Камни, камни, камни… Вечность среди холмиков мимолетной степной травы. Невысокие, поставленные вертикально - «на попа», с острыми вершинами. Обтесанные ветрами, обтрепанные дождями, поросшие живучим мхом. Кладбище…
Местные жители в разные времена гадали: кто же здесь нашел последнее пристанище? Считали захоронение еврейским, потом кто-то решил: здесь лежат солдаты войны с Наполеоном. Но краеведы убеждены – надо «копать» глубже. На веков эдак пять откручивать историческую память. Ятвяги здесь, считают они.
Сейчас в Пружанском райисполкоме готовят документы о внесении древнего могильника в свод памятников историко-культурных ценностей Беларуси.
Посмотреть «деревню на погосте» недалеко от обходной дороги вокруг Беловежской пущи позвал директор музея «Ружанский дворцовый комплекс Сапегов» Руслан Книга. Едем. Чем ближе к Ружанам, тем красивее пейзажи.
Поля и леса на Волковысской возвышенности мне, уроженке полесских равнин кажутся настоящей Швейцарией. До чего ж красиво! Неудивительно, что испокон веков здесь жили люди.
Руслан Книга обращает внимание на названия деревень:
- Зеленевичи, Зиновичи, Зосин, Зельдин. Топонимика ятвяжская. Река Зельвянка – ятвяжский гидроним. Ученые считают, что наиболее вероятной границей проживания ятвягов являлись Буг, его приток Нарев и Бобр, приток Нарева.
Выходит, мы на земле, некогда принадлежавшей одному из племен воинственных ятвягов? Переезжаем мостик, перекинутый через речку Щибу, - и почти на месте. Погост – на берегу реки. Природа подтверждает живописными рельефами: когда-то Щиба несла свои воды в широком русле.
А на равнине вблизи деревни, которая и была конечной точкой нашего маршрута, - ни одного дерева, ни одного куста. Степная зона.
По левую сторону от дороги начинается кладбище. Удлиненные камни, установленные вертикально, - надгробия. В земле сидят крепко. Не сдвинуть. Занесены песком, прижаты стойкими пучками сухой коренастой травы. Невысокие. Но встречаются и глыбы в человеческий рост.
В иных местах камни расположены по кругу. Еще бы парочку таких камней поверх – почти Стоунхэндж в белорусском исполнении.
Кто постарался? Первый вопрос. Второй – почему кладбище не считается памятником, до сих пор не взято под защиту государства?..
Захоронение начинается у деревни, огибает ее и продолжается дальше по холму, вдоль речки. Можно предположить, что село когда-то разделило, разбило могильник. Отвоевали живые у почивших часть бесплодной почвы под дома и огороды.
Потом местное хозяйство отняло у мертвых еще кусочек песчаной земли. Но что может вырасти на распаханном желтом песке? «А степная трава пахнет горечью…», - навеяло при виде необычного поля под кукурузу или рапс.
Староста деревни Александр Мотыль, 72 лет от роду, о кладбище мало что знает:
- Мы его всегда называли «могліцы”. Ни мой отец, родившийся в 1899 году, ни мой дед о захоронении ничего толком не рассказывали. Раньше тут росли огромные толстые сосны, потом отжили свое. Сейчас – одна трава. Когда-то мы здесь пасли коров, овец. Наблюдаем, как с годами камни уходят в землю. Люди тоже уходят. В деревне осталось 32 человека, 17 дворов…
- И речка ваша, Щиба, совсем обмелела…
- Ее спрямили во время мелиорации в 1965 году. Раньше Щиба была полноводной, рыбы вводилось много. Возле кладбища родник из-под земли бил.
Руслан Книга рассказывает, что в чуть более десяти лет назад местные «исследователи» разрыли-таки могилу под одним из камней.
По останкам позже, в Киеве, ученые определили: захоронена женщина, предположительно XV век, скорее всего – из ятвягов. Рядом находились стрелы и наконечники от стрел. Женщина-воин…
Но чтобы делать хоть какие-то выводы, стоя хоть и двумя ногами, но все же на неизученной территории, надо иметь достаточные познания - в истории, археологии, геологии. В нашем случае - это точка отсчета, материал для исследователей, посыл туристическим фирмам для организации нового маршрута. В будущем.
Сейчас называть точные координаты могильника нет смысла – черные копатели слетятся как воронье. Правда, председатель Пружанского райисполкома в моем присутствии пообещал: приедут - будут задействованы все законные методы, чтобы они надолго забыли о своем наносящем вред истории «увлечении».
Пока Руслан Книга помогает готовить документы для внесения могильника в свод памятников республиканского значения, председатель Зеленевичского сельсовета Антонина Лагач просит: «Еще одно кладбище возьмите под охрану. Требует внимания старинное еврейское захоронение в Лысково».
Недалеко от этой деревни располагается некрополь, где нашли последнее пристанище представители рода Быховцев (под Ружанами была найдена знаменитая «Хроника Быховцев», рассказывающая об истории ВКЛ).
На этом же католическом кладбище упокоились и представители других известных родов – Волконских, Карпинских, Горн.
Могила Франтишка Карпинского.
А в самом Лысково, у костела, похоронен поэт-лирик Франтишек Карпинский.
На Пружанщине сохранилось немало исследованных курганов. Недалеко от деревни Березница в 1981 году был раскопан могильник, датированный VI-VIII веками – самый ранний на Брестчине. Курганный могильник XI века есть у деревни Бутьки.
На старом кладбище за деревней найден каменный идол. В 2000 году его перевезли и установили у музея - усадьбы «Пружанскi палацык».
В окрестностях деревни Великий Лес, деревень Добучин, Зельзин, Зосин остались нам курганы из прошлого.
И это только один район, который легко объехать за день!
Некропольный туризм в нашей стране не развит. Но у людей есть потребность посещать места вечного покоя. Во всем мире такой туризм популярен давно. Как часть ностальгического туризма. Иные некрополи расскажут больше, чем путеводитель. О стране, истории, об укладе жизни и нравах. Кладбища – тоже наши достопримечательности. Их нужно беречь.
Справка
Ятвяги — балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Начиная с XII века ятвяги участвовали в процессе формирования народов Беларуси, Литвы, Латвии и Польши. До X или XI века ятвяжские племена населяли основную часть будущего Подляшья, а по XVII век — междуречье Нарева и Немана. Восточная граница проживания ятвягов, как и южная, остается спорной.