Республиканский ландшафтный заказник "Ольманские болота" - крупнейший болотный комплекс верховых, переходных и низинных болот Беларуси, сохранившийся до наших дней в естественном состоянии, и один из крупнейших болотных массивов Европы.
- Сейчас через Ольманы ведут дорогу, которая нарушит гидрологический режим заказника и несет угрозу его фауне и флоре. Строительство нужно прекратить, пока экосистеме не нанесен непоправимый вред, - считают в крупнейшей природоохранной общественной организации страны.
Заказник "Ольманские болота"
Республиканский ландшафтный заказник "Ольманские болота" расположен на территории Столинского района Брестской области. Его площадь 942 кв. км., что почти в 4 раза больше знаменитого болота Ельня. В отличие от других болот на Полесье, Ольманы не подверглись мелиорации: здесь был военный полигон.
Ольманские болота имеют высокий международный статус: это - Территория, важная для птиц международной значимости и Рамсарское водно-болотное угодье.
В заказнике “Ольманские болота” живет крупнейшая в Беларуси популяция большого подорлика (18-20 пар) – глобально угрожаемого вида.
Ольманы - одно из нескольких мест в Беларуси, пригодных для его гнездования, и одна из немногих стран в мире, где эта птица сохранилась.
Большой подорлик чрезвычайно чувствительный к беспокойству человеком.
Что происходит в Ольманских болотах сейчас: идет строительство дороги
Сейчас по уникальному ландшафту ведут "Лесохозяйственную дорогу № 3" стоимостью 2 миллиона рублей. Её собираются закончить до сентября 2018 года. Деньги на строительство выделил Минлесхоз. Маршрут - от деревни Корма на север заказника к речке Ствига, где будет железобетонный мост.
Полесский лесхоз начал строить дорогу в августе 2017 года, а проект, подготовленный "Брестдорпроектом", приняли еще в 2016 году.
- В начале года АПБ узнала о строительстве на Ольманах "Лесохозяйственной дороги № 4" до деревни Коротичи, когда специалисты организации мониторили проекты, которые планируется осуществить в особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Это нужно внимательно отслеживать, так как в последнее время поступает все больше тревожных сообщений о вмешательстве в важные для сохранения дикой природы участки: планируются, например, новые торфоразработки на реке Дитва, на болоте Булев Мох.
В июне сотрудник АПБ Николай Черкас выехал в деревню Корма посмотреть, где планируется строить четвертую дорогу. И так узнал, что третью уже ведут по нетронутому болоту, - отмечают в АПБ.
Зачем строят дорогу на территории заказника “Ольманские болота”
Как поясняет главный лесничий Полесского лесхоза Василий Петровец, она нужна в хозяйственных целях: прежде всего для доступа к лесу, который пойдет на продажу. Мол, лесхоз не очень богатый, а новая дорога позволит увеличить объем лесозаготовок и вывозить их более коротким путем.
Вторая задача - борьба с пожарами, которых стало больше в последние сухие годы.
- Но все это с точки зрения природоохранников очень сомнительные причины для такого разрушительного проекта в заказнике, - отмечают в АПБ. - Во-первых, новая дорога почти 14 км идет по старой лесной, но на ней запланировано несколько спрямлений по болотной целине длиной 6 км.
Во-вторых, Ольманы ценны прежде всего своими уникальными природными экосистемами, а не древесиной. Рентабельными ли будут лесозаготовки, учитывая огромную стоимость дороги и ущерб заповеднику? Деньги можно было вложить, например, в переработку местных ягод, которыми богат заказник, или другие недеструктивные бизнес-проекты.
В-третьих, дорога сама может стать причиной пожаров, так как подсушит болото (на почти 20 км дороги запланировано положить 9 труб диаметром от 0,6 м до 1,2 м) и делает глухие ранее места легкодоступными для человека. А именно человек - самая частая причина лесных пожаров.
Какой будет дорога в Ольманских болотах и чем она опасна
Ширина дороги по проекту - 5 метров, но в некоторых местах она сейчас достигает 20 метров. Василий Петровец говорит, это часть технологии и дорога в итоге повсюду будет 5-метровая. Сколько песка берет болото, чтобы в итоге получилась высокая грунтовка, пригодная для лесовозов и пожарных машин, можно судить по стоимости проекта. Песок берут из уникальных ледниковых дюн.
Новая дорога изменит уникальный ландшафт, станет дамбой, которая нарушит гидрологический режим территории. Одна часть болота постепенно превратится в водоем, а вторая – подсушится и станет более пожароопасной.
- Естественному болоту от пожаров нет серьезной угрозы. Больше терпят пересушенные территории. И неизвестно, эта дорога будет помогать тушить пожар или будет способствовать осушению, - задается вопросом председатель Лесной рабочей группы АПБ Андрей Абрамчук.
Безусловно, подсушение повлияет на флору и фауну Ольман. И то, что через болото начнет ходить больше людей и ездить авто, сделает ситуацию еще хуже.
- Всего в километре от места, где сейчас строят трассу, находится гнездовой участок большого подорлика. Очевидно, что трансформация его территории и фактор беспокойства будут воздействовать на птицу. Она может оставить свою территорию. А найти новое гнездо будет нелегко: все Ольманы плотно заняты большим подорликом. Придется где-то еще искать, бродить по миру, - говорит Валерий Домбровский, координатор проекта "Научно обоснованная охрана глобально угрожаемого большого подорлика в Беларуси".
Поскольку территория Ольман была малодоступная, в этом заказнике многие виды не передавались под охрану. А теперь оказалось, что Ольманы - одна из наименее адекватно защищенных ООПТ в Беларуси, поскольку в Положении о заказнике не запретили строить дороги.
Как же такой проект могли принять?
- Любое строительство на ООПТ должно проходить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и обсуждаться с обществом. Такие обсуждения Полесский лесхоз проводил в 2012, 2014 и 2016 годах, но все прошло очень тихо, и широкая общественность про проект не узнала. Отчет о влиянии на окружающую среду лесохозяйственной дороги № 3 выполнял Полесский аграрно-экологический институт НАН Беларуси в Бресте. И качество этого отчета и проведенных экспертиз вызывает много вопросов, - считают в АПБ.
- Авторы оценки воздействия различных проектов дорог на заказник специально обосновали наиболее вредный для заказника вариант. Почему? Ответа нет. Почему-то по расчетам биологов получается, что новая дорога на месте старой будет стоить в 4 раза дороже, чем если 6 из 20 км будут идти просто по болоту! За счет сокращения? Еще специально указано, что даже в кварталах, где живут змееяды и большие подорлики, дорога в болоте им не должна мешать. Отдельные места этого документа читаются как анекдот, - говорит директор АПБ Александр Винчевский.
Как спасти Ольманские болота?
АПБ считает, что нужно немедленно остановить стройку и пересмотреть строительный проект и его экологическую экспертизу. Построенную через болото часть дороги нужно ликвидировать. Соответствующие запросы направлены в прокуратуру и Минприроды.
- В перспективе Ольманские болота следует сделать заповедником, так как статус заказника республиканского значения не запрещает вести здесь хозяйственную деятельность, - считают в АПБ.
В Беларуси всего 4 % болот. Ненормально, что пока за большие деньги в одном месте пытаются восстановить одни (хотя болота возобновятся только через тысячи лет), где-то разрушаются другие. Программа строительства лесных дорог таким образом может угрожать сохранению дикой природы Беларуси.
Сейчас обсуждается включение всего Припятского Полесья в Список Всемирной наследия ЮНЕСКО. В следующем году начнется подготовка номинации, чтобы внести Припятское Полесье, включающее и Ольманские болота, в этот список.