«Милая Лиля! Привет из Европы. Желаю Вам и семье всего самого доброго. Я пока не играю, т.к. перенес еще одну операцию. В меня вложили какие-то часы для нормального пульса. В ноябре, надеюсь, буду в Москве. Ваш Святослав Рихтер».
Эта открытка датирована 5 сентября 1994 года. Она последняя из открыток, подписанных великим музыкантом преподавателю Брестского музыкального колледжа Лилии Батыревой собственноручно. Один из крупнейших музыкантов XX века родился 20 марта 1915 года. В 1997 году Рихтера не стало.
Точно известно, что Святослав Рихтер бывал в Бресте 18 раз. Чаще всего это были остановки на несколько дней по дороге из Москвы во Францию, Италию, Германию…
Нина Дорлиак отбивала Батыревой телеграмму, просила забронировать номер в «Интуристе» и встретить.
Маэстро практически всегда давал концерты в Бресте. Он любил местную публику, которая ценила его талант, вдохновенно слушая в исполнении гениального пианиста Бетховена, Шопена, Баха, Гайдна… А потом – аплодисменты, цветы, восторженное «Браво!». Батырева собирала открытки, пластинки и несла маэстро - он садился и размашисто их подписывал. Во многих брестских семьях хранятся его автографы.
… Была золотая осень 1968 года. Маэстро впервые ехал в Брест с концертом. Заведующий отделом областной филармонии Константин Докукин позвонил молодому педагогу музыкального училища Лилии Батыревой и попросил встретить именитого гостя, потому что сам на вокзал ехать боялся.
- И я робела,- вспоминает Лилия Григорьевна. – Рихтера мы встречали вместе с его супругой Ниной Львовной Дорлиак, которая прибыла чуть раньше, чтобы решить организационные вопросы. Рихтер вышел из вагона, обнял Нину Львовну – и она махнула мне рукой. Это был условный знак, означавший, что я могу подходить - маэстро в хорошем настроении.
Лилия Батырева даже не думала, что супруги впустят ее, простого преподавателя без регалий и званий, в свою жизнь. И она будет встречать Рихтера и Дорлиак на вокзале, с нетерпением ждать от них весточек, по рецепту тюменских друзей мариновать белые грибы, которые очень любил Святослав Теофилович, сможет останавливаться в их московской квартире…
А тогда, в первую встречу, все прошло хорошо. Рихтер подарил своим поклонникам несколько незабываемых часов. Через полгода Батырева получила конверт с открыткой. Супруги были в круизе, вспомнили про Брест, и Нина Львовна сочла нужным черкнуть несколько строчек, поблагодарить за теплый прием.
- Я очень обрадовалась, но даже предположить не могла, что наши отношения выйдут за рамки делового общения, - вспоминает Лилия Григорьевна. – Я ведь не просила писать мне, не навязывала свою дружбу.
Батырева рассказала, что обиделась на журналистку, которая написала, что они с Рихтером были на короткой ноге.
- Я никогда не была с ним на короткой ноге! - искренне возмущалась Лилия Григорьевна. – К каждой встрече с Рихтером готовилась. Он писал, что читает, и я брала книги этого автора, запоем читала, чтобы при встрече поддержать разговор. Он говорил о восходящей звезде Голливуда Шварценеггере, а я не знала, кто это. Запад ведь был закрыт для нас, граждан СССР. Через знакомых разузнала об актере. Рихтер говорил о новинках западной музыкальной культуры – и я всегда старалась подробнее узнать о музыкальной моде через друзей из ГДР.
Рихтер любил Брест. Он ходил по старым улочкам городского центра – Леваневского, Маркса, Советской, не раз бывал в Брестской крепости.
«Этот особняк нужно обязательно сохранить», - Батырева вспоминает, с какой озабоченностью говорил Рихтер, глядя, как за одноэтажным домиком по улице Ленина начиналось строительство «небоскреба». К счастью, особняк сохранили. Теперь в нем Музей спасенных художественных ценностей.
Рихтер живо интересовался историей города, много расспрашивал. И Лилия Григорьевна, не коренная, между прочим, брестчанка, старалась побольше узнать, чтобы ответить на любой вопрос Святослава Теофиловича.
- На короткой ноге? Это же оскорбительно… Я даже никогда не приглашала Рихтера и Дорлиак к себе домой – стеснялась своей «хрущевки», - Лиля Батырева, похоже, всерьез обижена необдуманно брошенной фразой моей коллеги.
- В 1983 году в Бресте был Евгений Евтушенко. Мы говорили о Рихтере, и он спросил, веду ли я дневники, пожурил за то, что не записываю наши беседы со Святославом Теофиловичем, - Лилия Григорьевна достала папку с открытками, билетами, программками. – Я стала делать заметки с впечатлениями о концертах, помечать, что говорил Рихтер.
За почти 30 лет дружбы открыток, пластинок с автографами, программок, билетов, фотографий у Лилии Григорьевны собралось если не сотня, то полсотни точно. Мы разложили все на столе – целое богатство!
«Милая Лиля! С опозданием сердечно благодарю вас за Ваши обильные дары, которыми Вы уж слишком балуете нас. Жалею, что не смог Вас увидеть, так как пребывал в состоянии беспросветного сплина (это со мной бывает). Надеюсь все же, что мы опять скоро увидимся. Шлю приветы и целую. С.Р.».
«Милая Лиля! Нина Львовна и я находимся в Турции. Шлем Вам отсюда много приветов и хороших пожеланий. Я много концертировал с квартетом Бородина (Украина, Чехословакия, Италия), сейчас готовлюсь к турэнскому выступлению (Лист, Франк). Сейчас чудная погода и поют птицы…
Надеюсь, до недалекого свидания в Бресте. Ваш Святослав Рихтер».
«Милая Лиля!
В этот раз не пришлось (к сожалению) ехать через Брест. Вероятно, это будет при возвращении в апреле. Желаю Вам здоровья и благополучия в наступающем году. Так же и Вашей семье. Обнимаю Вас. Ваш Святослав Рихтер».
Можно было бы издать книгу воспоминаний, но Батырева пока не задумывалась на сей счет. Говорит, некогда. Ей уже за семьдесят, а она с успехом провела в Бресте международный фестиваль классической музыки «Январские музыкальные вечера». Уже в 24-й раз!
- В Бресте должна быть улица имени Святослава Рихтера – он так любил наш город, - считает Лилия Батырева. А ведь не согласиться с ней трудно. Через 3 года исполняется 100 лет со дня рождения великого пианиста. Есть время подумать.
…«Что Вам сказать или написать, милые слушатели? Радости от слушания музыки и музицирования. Здоровья и счастья. Ваш Святослав Рихтер» – эту запись музыкант оставил в Книге отзывов Брестского музыкального общества, которым много лет руководит Лилия Батырева.
Фото из архива Софьи Давидович.