Минобороны озвучило первые данные расшифровки черных ящиков (бортовые самописцы), потерпевшего авиакатастрофу в Барановичах Як-130.
Комментарий командующего ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майора Игоря Голуба размещен в Телеграм-канале Минобороны:
«По предварительным, первым результатам расшифровки этих черных ящиков уже достоверно могу сказать: первое – аварийная ситуация произошла в горизонтальном полете самолета Як-130 над аэродромом Барановичи. Экипаж после возникновения аварийной ситуации доложил руководителю полетов об отказе системы управления, что подтверждается материалами объективного контроля черных ящиков.
В данной ситуации, согласно требованию руководящих документов, а именно руководства по летной эксплуатации самолета Як-130, экипаж обязан был покинуть самолет – катапультироваться.
Руководитель полетов не менее 10 раз в эфир подал команду «Катапультируйся! Катапультируйся! Прыгай!». В это время самолет перешел в неуправляемое хаотичное движение, и его траектория начала уклоняться влево, т.е. в сторону города.
Экипаж не покинул самолет, продолжал бороться, и ему удалось перейти на резервную систему управления. В данном случае резервная система позволила стабилизировать только направление полета и экипажу удавалось изменять направление полета, но не высоту – высота продолжала интенсивно падать. Как показывают средства объективного контроля, от момента создания аварийной ситуации до падения самолета в точку прошло чуть более минуты.
В этих условиях неимоверными усилиями на высоте порядка где-то пятидесяти (более точно, мы расшифруем, будет доложено после окончания расследования уже председателем государственной комиссии), на высоте где-то около пятидесяти метров экипажу удалось выровнять, стабилизировать направление полета неимоверными усилиями и направить самолет именно в ту единственную точку, которая была вне жилых построек.
К сожалению, уже перед гарантированным падением в эту точку, экипажу не хватило высоты для принятия решения и безопасно покинуть самолет. По данным бортовых самописцев на текущий момент, мы видим, что экипаж управлял и воздействовал на ручку управления самолетом и на педали, которые изменяют направление полета, до момента касания земли. Это то, что сейчас известно после предварительных первых результатов черных ящиков. Но уже в этой ситуации я, как командующий вижу, что экипаж проявил самые лучшие качества белорусских военных – он до конца выполнял свой воинский долг, он ценой своей жизни спас жизни мирных наших граждан. Это настоящий патриот нашей страны.
От имени командования ВВС и войск ПВО, всего личного состава ВВС и войск ПВО хочу выразить семьям погибших и родных и близких самые глубокие соболезнования. Мы оказываем и будем оказывать всю возможную посильную в этой ситуации помощь. Но эти офицеры, эти наши боевые братья – они навсегда с нами в строю».
Военный самолет Лидской штурмовой базы днем 19 мая потерпел крушение и упал в частном секторе Восточного микрорайона в районе улицы Розы Люксембург на площадке перед двухэтажными домами в Барановичах. На борту Як-130 находился экипаж в составе командира звена учебно-боевой эскадрильи майора Андрея Ничипорчика и пилот звена учебно-боевой эскадрильи лейтенант Никиты Куконенко.
Майор Андрей Ничипорчик.
Пилоты выполняли плановый учебно-тренировочный полет, в ходе которого произошла техническая неисправность. Летчики пытались отвести самолет от жилых домов, после чего катапультировались, но им, видимо, не хватило для катапультирования высоты, и они погибли.
Летчик Никита Куконенко.
По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело.
Во время авиапроисшествия пострадал местный житель: у мужчины перелом предплечья, он госпитализирован.
Осколками повреждены окна в трех многоквартирных и двух индивидуальных домах. Кроме того, повреждены кровля одного из домов и четыре автомобиля.
В Барановичах из-за авиакатастрофы отменили масштабный праздник "Барановичская весна" в честь 150-летия основания города.
Фото: Следственный комитет и Министерство обороны.