Спектакль «Олеся» по популярной одноименной повести Александра Куприна в постановке режиссера Тимофея Ильевского в Брестском академическом театре драмы впечатлил. Новая работа труппы – а в спектакле заняты 19 человек – поразила масштабностью, невероятной позитивной энергетикой, пластикой, великолепной игрой актеров, музыкальным и художественным оформлением.
Первый премьерный показ спектакля прошел в БАТД вечером 12 ноября, следующий - запланирован на 25 ноября. Те, кто пришел на премьеру, непременно захотят увидеть эту работу еще не раз. И тому есть объяснение.
Главную героиню Олесю играют две совершенно разные и по характеру, и по внешности артистки - Дарья Старосотникова и Татьяна Василькова. При этом для Дарьи эта роль в ее театральной карьере пока самая главная.
Актриса БАТД Дарья Старосотниковав спектакле БАТД "Олеся".
Алексей Щербаков, сыгравший уже множество главных ролей в БАТД, а теперь уже и главную мужскую роль в «Олесе», как кажется, не играет, а живет своей привычной жизнью на сцене. Но, как выяснилось в разговоре после спектакля, это впечатление обманчиво. Иван Тимофеевич и Щербаков – совершенно разные люди. Образ, созданный талантливым и любимым брестской публикой актером, это очередное «браво» в его адрес.
Алексей Щербаков в спектакле БАТД "Олеся".
Заслуженную артистку Беларуси Тамару Левчук, создавшую образ суровой и загадочной колдуньи Мануйлихи, трудно узнать – настолько велико ее перевоплощение в роль бабушки Олеси.
Нельзя не отметить и потрясающую хореографию, подчеркивающую полесскую тематику пьесы Куприна.
На сцене, обратите внимание, находятся не профессиональные танцовщики, а артисты БАТД. Но как они танцуют и поют! Какая невероятная пластика!
А еще впечатлили декорации и реквизит, подчеркивающие полесское звучание произведения.
Бочки, кадушки, корзины – все они как будто «пришли» из музея, куда попали из полесских хат. Такую колоритную атмосферу в спектакле создал художник-постановщик Николай Полторака.
«Олеся» - одна из самых масштабных постановок Тимофея Ильевского. Режиссеру удалось эмоционально усилить прочтение классического произведения. Яркая и драматичная история любви и расплаты за нее звучит потрясающе убедительно.
По сюжету повести, в полесской глуши скучает от безделья вдали от Петербурга приехавший по службе в командировку начинающий писатель Иван Тимофеевич. Охота – единственное его развлечение. Но однажды он узнает историю об изгнанницах-колдуньях — старухе Мануйлихе и ее внучке Олесе, живущих в лесу среди болот.
Встреча Ивана и Олеси неожиданна для обоих.
Мистическая история любви, у которой нет продолжения, становится роковой для влюбленных.
Куприн опередил время своими взглядами на жизнь. Ранее делавший ставку на свой «Гранатовый браслет», впоследствии изменил свое отношение к «Олесе» и называл ее самым любимым своим произведением. Писатель оставил без ответа вопрос: «Чем закончится эта мистическая и роковая любовь для главных героев?»
Было интересно узнать, что думают о своих героях и произведении Куприна исполнители главных ролей в «Олесе».
- Конечно, я считаю, что это гениально. В то время написать о том, что девушка предлагает пожить немножко гражданским браком: «Я за тобой так пойду. Зачем нам с тобою жениться. Вдруг другую полюбишь?», - говорит Олеся. Кроме этого, Куприн писал от первого лица, хотя тогда писали от третьего лица, - отмечает Алексей Щербаков.
- Если брать политические мотивы того времени, то это русская интеллигенция, которая пошла в народ, которая должна воспитывать эту народность и в этой народности появляется Шамаханская царица, она же по описанию смуглая, - продолжает рассказ Алексей. - Конечно, для него это изюминка, она еще и говорит странным языком. Если вспомнить «Асю» Тургенева или Земфиру из поэмы Пушкина "Цыганы", то они все из того времени, но здесь она такая. Ивану Тимофеевичу более интересна эта женщина, у которой есть пытливый ум, большая наблюдательность, а не местные девки. Он пытается разгадать все эти истории и найти объяснение с точки зрения физики, но ничего у него не выходит. У меня в начале спектакля текст начинается словами «Судьба забросила Ивана Тимофеевича» …, и я это слова «судьба» два раза сказал, потому что на протяжении всего спектакля Олеся говорит все время о судьбе. И начало спектакля, как бы воспоминание этого полесского наваждения. Неизвестно, верит ли Иван в судьбу или не верит. Вспоминая что-то плохое спустя многие годы, мы уже улыбаемся и не злимся тому, что было.
- Такое чувство, что вы играли самого себя, - спрашиваю у Алексея.
- Я не считаю, что эта роль «моя», потому что здесь есть конкретное описание Ивана Тимофеевича. Олеся в своих гаданиях рассказывает про Ивана Тимофеевича, описывает его характер, но это, конечно, не мой характер. Конечно, сердцем люблю, и не холодное оно. Да и он сам говорит: «Человек я тихий, спокойный». Если бы я играл с надрывом, то получилось бы, что он сам про себя наврал. Поэтому то, что он сказал, надо как-то подтверждать. Плюс у меня хорошие партнерши. С ними интересно играть. Давно мы с Дашей не играли. С Таней Васильковой – другая история. Они совершенно разные. К каждой подстраиваешься.
Дарья Старосотникова убеждена: «Все главные роли – это всегда большая ответственность и большое волнение».
- Я благодарна режиссёру за то, что он доверил мне эту роль. Я уже играла в его спектакле «Фрекен Жюли» по пьесе шведского драматурга XIX века Августа Стриндберга. Сейчас я очень переживаю за роль Олеси, потому что на самом деле это первая моя такая большая роль.
В характере Олеси мне близка ее сдержанность, спокойствие, ее внутренняя сила, которую она внешне не показывает. В жизни я очень скромный и сдержанный человек. Однако, если я понимаю, что это моя обстановка, моя атмосфера, и я нахожусь в том месте, где нужна и востребована, там я открываюсь, - делится сокровенным актриса.
Как выяснилось, для Дарьи самой захватывающей и эмоциональной в «Олесе» была сцена посещения церкви, когда ее героиню забивают камнями.
- Со стороны это выглядит, конечно, по-другому. Но когда они все летят на тебя, то это, конечно, сложное испытание. Поэтому я сказала: кто недоволен станьте сюда, на мое место, и вы поймете, что это очень страшно. Репетиции у нас были очень сложными, и это был очень длинный процесс. Мы были в стрессе: потому что не знали из-за пандемии, сумеем показать эту постановку или нет. Но все сложилось, - уверена Дарья.
- А перевоплотиться в Олесю сложно было?
- Я шла от себя, трактуя этот образ. Отталкиваясь от того, что девушка все-таки колдунья. Поэтому придавала образу больше загадочности жестами, взглядами, замедленными движениями или наоборот. Олеся Татьяны Васильковой – это другая Олеся. Очень рекомендую посмотреть ее трактовку этой роли, - советует актриса.
Фото автора.