В Барановичах сегодня гремели взрывы, гудели сирены, полыхали пожары. Так, в обстановке, максимально приближенной к реальной, проходило масштабное учение по ликвидации условной аварии на железнодорожном узле станции Барановичи-Северные.
А началось все с моделирования ситуации, которая, увы, в последнее время нередко встречается на самом деле. Товарный состав на переезде на скорости «столкнулся» с автомобилем. Машина, по сценарию, как назло заглохла на рельсах: водитель пытался «проехать» на запрещающий сигнал светофора.
Машинист поезда принял меры к экстренному торможению состава, однако избежать аварии не удалось. Кузов авто «смяло», тут же загорелся (уже по-настоящему!) моторный отсек. Человек оказался заблокирован в салоне авто.
Последствия аварии нарастают, как снежный ком. Новая вводная: в результате ДТП с рельсов сошли колесные пары, оказалась повреждена одна из железнодорожных цистерн.
Из нее произошла утечка тонны соляной кислоты…
Течь «дала», как оказалось в ходе учения, еще одна цистерна. Из-за повреждения сливной арматуры на площади более 100 квадратных метров разлилось и загорелось дизельное топливо. Создалась угроза распространения огня…
Многое в таких ситуациях зависит от оперативности очевидцев. Как должно быть в идеале – отработали на учении.
Дежурная по станции, которая встречала проходивший поезд, доложила о чрезвычайной ситуации узловому и станционному диспетчерам. Оттуда информация незамедлительно поступила в городскую службу по ЧС. И на объект одно за другим начали выезжать подразделения МЧС, аварийно-спасательные и восстановительные бригады дежурных служб города.
Первыми «прилетели» экипажи пожарной аварийно-спасательной части №1 г. Барановичи - на аварийно-спасательном и медицинском автомобилях.
При помощи гидравлического инструмента и бензореза спасатели за считанные секунды демонтировали крышу искореженного автомобиля.
При проведении аварийно-спасательных работ находящийся в металлической западне "человек" получил дополнительную маску для пострадавшего. Это защитило его не только от пожара, но и от искр, осколков стекла и металла, летящих от инструмента спасателей.
Одновременно происходит и тушение пожара в машине – при помощи специального ствола высокого давления с пенной насадкой.
Тем временем к месту ЧС прибывают медики. Вместе с работниками МЧС они оказывают помощь извлеченному из автомобиля и отвозят его в больницу.
Подоспевшая к месту возникшей чрезвычайной ситуации бригада аварийной службы МПУ «Барановичимежрайгаз», чтобы не было большей беды, перекрывает проходящий здесь газопровод высокого давления.
Милиционеры организуют оцепление опасной территории.
В районе аварии разворачивается подвижный пункт управления председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям. Это два автомобиля, оборудованные компьютерной техникой, средствами оперативной полиграфии, телефонной и радиосвязью для управления силами и средствами на месте ликвидации ЧС.
Пока работники центра гигиены и эпидемиологии делают необходимые замеры для определения границ зоны заражения и концентрации содержания паров соляной кислоты в воздухе, спасатели в защитных костюмах устраивают «дождь», создавая водяные завесы для осаждения облака соляной кислоты.
Это дает возможность беспрепятственно эвакуировать людей из зала ожидания станции.
На место происшествия на всех парах прибывает пожарный аварийно-спасательный поезд Барановичского отделения БЖД.
Люди в костюмах химической защиты спешат к поврежденной цистерне, из которой сочится «соляная кислота».
Быстро и умело накладывают на течь «пластырь»: под обернутые вокруг корпуса цистерны натяжные ремни устанавливают на месте образовавшегося отверстия бандаж.
Другое звено, протянув металлизированные рукава, перекачивает из цистерны при помощи насоса остатки кислоты в порожнюю цистерну для агрессивных жидкостей. Она установлена на пожарном аварийно-спасательном поезде.
С бушующим неподалеку пожаром из разлившегося дизельного топлива борются спасатели МЧС.
Облачившись в «космические» теплоотражающие костюмы, они щедро заливают пламя пеной при помощи установки «Пурга-5». Пенная подушка не дает огню «дышать», и пожар потушен.
Завершающим аккордом учения стала операция по подъему сошедшего с рельсов вагона. Выполнили ее работники восстановительного поезда – мощнейшей единицы в составе Белорусской железной дороги.
Это целый состав из двух вагонов для пассажиров, двух - для размещения специального оборудования, а также пяти (!) платформ для доставки тяговой техники. Чего здесь только нет – два железнодорожных крана, три бульдозера, трактор, тягач, аварийные автомобили, десяток автономных электростанций…
Сошедшую с рельсов колесную пару поставили на место железнодорожным краном грузоподъёмностью 125 тонн.
После чего приступили к «восстановлению» поврежденного пути, энергоснабжения и связи.
P.S. Как отметил после окончания учения руководитель ликвидацией чрезвычайной ситуациии начальник Брестского областного управления МЧС Константин Шершунович, все задействованные силы и средства с поставленными задачами успешно справились. А значит, достигнута и главная цель: отработать взаимодействие в таких случаях, как говорят, с полуслова.
Хотя дай бог, чтобы такой беды никогда не случилось на практике…