В рубрике «Персона» TOMIN.BY представляет известного современного петербургского композитора, автора более 150 произведений, уроженца Беларуси Леонида Левашкевича. В эксклюзивном интервью для TOMIN.BY Леонид Валентинович рассказал о своей семье, любви к природе и пейзажам, которые он искусно «рисует» нотами.
"Путь к музыке оказался довольно непростым"
- Вы родились в Березино, а детские и юношеские годы провели в Вилейском районе. С 1975 года живете в Сант-Петербурге. Как оказались в городе на Неве?
- Мой отец, Левашкевич Валентин Иванович, в 1958 году закончил химико-фармацевтический институт в Ленинграде. После окончания вуза его отправили в Вилейский район, в местечко Куренец, первое письменное упоминание о котором датируется 1436 годом. Сюда они переехали вместе с мамой. Отец заведовал аптекой. Там и прошли мои детство и юность. И тогда у меня была только одна стезя - по стопам отца поступить в институт в Ленинграде. Но получилось так, что в последний момент перед сдачей вступительных экзаменов в химико-фармацевтический институт, я забрал документы и поступил в Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт, ныне – это Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова. Через 6 лет получил диплом врача и работал по профессии.
Моя супруга Людмила тоже врач. Мы познакомились в институте, поженились и вместе до сих пор. Восемь лет отработав врачом, понял — это не мое. В это время произошел распад СССР. Как-то нужно было находить свою дорогу.
Леонид Левашкевич и Тамара Тиборовская.
- Что вас связывает сегодня с Беларусью?
- В 1973 году я окончил Вилейскую музыкальную школу по классу баяна. Моим педагогом был Валерий Васильевич Щеголев. Мы с ним до сих пор встречаемся, разговариваем, обсуждаем мои музыкальные произведения. Я очень дорожу его советом и дружбой.
Я очень люблю мою Беларусь. На Родине бываю часто, как правило, с концертами, которые проходят на разных концертных площадках. С 2011 года и по сей день наши проекты называются «Белорусы Санкт-Петербурга – Землякам», которые мы организовываем с моим другом Александром Антоновичем Станкевичем. Неоднократно концерты проходили в Концертном зале Минской государственной филармонии с симфоническим оркестром филармонии, а также с заслуженным коллективом Республики Беларусь симфоническим оркестром Молодечненсккого государственного колледжа им. М.К. Огинского, которым руководит Григорий Семенович Сороко. В этом году у нас запланированы концерты в Минске и Могилеве. 11 июня в Концертном зале филармонии в Минске будет большой концерт с симфоническим оркестром Молодечненского государственного колледжа им. М.К. Огинского, затем уже с нашим оркестром «Маэстро» из Санкт-Петербурга, художественный руководитель и дирижер Александр Чернобаев. Также мы планируем два концерта с солистами-вокалистами в Могилеве и в Минске.
В Бресте в одной из музыкальных школ города несколько лет назад был фортепианный концерт с Андреем Бараненко.
Пианист Андрей Бараненко и симфонический оркестр БАТД.
Сегодня (5 февраля. - Прим. Т.Т.) симфонический оркестр БАТД под руководством Александра Сосновского и лауреата международных конкурсов, обладателя престижных музыкальных премий Андрея Бараненко (фортепиано, Санкт-Петербург) играли в Брестском драмтеатре цикл произведений для симфонического оркестра и фортепиано «Времена года». Надеюсь, что мы еще встретимся с удивительным брестским зрителем с новыми программами.
Пианист Андрей Бараненко и композитор Леонид Левашкевич.
Композитор Леонид Левашкевич.
Для TOMIN.BY Леонид Левашкевич эксклюзивно исполнил в Бресте пьесу "Воспоминание". Фрагмент произведения можно посмотреть на видео ниже.
- Как получилось, что вы серьезно увлеклись музыкой?
- Еще во время учебы в Вилейской музыкальной школе создал вокально-инструментальный ансамбль в школе. Я играл на гитаре. Мне это нравилось. После окончания школы стал все больше интересоваться музыкой, хотелось написать что-то свое. Этой мыслью я был одержим.
В 90-е годы занялся бизнесом, но с музыкой никогда не расставался – это было моим хобби.
Сейчас играю на трех инструментах – фортепиано, гитаре и баяне. Это совершенно разные музыкальные ассоциации.
- И они помогают вам глубже чувствовать ноты и звучание оркестра?
- Да, конечно. У меня музыка достаточно разножанровая - ноктюрны и мазурки, танго и вальсы, вокальные произведения, музыка для детей и т.д. Фортепиано с симфоническим оркестром придают произведению масштаб и величие, а также потрясающе красивое звучание.
- Учиться в музыкальной академии не хотели или не сложилось?
- Продолжать музыкальное образование не получилось, но самообразование продолжилось. Даже занимаясь бизнесом, музыку не оставлял никогда!
В 1987 году у нас родилась дочь Юлия. Мы с супругой были уверены, что ребенку нужно привить любовь к музыке. С этой целью купили пианино. Однако на нем больше стал заниматься сам. С тех пор музыка для меня стала больше, чем простое домашнее музицирование, она стала профессией.
- В этот период, наверное, и появилось желание заняться серьезной музыкой?
.- Мне всегда нравилось сочинять ноктюрны, мазурки, вальсы... Первые произведения родились именно тогда.
- Но писать произведения для симфонического оркестра – это невероятно трудно. Как вам это удалось сделать?
- Возможность услышать более широко музыку в оркестре позволила работа с оркестровыми модулями. Вот тогда и начался музыкальный марафон.
- Но без вдохновения хорошую пьесу не напишешь, не так ли?
- Музыка долго вынашивается. Какие -то эмоции накапливаются. Я очень люблю природу. Люблю гулять. Петербург – это магический город со своей историей, потрясающими людьми, город, который дает возможность открыться творческим личностям. Санкт-Петербург для меня – это всегда внутренний восторг: от прогулок по городу, от людей, от природы. Надо просто увидеть и услышать то, что тебя окружает. Вот так и рождается музыка.
"У каждого человека есть свой внутренний камертон"
- Ваши произведения очень мелодичные, масштабные и романтичные. И у вас нет трагических нот. Почему?
- Я - мелодист. И для меня мелодия – это основа музыки, потому что красивая мелодия вызывает у людей ассоциации, чувства, ведь у каждого человека есть свой внутренний камертон, настроенный на восприятие прекрасного. Человек сопоставляет музыку со своей прожитой жизнью, со своим внутренним миром, воспоминаниями.
Музыка, как мне кажется, должна идти к людям через сердце. Ее не надо анализировать. Ее надо просто слушать и слышать. И если она вызывает эмоции, если какие-то фразы начинают волновать, значит, эта задача выполнена. И это, самое главное для композитора – донести свои эмоции до слушателя. Я, как композитор, вкладываю свои чувства в музыку, зрители чувствуют в ней добро, любовь и теплоту.
В каком бы музыкальном жанре я не работал, мне хочется отдать кусочек своего сердца. У меня много романсов и песен. Сотрудничаю со замечательными петербургскими поэтами.
"Музыка должна возвышать человека"
- То есть, вы пишете для неподготовленного слушателя. И в этом заключается секрет популярности ваших произведений, от романсов до концертов для симфонических оркестров.
- Когда композиторы и музыканты начинают говорить, что надо слушателя подтягивать до какого-то уровня, то это не так. Не надо никого учить. Зрители умные люди, они знают, что хотят услышать на подобных концертах. Важно, чтобы композитор, который написал произведение, и музыканты оркестра, которые исполняют, понимали друг друга. И, конечно, чтобы слушатель, который находится в зале, после концерта был в хорошем настроении и захотел эту музыку услышать еще не раз. В этом и есть секрет успеха.
- С таким отцом дочь, наверное, тоже музыкант?
- Дочка занимается музыкой, но исключительно для себя. Она немного играет на фортепиано, немного поет. Юлия - психолог, она закончила факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Занимается той работой, которая ей нравится, всегда поддерживает мои музыкальные проекты.
- И эта поддержка отображается в ваших произведениях, поднимает настроение, возвышает над обыденностью.
- Музыка должна возвышать человека. Из всех видов искусств музыка вызывает у человека самые сильные эмоции. Вначале я сочинял для себя, семьи, друзей. Но благодаря супруге Людмиле, моя музыка стала публичной, её услышали другие.
Андрей Бараненко, Александр Сосновский и Леонид Левашкевич.
- И все-таки писать для симфонического оркестра не каждый композитор может, тем более, когда уже написано столько великолепных произведений.
- Многие так считают, что все лучшее уже написано и придумать что-то ещё уже невозможно. Если относится к музыке, как к науке, особенно если послушать современную авангардную музыку, «математический расчет гармоний» и т.д., то сочинять можно до бесконечности. Вопрос только один: "Нужно ли и для кого?" Если находишь адресата - флаг в руки! Но что нам дает музыкальное образование вообще? Музыкальное образование, полученное в детстские и юношеские годы, дает в будущем возможность стать хорошим профессионалом в музыке или хорошим образованным слушателем. Понимание того, как должна строиться музыка, форма музыкального произведения, как должен формироваться образ музыкального произведения, его развитие - очень важно. А дальше каждый пишет то, что ложится на душу и сердце. Призываю родителей дать возможность своим детям получить музыкальное образование, хотя бы начальное. Поверьте, с хорошей музыкой у ребенка изменится мироощущение и мировозрение.
"Творческое содружество «Маэстро» - это команда профессионалов"
- Сегодня вы работаете в творческом содружестве "Маэстро", объединяющем композиторов, вокальных исполнителей, музыкантов, поэтов, художников...
- Сегодня творческое содружество «Маэстро» - это команда профессионалов, которая работает слаженно и масштабно для того, чтобы музыка звучала на разных престижных площадках. С моим другом композитором и аранжировщиком Владимиром Гапоновым мы создали те музыкальные образы, на которых в дальнейшем и сформировалась музыкальная база. Звучание живых инструментов, живой симфонический оркестр никогда не заменит электронная музыка. Здесь помог мой друг, Александр Чернобаев, сейчас он является художественным руководителем и дирижером нашего симфонического оркестра «Маэстро».
Огромную поддержку коллективу оказывает меценат Вячеслав Адамович Заренков, президент Фонда «Созидающий мир», наш земляк, который дает возможность нам и оркестру осуществлять свои творческие планы, работать и созидать!
Мы выступали на приемах в посольствах России за рубежом: в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Польше, Германии, Чехии, Австрии, Китае, Индии.
В этом году симфоническому оркестру «Маэстро» исполняется 10 лет. Сейчас готовимся к юбилейному концерту. Мы играем, в основном, собственные программы. Их много, и они очень разные. Много фортепианных концертов сыграно с лауреатом международных конкурсов, потрясающим пианистом Андреем Бараненко.
Пианист Андрей Бараненко.
"Моя задача, как композитора и врача – лечить музыкой сердца людей"
- Музыка для вас – это что?
- Музыка – это вся моя жизнь, она занимает все мое время. Композитор должен понимать, что от него хотят слушатели и что он должен донести людям. Жизнь не простая, у каждого свои проблемы, каждый слушатель приходит в зал со своим настроением. Моя задача, как композитора и врача – создать хорошее настроение, лечить музыкой сердца людей! Я несу в музыке любовь и добро.
P.S. Записи концертов и музыку Леонида Левашкевича можно послушать на YouTube по этой ссылке.