Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста

 

 
05
июнь 2024

День памяти преподобной Евфросинии Полоцкой отмечается 5 июня

 

TOMIN.BY

День памяти преподобной Евфросинии Полоцкой, небесной заступницы белорусской земли, отмечают христиане 5 июня. Она стала первой белорусской женщиной, причисленной к лику святых.

Преподобная Евфросиния Полоцкая - праправнучка святого равноапостольного князя Владимира и дочь Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. До пострига ее называли Предславой.

С детства Предслава читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги, молилась. Мечтала стать монахиней вопреки воле родителей. Своей мудростью Предслава прославилась далеко за пределами Полоцкой земли.

В 12 лет тайно ушла из дома, узнав, что родители хотят обручить ее с князем. В женском монастыре она попросила игуменью Роману (вдову ее дяди Романа Всеславича) благословить ее на постриг. Та сначала отказывала племяннице, а затем исполнила ее просьбу.

По благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор, поселившись в «голубце» — особой келье при Софийском соборе Полоцка. Здесь переписывала духовные книги, а затем дарила тем, кто жаждал духовного просвещения.

 

 

Евфросиния Полоцкая

 

 

В скором времени она стала игуменьей новой обители в местечке Сельцо под Полоцком. Оставив келью Софийского собора, Евфросиния поселилась при церкви Преображения для основания женского монастыря. Произошло это около 1128 года.

В Сельцо Евфросиния взяла только книги, «ими же, — по ее словам, — утешает ми ся душа и сердце веселит».

С течением времени Спасо-Преображенский монастырь расширялся. Здесь приняли монашество родная сестра Евфросинии — Градислава (с именем Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава (с именем Евпраксия).

Свой духовный опыт и сзнания Евфросиния несла всем ищущим их. Для многих она стала духовной матерью.

В 1161 году усердием преподобной Евфросинии была воздвигнута жемчужина древнерусского зодчества — каменный Спасо-Преображенский собор.

Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, построила в нем каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Воспользовавшись родством с Византийским императором Мануилом Комнином (1143—1180), она обратилась к нему, а также к патриарху Константинопольскому Луке (1156—1169) с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь — икону Божией Матери Ефесскую, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой. В 1162 году икона прибыла на Русь вместе с благословенной патриаршей грамотой Полоцкой игуменьи.

Во времена раздробленности Руси преподобная Евфросиния молилась о единстве Русской земли, о победе над «тьмой разделения».

В конце жизни, предчувствуя скорую кончину, она совершила паломничество на Святую Землю вместе с племянником Давидом и сестрой Евпраксией.

Гробу Господню преподобная Евфросиния пожертвовала драгоценную кадильницу — первый дар русских жен, вставший в единый ряд с лампадой, возжженной несколько десятилетий назад игуменом Даниилом «от всея Руськыя земли».

Преподобная скончалась в одном из монастырей Иерусалима 24 мая 1173 года. Ее тело согласно завещанию было погребено сопровождавшими ее родственниками в обители преподобного Феодосия, на паперти храма Пресвятой Богородицы.

 

 

 

14 лет спустя Иерусалим завоевал султан Саладин. Он потребовал от христиан в 50-дневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княгини-игуменьи, принесли их в Киев и положили в дальних пещерах Киево-Печерской Лавры - в нише пещерного храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Так преподобная Евфросиния стала первой из русских жен, погребенных в великой обители.

В 1833 году была восстановлена православная Полоцкая епархия. Храм Спаса, построенный преподобной Евфросинией, был возвращен православным.

Много лет жители Полоцка не оставляли попыток возвратить мощи преподобной. Лишь в 1871 году в Полоцк была перенесена частица мощей. Мысль о перенесении всех мощей не встречала сочувствия Синода и Киевской митрополии. Потребовались многие годы молитв почитателей преподобной, доклады на Всероссийском миссионерском съезде, в Святейшем Синоде, резолюция государя Николая II.

22 апреля 1910 года, после Божественной Литургии, мощи святой были переложены из старого гроба в обновленную кипарисовую раку. Их вынесли из Киевских пещер и установили в Великой Лаврской церкви на возвышении. Киевская Лавра прощалась с полоцкой княжной, почивавшей здесь более семи веков.

В Полоцке мощи преподобной были положены в раку, сооруженную на пожертвования прихожан. Но самым значительным и торжественным стало возвращение святых мощей преподобной Евфросинии в свою обитель.

Однако недолго пробыла в своей обители преподобная. Согласно постановлению «народного комиссариата юстиции РСФСР» 13 мая 1922 года рака с ее мощами была вскрыта.

Во время немецкой оккупации верующие перенесли нетленные останки преподобной в Свято-Покровскую церковь Витебска, а 23 октября 1943 года, когда линия фронта находилась в 36 километрах от Полоцка, мощи возвратились в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский собор.

Вместо многочисленных священников шли в своих пасхальных ризах только отцы Антоний и Модест. Небольшой девичий хор Софийского собора пел: «Днесь светло красуется данный град Полоцк».

25 октября 1943 года, впервые после 25-летнего перерыва, у мощей преподобной в основанном ею монастыре была отслужена Божественная Литургия.

Чудотворные мощи преподобной покоятся сейчас в Спасском соборе, где до сих пор цела ее келейка с остатками древней росписи на стенах.

В соборе покоятся не только мощи преподобной Евфросинии Полоцкой. Здесь хранится и знаменитый крест преподобной, восстановленный брестским художником Николаем Кузьмичом по образцу и подобию созданного в XII веке мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Крест считается шедевром прикладного искусства мирового уровня. Николай Кузьмич воссоздал также и раку для  святых мощей Евфросинии Полоцкой. Это точные копии барельефов с гроба преподобной в Киево-Печерской лавре, где покоились ее мощи.

Следует отметить, что житие преподобной Евфросинии Полоцкой — одно из древнейших и распространенных. Известно более ста списков. В XVI веке оно было включено святителем Макарием в Великие Четии—Минеи, а затем в «Степенную книгу». После этого были сделаны две проложных редакции жития. В XVIII веке святитель Димитрий Ростовский включил его в свои «Книги житий святых».

В 1893 году была составлена служба преподобной, а в 1900 году иеромонах Никодим написал ей акафист — один на лучших русских акафистов.

В центре Полоцка установлен памятник просветительнице Евфросинии Полоцкой. В правой руке она держит крест, осеняя им родной город.