На XXI конгрессе Международного союза театральных деятелей театра кукол (UNIMA) и Всемирном фестивале театров кукол-2012, который прошел в г. Ченду Китайской Народной Республики с 27 мая по 3 июня, спектакль «Холстомер» Брестского театра кукол был назван лучшей творческой работой и получил специальный приз «ВESTPLAY» и диплом. Такой же награды удостоены лишь спектакли артистов из США, Норвегии и Китая.
65 театральных трупп из 5 континентов и 45 стран мира были представлены на этом форуме. А еще было 36 театральных трупп Китая. Спектакли шли на 31 сценической площадке. В программе восьми фестивальных дней было представлено 102 спектакля, а общее количество выступлений превысило 700.
Кукольный фестиваль превратился в большой праздник для жителей и гостей города. Каждая страна старалась показать на одной из множества площадок своих самых интересных кукол. Кафе, магазины, аптеки, школы – все участвовали в фестивале…
На этом международном театральном форуме, где собираются кукольники всех стран мира, избирается президент Союза UNIMA, определяется политика организации на следующие 4 года и происходит выбор следующего места для проведения конгресса. В 2008 году на ХХ конгрессе Международного союза деятелей театров кукол в городе Перт (Австралия) Ченду выиграл право на проведение конгресса и фестиваля. Следующий конгресс пройдет в 2016 году в испанском Сан-Себастьяне.
Конгресс Международного союза деятелей UNIMA, существующий с 1922 года, проходит, как и Олимпийские игры, один раз в 4 года, тем он и ценен для артистов-кукольников. За 90-летнюю историю фестиваль кукольных театров, известный как «Олимпиада искусств», впервые прошел в Китае.
И впервые за его историю награду «ВESTPLAY» получили представители Беларуси. Ни одна страна на всем постсоветском пространстве такой не имеет.
- Три года назад в своем личном творческом плане я поставил себе задачу: участвовать в этом конкурсе, - рассказал tomin.by директор-художественный руководитель заслуженного коллектива Республики Беларусь «Брестский театра кукол» Михаил Шавель. – Я стремился попасть на этот конгресс, и у меня все получилось, хотя это длительный процесс. Мы тщательно готовились к нему. Выбирали спектакль. Он без перевода должен был покорить сердца зрителей. На «Холстомере» остановились не случайно. Эта работа уже имеет 5 Гран-при международных фестивалей, но они проходили в Европе. А здесь Азия, и нужно было учитывать особенности этого региона.
Мы не знали, как воспримут наше искусство. Но попадание оказалось точным.
После спектакля, который прошел на одном дыхании, многие из зрителей плакали. Мы были поражены, что ни с одного спектакля не ушли даже родители с детьми. Это было неописуемое чувство. А ведь никто не знал языка, а Толстого мы играли на русском. И лишь перед началом спектакля на сцену поднимался наш куратор-переводчик и кратко пересказывал сюжет спектакля.
Едва брестчане прилетели в Ченду и устроились в гостинице, им предложили представить свою работу за 20 минут и без сцены.
- Мы быстро сделали что-то наподобие перфоменса и играли, - вспоминает Михаил Шавель. - Работа понравилась. На второй день предложили показать спектакль в том же варианте, но уменьшив время на 5 минут. И мы выполнили это условие. Это был своеобразный рекламный клип «Холстомера».
Зрители просили с нами сфотографироваться. Представляете, что такое 30 минут непрерывной фотосъемки! Мы были интересны, выделялись своими белыми строгими костюмами ангелов, которых ни у кого не было, - продолжает рассказ Михаил Шавель. -
Наряды артистов других стран сверкали разноцветием красок. Дети рассматривали нас как чудо. А наше искусство для них – это как искусство другой планеты. У них совсем другие подходы, совсем другие традиции.
Перед выходом на сцену мы два дня сами мастерили декорации фактически из подручного материала. Для китайцев это тоже было очень удивительно, но другого выхода не было.
Зато приятно было за свою страну. Мы достойно отыграли. Особого волнения не было, хотя существовал и психологический барьер. 13 часов перелета тоже сказались. Теперь понимаю спортсменов, которые проходят акклиматизацию. В Китае все было другое: и питание, и совсем другой мир.
- Вы чувствовали, что победите? - спрашиваю у Михаила Шавеля. И слышу в ответ: «Я верил, что мы будем в призерах. А у артистов было предчувствие. Перед началом фестиваля я внимательно просмотрел рекламный буклет. И понял: у нас есть шанс. Так и случилось».
Работой брестских кукольников заинтересовались менеджеры из многих стран, в том числе из Южной Кореи и Японии. Брестские кукольники надеются покорить и эти страны.
А в ближайших планах Михаила Шавеля - участие в международном фестивале, который пройдет в конце июня-начале июля в Тегеране (Иран).
Впервые в истории этого фестиваля брестчан приглашают с двумя спектаклями. Но существует проблема вывоза декораций, ведь пока не известно, что представят организаторы, а что придется везти с собой. Идет согласование.
Правда, директор театра еще не определился, что будут показывать на иранской сцене, скорее всего, это будет «Луна Сальери» по трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» или «Холстомер» по одноименной повести Льва Толстого. А может и то и другое.
В 2013 году брестчане планируют во второй раз принять участие в самом крупном и самом престижном фестивале театров кукол в городе Шарлевиль-Мезьер во Франции и многих других фестивалях мира.