Сегодня в гостях у TOMIN.BY – Тигран Майтесян, скрипач, профессор Lemmens Instituut Leuven (Бельгия), внештатный сотрудник Московский консерватории имени Чайковского.
Человек из чарующего мира классической музыки. Тонко чувствующий ее сам и умеющий дарить это чувство другим. Когда он берет в руки свою волшебную скрипку работы великого Амати – зал замирает и живет лишь в ритме звука и по мановению смычка в руках чудесного музыканта…
Брестскую публику Тигран впервые покорил в январе 2013-го на международном фестивале классической музыки «Январские музыкальные вечера».
Во второй раз он играл в Бресте 6 июня вместе с камерным оркестром Брестской областной филармонии под управлением Вячеслава Прилепина. В костеле Воздвижения Святого Креста прозвучали «Времена года» Антонио Вивальди - 4 концерта для скрипки с оркестром.
Тигран Майтесян родился в 10 ноября 1970 года в Армении, в городе Севане. С 2000 года живет и работает в Бельгии.
С 2008 года он преподает в Лемменсинституте (г. Лёвен). Сейчас ведет два класса: сольная скрипка и камерный ансамбль.
С 2011 года – профессор медицинского факультета (лаборатория нейро- и психофизиологии) Католического университета в Лёвене. В этом же году он создал камерный оркестр Mind Speller.
С 2012 года - почетный доктор и академик департамента по искусству Международной Академии Наук.
У него много других званий и наград. Но при этом он очень простой, интересный, коммуникабельный и верующий человек. Душа компании и талант от Бога.
Наш разговор начался с международного фестиваля классической музыки «Январские музыкальные вечера». Именно тогда Тигран открыл для себя брестского зрителя и белорусских музыкантов.
- Уровень вашего фестиваля очень высокий. Мне очень понравилось играть с пианисткой Жанной Варламовой. Она очень чуткий концертмейстер. Мне было комфортно с ней выступать. Надеюсь, что я с ней еще буду играть и в Беларуси, и в России, и в Бельгии, на любой площадке. Мне очень хочется организовать для Жанны Варламовой концерт в Бельгии.
Благодарен Лилии Батыревой, которая меня пригласила на фестиваль. Я узнал высокодуховную брестскую публику. До этих вечеров приезжал в Брест с дружескими визитами, но мне даже в голову не приходило выступать здесь с концертами.
- После фестиваля не прошло и четырех месяцев, а вы снова в Бресте. Удивительный факт при вашем напряженном концертном и рабочем графике.
- После фестиваля со мной связался дирижер камерного оркестра Брестской областной филармония Вячеслав Прилепин. Для меня это было очень приятно. К тому же у меня остались невероятно теплые воспоминания о январских концертах и вашей публике. Это приглашение - еще и шанс встретиться и пообщаться с друзьями.
С Вячеславом Прилепиным сейчас обсуждаем новые проекты совместной работы. Это первый, но не последний наш концерт.
Вячеслав предложил сыграть эту программу, я с удовольствием ее принял. «Времена года» Вивальди я играл много раз, но в костеле - прежде не доводилось. А ведь произведения Вивальди исполнялись раньше в костелах, церквах, замках и салонах. Очень приятно играть в вашем костеле «Времена года».
С Вячеславом мне было очень комфортно и приятно работать.Под его руководством. Под его руками. Он сам контрабасист очень высокого уровня. Прекрасно чувствует смычковые инструменты.
- Вы часто бываете в Бресте. Что тому причина?
- Дело в том, что я влюбился в Брест. С удовольствием сюда приезжаю.
- Влюбились в Брест или брестчанку?
- Да, возможен такой момент (смеется). Однако это не секрет. Все возможно. Но мы не будем раскрывать подробности. У вас поразительная интуиция.
Но дело не только в этом. Знаете, здесь у вас очень теплые люди, очень симпатичное место. Как раз попал в такое время, когда такая атмосфера, солнце. Сейчас вот 28 градусов тепла. Так что можно к вам ехать совершенно спокойно как на курорт.
У меня очень напряженный график. С утра до вечера все мои концерты и репетиции расписаны. К тому же, в консерватории у меня два класса камерных – больше 40 студентов, а еще скрипичный класс. И в медицинской академии у меня работа. Не все так просто контролировать. Приезжаешь сюда, а здесь – спокойствие!..
- Смена обстановки – это тоже отдых?
- Да, это тоже очень важно для меня. Когда я приезжаю в Беларусь, в Москву, в Магнитогорск, Оренбург, страны Прибалтики и бывшего Советского Союза, то у меня такое ощущение, что я просто отдыхаю. Мне неважно, где я нахожусь: в Ереване или в Бресте. Мне везде комфортно.
- А в Брюсселе?
- Я живу в центре Брюсселя, но у меня семья в Ереване. В Бресте я тоже чувствую себя «в своей тарелке». Отдыхаю. Чего невозможно сказать о Брюсселе. Там такая суматоха, ажиотаж. Там не отдыхается стопроцентно.
Здесь другое. Люди приятные. Люблю сидеть и общаться в ваших кафе.
Нравится ходить в «Эрмитаж», «Жюль Верн», гулять по Советской. У вас есть просто потрясающие места. Чтобы увидеть все ваши чудные места, мне даже пришлось сегодня поменять билет на более позднее время. В Беловежской пуще, к примеру, я никогда еще не был.
- Создается впечатление, что гонорары вас не сильно волнуют?
- Отчего же (смеется). Есть, конечно, такие концерты, от которых мой музыкальный агент отказывается из-за «финансовой недостаточности». Но его забота - концерты в Европе, Канаде, Америке. Все, что связано с Брестом, Москвой, Казахстаном и другими странами бывшего СССР, решает не мой агент. Я просто выцарапываю время для этих концертов.
- Музыке каких композиторов вы отдаете предпочтение?
- Я практически всех композиторов люблю. Но некоторым все же отдаю предпочтение. Бетховен, Моцарт, Хачатурян, Прокофьев, Шестакович, Бах, Гендель - это композиторы-корифеи. Их слушаешь и получаешь удовольствие.
- А кто нравится больше из современных композиторов?
- Среди современных тоже есть совершенно гениальные - великолепный армянский композитор Тигран Мансурян, я его скрипичный концерт играю. А также эстонский композитор Арво Пярт, которого знаю лично. Я учился в эстонской консерватории у Юрия Герца и неофициально - у Игоря Безродного. Там мы с Арво Пяртом познакомились. Я играл его произведения. Они интересно написаны.
- Вы сказали, что у Игоря Семеновича Безродного учились неофициально? Как это понимать?
- С Игорем Безродным была такая история. В 1989 году я приехал в Эстонию из Армении. В то время я мог учиться в Питтсбурге, в штате Пенсильвания (США). Но моя первая учительница Гоар Мурадян жила в Эстонии, и сообщила, что там же находится Игорь Безродный - самый лучший педагог советской школы. Он был женат на эстонке и уехал из Московской консерватории в Эстонию. Но жил и работал он в Финляндии. Поэтому мы договорились, что я буду заниматься у него во время его приездов на уикенды в Эстонию. Он приезжал, конечно, не каждые выходные, но скрипачу достаточно в течение года 10-15 раз пообщаться с великими педагогами, чтобы владеть секретами. Но при этом надо заниматься самостоятельно.
Я занимался как сумасшедший. Бывало даже, что терял сознание, забывая покушать. (Смеется). Это был период, когда мы занимались гаммами - в день по 13-14 часов.
- Но гаммы – это так скучно.
- Когда знаешь, как правильно заниматься гаммами, и владеешь секретами – это удовольствие. А когда не знаешь – это грустно, это нудно, это так не интересно. Благодарен Юрию Герцу, Игорю Безродному, Сурену Ахназаряну, всем педагогам, которые были в моей жизни.
- У вас много своих учеников?
- У меня 40 студентов, в прошлом году было больше – 50. Я уже не успеваю из-за концертов, поэтому решил уменьшить список.
- Вы себя считаете в большей степени педагогом или исполнителем?
- Я больше, конечно, исполнитель, пока есть силы. Если ты хороший исполнитель, значит у тебя хорошие студенты. Тренер должен быть играющим. Педагог должен быть хорошим солистом. Если не так, то будут упущения.
Мои студенты прекрасно играют. На экзамене получают по 20-бальной системе 18-19 баллов, другие - 11-12, максимум - 15.
- Учеников сами подбираете?
- В последнее время начал сам себе подбирать учеников. Потому что у меня нет времени, чтобы тратить его на бездарей. Мой ученик должен принести в класс несколько лауреатств. Это показатель того, что в моем классе идет великолепная работа. Я не себя хвалю. Просто так должно быть. Если это не так – значит, это не честно. Мои студенты побеждают на конкурсах и поднимают престиж консерватории.
- На «Январских музыкальных вечерах» вы представляли и Армению, и Бельгию. Почему так?
- Я родился в Армении. На скрипке занимался с пяти лет до первого курса консерватории, а потом по студенческому обмену переехал в Эстонию. Год занимался с Игорем Безродным, а в 1995-м поступил в Московскую консерваторию имени Чайковского, был там ассистентом-стажером.
В Бельгию приехал в 1999 году к друзьям. У меня была цель: выиграть конкурс королевы Елизаветы. Друзьям ничего не говорил на этот счет. Но до этого я почти 9 месяцев не играл. У меня была проблема со здоровьем, поэтому надо было восстанавливаться.
В это время я был ассистентом-стажером Московской консерватории. Этот уровень не позволял мне готовится к конкурсу. Поэтому пришлось оформить документы, что я занимаюсь авангардной музыкой. И я год практиковался в исполнительских техниках современной авангардной музыки у советского и бельгийского скрипача, альтиста и композитора Михаила Безверхнего. Параллельно готовился к конкурсу Елизаветы.
Но в тот год изменили возрастной лимит с 31 года до 27 лет, а мне уже было 28. И я не смог попасть на конкурс.
Тогда я получил приглашение работать в качестве первой скрипки в Люксембургском камерном оркестре. Жил в шикарном 4-звездочном отеле, который мне снимали. Через 6 месяцев я уже чувствовал, что с ума схожу. Маленький отель, маленький Люксембург. Примерно 3-4 года работал там.
После этого принял предложение и стал концертмейстером оркестра Ватерлоо. Денег было поменьше, но у меня были концерты, и площадок концертных было больше.
Таким образом из Люксембурга я переехал в Бельгию во второй раз. Был принят на работу в консерваторию. А с 2009 года уже был в медицинском департаменте Католического университета.
- И теперь вы - профессор медицинского факультета...
- Да, я работаю в Католическом университете г. Лёвена в лаборатории нейро- и психофизиологии. Вместе с профессором Марком Ван Хюлле организуем проект «Mind Speller».
В рамках проекта изучаем отношения между эмоцией, определенно связанной с музыкой, и электроэнцефалографией (ЭЭГ). Цель совместного исследования - разработка специального «музыкального компьютерного интерфейса мозга», с помощью которого пациенты с серьезными нарушениями языковой функции (афазия, аутизм, слабоумие), могли бы высказать свои эмоции от мозговой деятельности непосредственно (напрямую), минуя речь, жесты или любую другую форму мускульной деятельности.
Влияние пианино, скрипки, альта, виолончели вообще целебно. Когда я болею, то не пью лекарства, а беру скрипку и начинаю заниматься.
У каждого человека есть своя лечебная нота. И ее надо искать в ходе экспериментов.
Мы обнаружили, что у людей, которые в детстве занимались музыкой, меньше вероятности получить болезнь Альцгеймера.
- Результаты вашей работы в этой области можно уже озвучить?
- Об этом можно будет поговорить в октябре 2014 года. Сейчас идет работа. Возможно, в дальнейшем мы будем работать и с Московской консерваторией и с Российской Академией наук в этом направлении.
Уверен, мы можем блокировать на генном уровне у детей болезнь Альцгеймера, благодаря музыке.
- Гражданином какой страны вы себя считаете?
- Когда приезжаю в Беларусь, чувствую себя белорусом, в Армении – армянином. Насколько я русский, настолько - армянин и эстонец.
В 2010 году в фешенебельном отеле «Конрад» в Брюсселе я играл концерт для дипломатического клуба в День независимости Эстонии. И эстонский посол в НАТО тогда сказал, представляя меня: «Сегодня для нас будет играть наш эстонский скрипач».
Я очень люблю Эстонию. Я еду туда как к себе домой. Многие, когда приезжают в страну, начинают язык учить. А мне не надо его учить. Я знаю, что я их люблю, и они меня любят. Также было и с Москвой. Приехал туда и сильно ее полюбил. Так что сердцем я практически со всеми.
- О чем мечтаете?
- Хочу играть в шахматы как Тигран Петросян. Учусь летать, но сертификат пилота еще не получил. Мечтаю хотя бы раз подняться в небо на МиГ-29. Это было бы чудо. Можно даже с инструктором, но лучше самому.
Один мой дядя был летчиком, служил в Барановичах, а другой - учился в Минске. Я готов пройти курс подготовки, чтобы взлететь. Могу сделать это заранее в Бельгии, могу здесь. Я в хорошей спортивной форме. Играю в футбол, настольный и большой теннис с моими студентами. Хочу почувствовать скорость. Я ж на машине своей летаю.
- На какой скорости?
- Сколько можно выжать на "BMW 3"? До 240 километров выжимал, но это максимум - мало и не интересно. Маленькие самолеты взлетают уже на 80 километрах, а МиГ – это совсем другая история. МиГ - это мечта...