Симфонический цикл концертных пьес для оркестра и фортепиано «Времена года» композитора Леонида Левашкевича вечером 5 февраля представили в Бресте симфонический оркестр БАТД под руководством Александра Сосновского и лауреат международных конкурсов, пианист из Санкт-Петербурга Андрей Бараненко.
Симфонический оркестр Брестского драмтеатра.
Пианист Андрей Бараненко.
Сюрпризом для брестской публики стало присутствие в зале БАТД самого Леонида Левашкевича, автора более 150 произведений и уроженца Беларуси. Эксклюзивное интервью TOMIN.BY с известным современным российским композитором читайте на нашем портале в ближайшее время. В нем наш земляк рассказал о своей семье и музыке, которая стала его жизнью. А также о своей любви к природе и пейзажам, которые он искусно «рисует» нотами.
Композитор Леонид Левашкевич.
Для TOMIN.BY Леонид Левашкевич эксклюзивно исполнил в Бресте пьесу "Воспоминание". Фрагмент произведения можно посмотреть на видео ниже.
Что касается концерта в Брестском академическом театре драмы, то прошел он на одном дыхании. Без антракта, чтобы сохранить атмосферу целостности симфонического цикла.
К примеру, даже Андрей Бараненко, несмотря на овации в зале, не выходил на поклон, а стремительно уходил со сцены. И "поймать" его в объектив было весьма проблематично. А в эти секунды главный дирижер симфонического оркестра БАТД Александр Сосновский уже настраивал музыкантов на другую пьесу, давая возможность пианисту отдохнуть.
- С Александром Сосновским мы создали такой стремительный образ. Когда мы останавливаемся, то отвлекаемся, а этого делать нельзя, - сказал Леонид Валентинович, отвечая на вопрос TOMIN.BY.
Композитор Леонид Левашкевич и Тамара Тиборовская.
Великолепная музыка Левашкевича в виртуозном исполнении оркестра и лауреата международных конкурсов, талантливого молодого пианиста Андрея Бараненко трогала за душу, завораживала публику своей мелодичностью, смелыми и яркими образами.
Вслушайтесь только в романтические названия пьес: «Весенняя капель. Апрель», «Пробуждение. Март», «Мелодия лунной ночи. Июнь», «Июльская гроза. Июль». «Летний дождь. Август», «Элегия. Октябрь», «Рождественская полька. Декабрь», «Тройка. Январь», «Осенняя фантазия. Октябрь»…
А композиция «Февраль», к слову, стала всемирно известной благодаря использованию в качестве музыкальной основы в произвольной программе чемпионов России и Европы по фигурному катанию Юко Кавагути и Александра Смирнова.
Чудесный вечер знакомства с музыкой Леонида Левашкевича стал возможен благодаря маэстро Сосновскому.
Маэстро Александр Сосновский (справа) и музыканты оркестра БАТД.
Невероятно, но факт: «Времена года», состоящие из 12 пьес, брестские музыканты разучили всего за неделю.
- С Леонидом Валентиновичем мы встретились несколько лет назад. Я попросил ноты. Договорились о концерте. И это знакомство вылилось в сегодняшний праздник. Мы подготовились за эту неделю, - рассказал TOMIN.BY маэстро.
- Музыка несложная, но очень интересная для людей, - продолжает рассказ Александр Сосновский. - Вы видели реакцию зала. Очень рады, что музыка понравилась. Она ненавязчивая, но очень интересная. Для следующего концерта придумаем еще что-нибудь. У Левашкевича есть очень много различных программ и циклов. Есть, к примеру, вокально-симфонический цикл для хора, меццо-сопрано с оркестром. Есть программы, посвященные религиозным темам – Пасхе, Рождеству. У него есть отдельные танцевальные циклы: танго, вальсы, фокстроты.
Леонид Левашкевич очень высоко оценил совместную работу с брестскими музыкантами, которых назвал виртуозами.
Андрей Бараненко, Александр Сосновский и Леонид Левашкевич. Брест, 5 февраля 2019 года.
- «Времена года» мы играли со Смоленским и Харьковским оркестрами, академическим симфоническим оркестром Сант-Петербургской филармонии. И вот теперь этот цикл играет ваш чудесный коллектив. Я очень рад этому творческому знакомству и знакомству с вашим прекрасным городом, - подчеркивает композитор.
- А как появилась идея создания цикла «Времена года»? - спрашиваю у Леонида Валентиновича.
- В начале появлялись какие-то отдельные композиции. Первой была написана пьеса «Осень на Елагином острове. Сентябрь». Я люблю природу, поэтому мои эмоции и ощущения складывались в одну композицию. Когда появились 3-4 произведения, мне показалось, что нужно сделать музыкальные ассоциации и привязать их к какому-то конкретному месяцу. А каждый месяц – это образ.
Вот март, к примеру. Конкретно для меня, март – это пробуждение природы. В Бресте снега нет, а в Петербурге – это первое солнышко. Я видел, как вскрывается Нева, пошел ледоход.
А потом пришло понимание, что можно эти образы привязать не только к природе, а к жизни человеческой, от начала до конца. Поэтому март – это еще начало, это рождение. Февраль – уход. А в этом промежутке вся наша жизнь. Первые аккорды увядания, когда осень приходит. Мы же вспоминаем свою юность.
А что такое апрель? Это капель, это вальс, это торжество и буйство жизни. И вот таким образом все складывалось. Менялись жанры, чтобы не было скучно, менялась форма построения. Пришло понимание, что это должны быть фортепиано и симфонический оркестр.
Эксклюзив для TOMIN.BY от Леонида Левашкевича.
- А почему фортепиано, а не саксофон или другой инструмент?
- Фортепиано – это настолько структурно, это энергетически очень мощно. Фортепиано и оркестр усиливают друг друга. И если это играет Андрей Бараненко, это звучит очень мощно.
- А как вы нашли Андрея, которого выбрали для «Времен года»?
- Увидел его еще во время учебы в консерватории. Ему тогда было 18 лет. Он родился в Барнауле, а потом родители переехали в Санкт-Петербург. Он потрясающий пианист, играет разные жанры. Вы это видели. Божественно играет.
В завершение вечера прозвучали популярнейшие рейгтамы «Кокетка» и «Хулиган». Оркестр и пианист были великолепны. А благодарная публика приветствовала музыкантов стоя.
- Я рад, что мы встретились на брестской земле. Мы были здесь проездом несколько лет назад и выступали в одной из музыкальных школ Бреста. Я часто приезжаю на Родину. Много концертов делали с Минской филармонией. Я вас очень люблю. Люблю обожаемую Беларусь. И надеюсь, что мы еще встретимся на брестской земле с этим замечательным оркестром и Александром Сосновским, - сказал, обращаясь к публике Леонид Левашкевич.
Видео Тамары ТИБОРОВСКОЙ.