
Проблема дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных в Беларуси не утратила своей остроты.
С 2021 года регистрацию фактов ДТП с участием диких животных ведет дежурная служба Государственной инспекции охраны животного и растительного мира. Согласно этой статистике, в 2023-24 годах число подобных случаев существенно выросло.

В текущем году тенденция значительного роста количества ДТП с участием диких животных сохраняется. За 8 месяцев 2025 года зарегистрировано 3349 фактов ДТП с участием диких животных, в результате которых погибло (травмировано) 3406 животных, а это +811 фактов (+32%) и +827 погибших (травмированных) животных (+32,1%) в сравнении с аналогичным периодом 2024 года. Это максимальный показатель роста количества ДТП за весь период их регистрации Госинспекцией.
По видовой структуре погибших (травмированных) в 2021-2024 гг. диких животных наиболее неблагополучные в отношении ДТП виды диких животных — косуля (около 65% от общего количества погибших животных) и лось (около 27%).
Олени благородные и кабаны гибнут на дорогах значительно реже (около 3% и 5%, соответственно). ДТП с участием других диких животных (зубр, олень пятнистый, тарпановидная лошадь, лань, бобр, выдра, медведь и рысь) носят единичный характер.
Наиболее неблагополучны в отношении ДТП с участием диких копытных животных республиканские автомобильные дороги:
М2 Минск – Национальный аэропорт Минск (в среднем за 4 года – 0,63 погибших диких животных на 1 км автодороги),
М6 (Е 30) Минск - Гродно - граница Республики Польша (Брузги) (0,60 погибших диких животных на 1 км автодороги),
М1 (Е 30) Брест (Козловичи) - Минск - граница Российской Федерации (0,57),
М4 Минск – Могилев (0,55),
М5 Минск – Гомель (0,42).
Анализ данных о ДТП с участием диких животных позволил установить их сезонные закономерности. Наиболее высокий уровень ДТП с участием диких животных фиксируется во втором и четвертом кварталах года.
Май характеризуется наибольшим в течение года количеством ДТП. Это обусловлено прежде всего особенностями биологии копытных (повышение с наступлением весны их активности и увеличение индивидуальных участков обитания, интенсивное перемещение по угодьям в результате смены сезонных стаций обитания), а также существенным увеличением в весенне-летнем периоде автомобильного трафика.
Напротив, наиболее низкий уровень ДТП отмечается в первом квартале года, в феврале количество таких ДТП минимальное, поскольку копытные в данный период наиболее оседлы и малоактивны.
Традиционно осенью начинаются самые массовые и популярные в Беларуси охоты – загонная охота на копытных и охота на пушных охотничьих животных, что существенно увеличит интенсивность перемещения диких животных по угодьям и, как следствие, значительно возрастет вероятность их выхода на дороги общего пользования.
В целях предупреждения аварийных ситуаций, связанных с выходом диких животных на проезжую часть автомобильных дорог, водителям рекомендуют:
соблюдайте Правила дорожного движения, в том числе установленный скоростной режим;
снижение скорости в зоне действия дорожного знака «Дикие животные», особенно в темное время суток (период, который начинается спустя один час после захода солнца и заканчивается за один час до восхода солнца), позволит существенно снизить риск ДТП;
будьте наиболее внимательны в периоды года, когда отмечается высокий уровень ДТП с участием диких животных (апрель – июнь, октябрь – декабрь), в темное время суток, в условиях плохой видимости, на участках автомобильных дорог с близко расположенной древесно-кустарниковой растительностью;
помните, что в большинстве случаев столкновения с диким животным можно избежать. Если на пути движения вашего автомобиля или на обочине автодороги появилось дикое животное, необходимо немедленно снизить скорость до уровня, когда можно моментально остановиться. Дикие животные не в состоянии оценить скорость автомобиля, в результате чего может произойти столкновение;
если лось, олень, заяц или другое дикое животное в ночное время оказывается в свете фар, оно ослеплено, темнота за пределами пучка света воспринимается как стена и животное, как правило, начинает метаться, не видя ничего, кроме освещенного участка дороги и горящих фар. В такой ситуации следует остановиться, выключить свет фар (но оставить включенными габаритные огни), включить аварийную световую сигнализацию, тем самым дать животному время адаптироваться к наступившей темноте и покинуть дорогу.
Необходимо вызвать сотрудников ГАИ, которые передают информацию в Госинспекцию охраны животного и растительного мира;
обозначить место ДТП, выставив знак аварийной остановки;
оставаться на месте происшествия.
В случае обнаружения раненого, травмированного, больного или погибшего охотничьего животного нормируемого вида либо дикого животного, относящегося к виду, включенному в Красную книгу Беларуси, необходимо сообщить об этом пользователю охотничьих угодий или в оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел.
В Госавтоинспекции напоминают: участникам ДТП следует помнить, что нельзя увозить с собой сбитое животное. В таком случае действия водителя приравняют к незаконной охоте, за что предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты.