Наталья СОЛДАТОВА для TOMIN.BY
Воплощать на экране жизнь реального исторического персонажа, вдобавок, противоречивого и «обрамленного» массой слухов и домыслов – занятие весьма неблагодарное. Всегда и везде найдутся «знатоки», утверждающие, что все было совсем не так, и что кино, мол, лжет. Поэтому, чтобы оживить известную персону в кино, нужно не просто очень много знать – нужно жить этой персоной. Только тогда появляется надежда на успех у зрителей и благосклонность кинокритиков.
1916 год, декабрь. На Петровском мосту в северной столице на крики женщин собирается толпа зевак. Причина скопления народа – страшная находка в полынье: подо льдом покоится тело «великого старца», целителя Григория Распутина. Отступая от берега, толпа, в страхе крестясь, молится. Тревожно звонят колокола… Через несколько месяцев после этого инцидента министр юстиции Александр Керенский (Сергей Угрюмов) вызывает следователя Генриха Ивановича Свиттена (Андрей Смоляков) и поручает ему доказать, что Распутин был государственным преступником.
Генрих Свиттен (Андрей Смоляков).
Так начинается первая серия 8-серийного фильма «Григорий Р.», съемки которого были завершены в январе текущего года. Режиссером проекта выступил Андрей Малюков, известный своим пристрастием к историческому кино («Империя под ударом», «Я – русский солдат» и т.д.). В роли старца – Владимир Машков.
Первое, что бросается в глаза буквально с самого начала фильма – натурные съемки, особенно в эпизодах, касающихся Петербургского периода жизни Распутина. Елагин дворец, где снимали дворцовые интерьеры, Царское село, Петропавловская крепость, дом-музей Державина, особняк Нейдгарта, домик Петра, канал Грибоедова, Фонтанка, Тифлисский переулок…
В съемках принимал участие историк-консультант, педантично проверявший все – от соблюдения дворцового этикета до стиля одежды и способа подачи вина официантом в ресторане. Городские съемки проходили у Никольского собора, который наиболее соответствует эпохе. Подольскую губернию воссоздавали в Великом Новгороде.
По задумке режиссера и сценаристов, Свиттен для полноты картины опрашивает десятки свидетелей: фрейлину императрицы Анну Вырубову (Екатерина Климова), дочь Столыпина Наталью (Надежда Толубеева), судебных приставов, священнослужителей, выезжает на родину Распутина для разговора с семьей, задает вопросы императорской чете. После каждой встречи Генрих Иванович рисует портрет собеседника, создавая, таким образом, небольшую галерею образов.
Генрих Свиттен (Андрей Смоляков) и дочь Распутина Матрена (Таисия Вилкова).
Отдельно стоит сказать об исполнителе роли старца Владимире Машкове. Он относится к тому поколению актеров, которые не просто входят в исполняемый образ – они живут героем. По словам режиссера, Машков просто впитал в себя роль и натурально – жил ею на съемках. Его даже в шутку называли – Володя Распутин.
Кстати, когда только задумывался этот проект, режиссер Андрей Малюков и сценарист Эдуард Володарский сразу видели в роли Распутина именно Машкова. Что ж тут скажешь – прямое попадание «в яблочко». Верить Машкову начинаешь с титров в начале фильма, когда на экране появляется суровое лицо и черные глаза, смотрящие исподлобья. Поначалу даже пугаешься – настолько достигнуто сходство с оригиналом…
Если сравнивать работу Владимира Машкова с прошлогодней иностранной премьерой «Распутина» с Жераром Депардье, вывод напрашивается сам – и не в пользу именитого француза, актерских достоинств которого не хочется умалять ни при каких обстоятельствах. Да, Депардье и вправду талантлив, но чтобы сыграть русского, вдобавок, не простого, а такого противоречивого, как Распутин, нужно родиться русским. Так что ставка на Машкова была сделана правильно. Кстати, не за горами очередная киноповесть о великом старце, на этот раз от американцев, и в главной роли – Леонардо ДиКаприо. Честно говоря, в успех верится не особо. Там, за границей – возможно, но не здесь.
Разумеется, в фильме показаны случаи исцеления Распутиным, так широко описанные в многочисленных источниках, самый известный из которых касался наследника престола цесаревича Алексея. Но зрителям не навязывается мнение о чудодейственных свойствах старца – нам словно доверяется самим решить, что это было и было ли это на самом деле. Доказательство не требует только сила молитвы, о которой известно от начала времен.
…Несмотря на давление со стороны Керенского, следователь Свиттен остается беспристрастным и не выдвигает ложных обвинений в адрес Распутина. Более того – он просит возбудить дело об убийстве, совершенное представителями императорской фамилии, чем обескураживает министра, который так надеялся чужими руками сделать из Распутина монстра.
Интрига удерживает зрителя до последних кадров 8-й серии… На вопрос Керенского, кем же все-таки был Распутин, Генрих Иванович ответил: «Он – русский человек. В каждом русском есть такой Распутин, поэтому о нем не забудут».
Фото: ruskino.ru.