Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 
06
июнь 2014

В Пружанском районе уходит в небытие уникальное кладбище

Пружанский район. Кладбище ятвягов XV века. Фото Валентины Козлович, "СБ"

 

Валентина КОЗЛОВИЧ, "СБ" 

Камни, камни, камни… Вечность среди холмиков мимолетной степной травы. Невысокие, поставленные  вертикально - «на попа», с острыми вершинами. Обтесанные ветрами, обтрепанные  дождями, поросшие живучим мхом. Кладбище…

Местные жители в разные времена  гадали: кто же здесь нашел последнее пристанище? Считали захоронение еврейским, потом кто-то решил: здесь лежат солдаты войны с Наполеоном. Но краеведы убеждены  – надо «копать» глубже. На веков эдак пять откручивать историческую память. Ятвяги здесь, считают они.

Сейчас в Пружанском райисполкоме готовят документы о внесении древнего могильника в свод памятников историко-культурных ценностей Беларуси.

Посмотреть «деревню на погосте» недалеко от обходной дороги вокруг Беловежской пущи позвал директор музея «Ружанский дворцовый комплекс Сапегов» Руслан Книга. Едем. Чем ближе к Ружанам, тем красивее пейзажи.

Поля и леса на Волковысской возвышенности мне, уроженке полесских равнин кажутся  настоящей Швейцарией. До чего ж красиво! Неудивительно, что испокон веков здесь жили люди. 

Руслан Книга обращает внимание на названия деревень:

- Зеленевичи, Зиновичи, Зосин, Зельдин. Топонимика ятвяжская. Река Зельвянка – ятвяжский гидроним. Ученые считают, что наиболее вероятной границей проживания ятвягов являлись Буг, его приток Нарев и Бобр, приток Нарева.

Выходит, мы на земле, некогда принадлежавшей одному из племен воинственных ятвягов? Переезжаем мостик, перекинутый через речку Щибу, - и почти на месте. Погост – на берегу реки. Природа подтверждает живописными рельефами:  когда-то Щиба несла свои воды в широком русле.

А на равнине вблизи деревни, которая и была конечной точкой нашего маршрута, -  ни одного дерева, ни одного куста. Степная зона.

По левую сторону от дороги начинается кладбище. Удлиненные камни, установленные вертикально, - надгробия. В земле сидят крепко. Не сдвинуть. Занесены песком, прижаты стойкими пучками сухой коренастой травы. Невысокие. Но встречаются и глыбы в человеческий рост.

В иных местах камни расположены по кругу. Еще бы парочку таких камней поверх  – почти Стоунхэндж в белорусском исполнении.

Кто постарался? Первый вопрос. Второй – почему кладбище не считается памятником, до сих пор не взято под защиту государства?..

Захоронение начинается у деревни, огибает ее и продолжается дальше по холму, вдоль речки. Можно предположить, что село когда-то разделило, разбило  могильник. Отвоевали живые  у почивших часть бесплодной почвы под дома и огороды.

Потом местное хозяйство отняло у мертвых еще кусочек песчаной земли. Но что может вырасти на распаханном желтом песке?  «А степная трава пахнет горечью…», - навеяло при виде необычного поля под кукурузу или рапс.  

Староста деревни Александр Мотыль, 72 лет от роду, о кладбище мало что знает:

- Мы его всегда называли «могліцы”. Ни мой отец, родившийся в 1899 году, ни мой дед о захоронении ничего толком не рассказывали. Раньше тут росли огромные толстые сосны, потом отжили свое. Сейчас – одна трава. Когда-то мы здесь пасли коров, овец. Наблюдаем, как с годами камни уходят в землю. Люди тоже уходят. В деревне осталось 32 человека, 17 дворов

- И речка ваша, Щиба, совсем обмелела

- Ее спрямили во время мелиорации в 1965 году. Раньше Щиба была полноводной, рыбы вводилось много. Возле кладбища родник из-под земли бил.

Руслан Книга рассказывает, что в чуть более десяти лет назад местные «исследователи» разрыли-таки могилу под одним из камней.

По останкам позже, в Киеве, ученые определили: захоронена женщина, предположительно XV век, скорее всего – из ятвягов. Рядом находились стрелы и наконечники от стрел. Женщина-воин…

Но чтобы делать хоть какие-то выводы, стоя хоть и двумя ногами, но все же на неизученной территории, надо иметь достаточные познания - в истории, археологии, геологии. В нашем случае - это  точка отсчета, материал для исследователей, посыл туристическим фирмам  для организации нового маршрута. В будущем.

Сейчас называть точные координаты могильника нет смысла – черные копатели слетятся как воронье. Правда, председатель Пружанского райисполкома в моем присутствии пообещал: приедут - будут задействованы все законные методы, чтобы они надолго забыли о своем наносящем вред истории «увлечении».

Пока Руслан Книга помогает готовить  документы для внесения могильника в свод памятников республиканского значения, председатель Зеленевичского  сельсовета Антонина Лагач просит:  «Еще одно кладбище возьмите под охрану. Требует внимания  старинное еврейское захоронение в Лысково».

Недалеко от этой деревни располагается некрополь, где нашли последнее пристанище представители рода Быховцев (под Ружанами была найдена знаменитая «Хроника Быховцев», рассказывающая об истории ВКЛ).

 

Пружанский район, д. Борисики. Католическое кладбище.

 

Часовня-надмогилье.
Пружанский район, д. Борисики. Католическое кладбище.

 

 

На этом же католическом кладбище упокоились и представители других известных родов – Волконских, Карпинских, Горн.

 

Пружанский район, д. Борисики. Католическое кладбище.

 

Могила Франтишка Карпинского.

Пружанский район, д. Лысково. Могила поэта и драматурга  Франтишка Карпинского - фото

 

А в самом Лысково, у костела, похоронен поэт-лирик Франтишек Карпинский.

                           

                              Костел в Лысково.
Пружанский район, д. Лысково. Троицкий костел - фото
 

Пружанский район, д. Лысково. Троицкий костел - фото

 

На Пружанщине сохранилось немало исследованных курганов.  Недалеко от деревни Березница в 1981 году был раскопан могильник, датированный VI-VIII веками –  самый ранний на  Брестчине. Курганный могильник XI века есть у деревни Бутьки.

На старом кладбище за деревней найден каменный идол. В 2000 году его перевезли и установили у музея - усадьбы «Пружанскi палацык».

В окрестностях деревни Великий Лес, деревень Добучин, Зельзин, Зосин остались нам курганы из прошлого.

И это только один район, который легко объехать за день!

Некропольный туризм в нашей стране не развит. Но у людей есть потребность посещать места вечного покоя. Во всем мире такой туризм популярен давно. Как часть ностальгического туризма. Иные некрополи расскажут больше, чем путеводитель. О стране, истории, об укладе жизни и нравах. Кладбища – тоже наши достопримечательности. Их нужно беречь.

 

Справка

Ятвяги — балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Начиная с XII века ятвяги участвовали в процессе формирования народов Беларуси, Литвы, Латвии и Польши. До X или XI века ятвяжские племена населяли основную часть будущего Подляшья, а по XVII век — междуречье Нарева и Немана. Восточная граница проживания ятвягов, как и южная, остается спорной.