28 мая 2016 года личный состав 61-й истребительной авиационной базы, которой тогда командовал полковник Александр Потехин, отпраздновал 65-летие со дня образования части. Торжественные мероприятия прошли на местном аэродроме в рамках празднования 26-29 мая 145-летия со дня основания города Барановичи. К слову, на праздновании 55-летия части в авиашоу участвовала авиационная группа высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи».
На аэродроме части в этот день гостям показали вооружение и авиационную технику ИАБ. Здесь же состоялись демонстрационные полеты Ми-8 50-й ордена Красной Звезды смешанной авиационной базы, дислоцирующуйся в Мачулищах.
Фигуры высшего пилотажа показали пилоты МиГ-29 61-й ИАБ. Их сменили в небе на СУ-25 экипажи 116–й штурмовой авиационной базы ВВС и войск ПВО. В небе над аэродромом свое мастерство показали и летчики Як-30 116-й ШАБ, а также пилоты вертолета Ми-24 50-й САБ.
Зрители наблюдали за десятиминутным воздушным боем МиГ-29 и выступлениями военнослужащих Сил специальных операций.
9 сентября 2016 года полковник Александр Потехин простился с Боевым Знаменем части и уволился в запас. Его преемником стал полковник Юрий Пыжик – бывший начальник штаба-первый заместитель командира авиабазы.
Гордость 61-й ИАБ – Герои Советского Союза полковник Александр Волошин и подполковник Николай Глотов. В годы войны летчики-фронтовики сбили 16 и 19 самолетов противника соответственно.
Первый Герой Беларуси подполковник Владимир Карват также служил в этой части. Он погиб 23 мая 1996 года, уводя пылающий самолет от населенных пунктов. Владимир Карват навечно зачислен в списки личного состава 1-й авиационной эскадрильи 61 ИАБ.
Орденами «За личное мужество» посмертно награждены полковники Александр Марфицкий и Александр Журавлевич. Оба погибли 30 августа 2009 года при выполнении показательных полетов в польском городе Радом.
Днем рождения 61-й истребительной авиационной базы считается 1 мая 1951 года - день, когда авиаполку вручили Боевое Знамя.
История аэродрома Барановичи началась раньше. В довоенное время со взлетной полосы взлетали истребители, штурмовики и бомбардировщики смешанной авиационной дивизии Западного особого военного округа.
В годы Великой Отечественной войны отсюда улетали немецкие самолеты, бомбившие Москву, Смоленск, Волгоград и другие городам СССР.
В 1945 году здесь обосновались истребители 144-й и штурмовики 11-й авиационных дивизий.
С января 1951 года на аэродроме Барановичи дислоцировалась 39-я истребительная авиационная дивизия войск ПВО СССР, в состав которой входили два полка: 129-й и 61-й.
В конце 1951 года группу летчиков 61-го полка откомандировали в Корею для оказания интернациональной помощи дружеской стране в войне с американскими агрессорами. В этот период погиб старший лейтенант Орлов, который не вернулся с боевого задания.
В 50 годы личный состав 61-го авиаполка нес боевое дежурство на новейших в то время реактивных истребителях МиГ-15бис, МиГ-17 и перехватчиках Як-25. Первые реактивные крылатые машины провозились в контейнерах и собирались зимой на стоянках аэродрома в Барановичах. Летчикам 61-го авиаполка пришлось быстрыми темпами осваивать новую технику.
1959 год – особый в истории 61-й ИАБ. На вооружение поступили сверхзвуковые самолеты-перехватчики Су-9. А вскоре часть летного состава полка откомандировали на аэродром Сарышаган для защиты южных границ СССР.
В это время личный состав полка в Барановичах продолжал осваивать новый самолет. Боевое мастерство летчики шлифовали на аэродроме в Пружанах, где впервые в Союзе самолеты улетали в небо с грунтовой полосы.
При расформировании в 1960 году 129-го полка его эскадрилья Як-25м, вошла в состав 61-го полка и в дальнейшем дважды выполняла задачи по охране воздушных границ СССР на аэродромах Тикси и Амдерма в Заполярье.
В 1971 году барановичские военные летчики освоили скоростные высотные перехватчики МиГ-25П.
В 1984-1991 годах 61 авиаполк имел смешанный состав: на вооружении одной его эскадрильи находились перехватчики МиГ-25П и МиГ-25ПДС, а двух других - истребители МиГ-23МЛД.
В 1991 году 61 ИАП начал получать истребители четвертого поколения Су-27.
Начало новейшей истории белорусской военной авиации было положено в 1992 году – со дня принятия решения о формировании Вооруженных Сил Беларуси.
В 1993 году в рамках реформирования ВС на базе авиационных полков и частей обеспечения сформировались авиационные базы ВВС Беларуси.
Так, в 1994 году 61-й истребительный полк преобразовали в 61-ю истребительную авиабазу (ИАБ) ВВС Беларуси. В середине 90-х годов на ее вооружении состояло 23 истребителя Су-27П и три десятка МиГ-29, поступивших в Беларусь в 1992 году.
В 2004 году в 61 ИАБ стали поступать первые в Беларуси модернизированные истребители МиГ-29БМ, а затем и Су-27УБМ1. Доработка самолетов, получающих принципиально новые качества многофункциональных боевых машин, современное оборудование и высокоточные средства поражения, осуществляется на 558-м авиаремонтном заводе, расположенном в Барановичах.
3 июля 2004 года во время воздушного парада в Минске прошел первый публичный показ звена модернизированных МиГ-29БМ.
В мае 2005 года Су-27УБМ1 впервые продемонстрировали публике свои боевые возможности на полигоне под Минском.
В августе 2010 года в состав 61-й ИАБ вошла Кенигсбергская 927 истребительная авиабаза, дислоцировавшаяся в Березе.
За минувшие два десятка лет личный состав авиабазы освоил новые типы крылатых машин и образцы автоматизированных систем управления, неоднократно демонстрировал высокое летное мастерство в ходе масштабных тактических учений на белорусских и российских полигонах, на воздушных парадах в небе белорусской столицы.
Служба молодого пополнения 61-й ИАБ начинается с посещения музея авиабазы.
Читайте также: