обязательно следует укрывать плотной тканью.
Имеет значение и положение, в котором шины около полугода находятся без движения.
Зимние покрышки нежелательно хранить без дисков: в теплый сезон они становятся очень мягкими и легко деформируются.
Идеальный вариант расположения колес в собранном виде - в подвешенном состоянии. Для этого на стене можно укрепить специальные кронштейны. В таком случае основную нагрузку примет на себя металлический обод - мягкая часть не будет подвергаться лишним нагрузкам.
Если такой возможности нет, ставить их нельзя: снизившееся давление в шинах приведет к деформации каркаса. Поэтому колеса лучше складывать друг на друга (не стоит штабелировать больше четырех штук). А покрышки без дисков располагаются вертикально - несколько раз в месяц их следует поворачивать на 30 - 40 градусов.
Никто не застрахован на дороге от серьезного повреждения, делающего невозможным дальнейшее использование одной из покрышек. В таком случае перед автовладельцем встает резонный вопрос: можно ли заменить на новое только пробитое колесо или все же придетсяприобрести пару?
Ответ на этот вопрос практически однозначен. На одной оси должны быть установлены шины одного производителя с одинаковыми характеристиками: размер, тип, конструкция, рисунок протектора... Поэтому даже новый аналог взамен вышедшей из строя покрышки не станет полноценной заменой из-за разного износа. А это повлияет на степень сцепления с дорогой и скорость вращения колеса.
На машинах с формулой 4×4 нужно менять весь комплект: если одна из шин имеет отличные от других характеристики, компьютер будет получать неверную информацию, и нагрузка на дифференциал возрастет. При длительной эксплуатации это чревато повреждением трансмиссии.
Покрышки на передней и задней оси необходимо время от времени менять местами - это позволит продлить срок их эксплуатации.
После длительного хранения смонтированные на дисках покрышки неминуемо стравят воздух. Поэтому, прежде чем двинуться в путь, нужно обязательно их подкачать. Но какое давление оптимальное при эксплуатации зимой?
Этот показатель должен быть указан в технической документации к авто, на наклейках, например, на люке бензобака или рядом с водительским сиденьем. А вот ориентироваться на маркировку, указанную на самих покрышках, не стоит, так как давление зависит от массы конкретной машины.
В среднем в холодное время года оно должно быть в пределах 2 - 2.2 атмосферы. Значительное колебание этого показателя сказывается на скользком покрытии и чревато заносом при повороте.
При этом перекачанная покрышка часто даже опаснее, чем недокачанная. В этом случае колесо теряет эластичность и способность эффективно бороться с ударными нагрузками. Помимо того, неправильное давление увеличивает расход топлива, приводит к неравномерному износу шин и, как результат, к грыжам.
Уровень сжатия воздуха нужно проверять раз в две недели.
Накачивать колеса следует на непрогретом авто (во время езды шины нагреваются и давление в них увеличивается на 0.2 - 0.3 бар).
Если предстоит покупка нового комплекта зимних шин, один из первых возникающих вопросов: остановить выбор на узких или широких покрышках?
Главное преимущество узких шин в том, что они позволяют увеличить поверхностное давление, оказываемое на покрытие дороги. Это обеспечивает хорошее сцепление со снегом и грязевой кашей. Кроме того, такие шины ведут себя более уверенно в колее, у них высокий уровень устойчивости к аквапланированию, а также на льду, меньшее сопротивление качению - это позволяет снижать расход топлива. А еще они легче и требуют не так много усилий для рулевого управления в сравнении со вторым видом.
В то же время узкие шины уступают широким в маневренности, устойчивости и управляемости на твердой поверхности, разгонной динамике на льду и асфальте, скорости торможения на сухой дороге. Поэтому, если автомобиль активно эксплуатируется в городских условиях, где проезжая часть расчищена от снега и льда, узкие покрышки не так хороши.
При этом, новый комплект зимних шин, особенно шипованных, следует «обкатать». Регламент предполагает аккуратную и размеренную езду по чистому асфальту, без резких маневров и торможений. При соблюдении этого правила сотрется твердый верхний слой резины, которая будет лучше прилипать к покрытию, а шипы встанут на место.
- Зимние шины устанавливаются на всех колесах авто. Такие покрышки должны быть промаркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой либо знаками М+S, M&S, M.S, M S или All seasons. Остаточная высота рисунка протектора - не менее четырех миллиметров, - напоминает заместитель начальника главного управления ГАИ МОБ МВД полковник милиции Виктор РОТЧЕНКОВ.
Средняя глубина канавок протектора новой летней автошины должна составлять 8 мм. У зимней она немного больше и превышает 10-12 мм.
Также не допускается ездить на изодранных шинах, то есть с боковыми повреждениями, похожими на раковины. Часто такие повреждения наносятся и при проезде участков дорожных работ, где слои асфальта снимались фрезами. При ударах у них велика вероятность образования грыж. Такие колеса придется заменить на новые вне зависимости от того, держат они давление или нет.
Исправными должны быть стеклоочистители, системы обдува и обогрева стекол. Важно проверить состояние фар и габаритных огней, зарядку аккумулятора, заполнить бачок стеклоомывателя незамерзающей жидкостью.
Также нужно удостовериться в исправности тормозной системы и вспомогательных электронных помощников (таких, как АБС). Не лишней будет замена тормозной жидкости и колодок, если они на грани износа.
К зимнему сезону необходимо подготовить не только автомобиль, но и самим перестроиться на более спокойный и аккуратный стиль вождения. В том числе отказаться от резких маневров и торможений, особенно вблизи пешеходных переходов и на закруглениях дорог, держать безопасную дистанцию.
- Выбирать скорость нужно с учетом состояния проезжей части и видимости, - напоминают в ГАИ.