top.mail.ru

Вход на сайт

СОЛНЦЕ СВЕТИТ ДЛЯ ВСЕХ

                                    Древняя мудрость


Брест: расписание движения транспорта Афиша Бреста на TOMIN.BY
22
Июль 2017

Реконструированный в рамках проекта Е40 гидроузел "Тришин". Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

Реконструированный в рамках проекта Е40 гидроузел "Тришин".

 

 Тамара ТИБОРОВСКАЯTOMIN.BY

Проект "Чудо природы" ***

В Беларуси стартовала общественная кампания «Стоп Е40! Сохраним реки Беларуси в естественном состоянии» против восстановления водного пути E40. Об этом TOMIN.BY сообщили в общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (АПБ).

Инициаторы акции – ГА «Ахова птушак Бацькаўшчыны», ОО «Багна», ОО «Экодом», товарищество «Зелёная сеть», учреждение «Центр экологических решений», фонд «За чистую Припять», ОО «Время Земли».

Экологические организации Беларуси объединили свои усилия для сбора информации о возможных последствиях строительства водного пути и изменении русла Припяти – единственной реки Беларуси, которая сохранилась в естественном состоянии. С этой целью впервые был проведен первичный независимый аудит ТЭО проекта Е40 -биологический, гидрологический и экономический.

Строительство водного пути до неузнаваемости изменит Полесье, считают инициаторы кампании. «Мы можем потерять уникальную территорию, редкие виды растений и животных, и уклад жизни полешуков», - отмечают в АПБ.

А между тем, на прошедшей в Бресте 27 марта 2014 года международной учредительной конференции и Первой сессии Комиссии по восстановлению водного пути от Днепра до Вислы было заявлено: «Реактивизация и расширение водного пути Днепр-Буг-Висла-Одер жизненно необходимы в интересах трех стран (Беларуси, Польше и Украине. – Прим. Т.Т.)».

«Заинтересованные в строительстве Е40 стороны– Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь». Именно они занимаются эксплуатацией Днепро-Бугского водного канала, и были инициаторами этого проекта. С Польской стороны – Министерство инфраструктуры и строительства Польши и Министерство морского хозяйства и речного судоходства», - напоминают в АПБ.

"Полесье существует за счет нестабильности паводкового режима Припяти. Реализация проекта будет означать по большому счету смерть Полесья, - отмечает директор Белорусского центра кольцевания птиц, старший научный сотрудник лаборатории орнитологии НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси Павел Пинчук. - Полесье  - природный резерват для большого количества редких видов, здесь находятся 11 заказников республиканского значения и 7 заказников местного значения. Больше половины мировой популяции вертлявой камышевки – глобально угрожаемого вида – гнездится в Беларуси, как раз на Полесье. Мы несем ответственность за эту птицу перед всем миром. Е40 затронет гидрологический режим болот Званец и Споровское на Полесье. И в этом случае мы можем потерять до 90% белорусской популяции вертлявой камышевки, что означает около половины мировой популяции. Та же участь постигнет и большого подорлика – одного из редчайших орлов Европы, который гнездится на Полесье".

Напомним, большой подорлик – исчезающий вид, занесенный в Красную книгу Беларуси с 1981 года, а с 1994 года – в Международную Красную книгу. Из 120-160 пар, гнездящихся в Беларуси, к 2050 году может остаться из-за исчезновения пригодных для его обитания труднодоступных мест всего лишь 40. 

Кроме вертлявой камышовки и большого подорлика могут лишится своего дома птицы пойменных лугов - дупель, большой веретенник и турухтан. "Кроме этого, пойма Припяти – место остановки для сотен тысяч птиц во время непростой миграции из Африки в Тундры. Около 1,5 млн птиц останавливаются весной здесь. Работы по строительству и дальнейшему эксплуатированию канала приведут к тому, что птицы потеряют свое последнее место остановки перед тундрой", - предупреждает ученый. 

«Проект Е40 для меня аналогичен проекту по повороту северных рек в пустыни юга: дивиденды – небольшой группе разработчиков и строителей, и проблемы и необратимые катастрофические последствия остаются местному населению», – рассказывает директор общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский. - Припять уникальна не только для Беларуси, но и в европейском контексте: это единственная средняя река в Европе, которая течет в широтном направлении. Поэтому и образовалась широкая пойма, которая так важна для растительного и животного мира. 10 лет назад в восстановление Августовского канала вложили более 15 млн долларов. Кто ответил за вложение этих средств? Они не вернутся никогда. Уже сейчас видны огромные инвестиционные риски, и они увеличатся. Лоббисты проекта активно ищут грузы: только перевозкой новых грузов можно оправдать строительство канала. В последнее время поднимается вопрос перевозки по Припяти нефтепродуктов. Нефтяные танкеры – огромная угроза техногенных катастроф для этого региона». 

Против реализации проекта выступают и экологические организации стран-соседей. Более 20 НГО Беларуси, Украины и Польши уже подписали меморандум против строительства Е40.

"С начала лета обеспокоенные местные жители собрали около 500 подписей. В скором времени появится петиция, чтобы каждый мог сказать свое «нет» разрушению Полесья", - информируют в АПБ. 

«После того, как было создано технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, мы обратились в более чем 30 госорганов (министерства, облисполкомы, райисполкомы и др.), которые будут затронуты путем Е40. Оказалось, что большинство из них вообще ничего не слышали о проекте Е40. (...). И лишь 4 организации высказались негативно. ТЭО – документ на 300 страниц, в котором Беларуси посвящено лишь 30 страниц. Упоминается про загрязнение нефтью, спрямление реки, наличие на пути охраняемых природных территорий. Информации мало, написано абстрактно и осторожно. Но при этом разработчики знают суммы, которые нужны для строительства водного пути в Беларуси (100-150 млн евро). Значит, они знают более конкретно, что будет построено. Просто не хотят пугать общественность. Это нас насторожило», - отмечает директор АПБ.

По словам кандидата технических наук, доцента Брестского государственного технического университета, гидролога Николая Шешко, обустройство Е40 потребует значительного вмешательства в гидрологический режим Припяти. «Основная проблема водного пути Е40 – как обеспечить стабильный источник дополнительных водных ресурсов. Углубление дна приведет к снижению скоростей течения воды – а значит, вероятно, ослабит возможность рек самоочищаться от загрязняющих веществ», - считает Николай Шешко. Кроме того, по оценкам гидролога, возведение дополнительных подпорных сооружений вызовет подтопление одних прилегающих к ним территорий и переосушение других.

Также вызывает вопросы тот факт, что водный путь Е40 пройдет через загрязненные радиоактивными материалами территории, в частности, Полесский радиационно-экологический заповедник. Бывший глава Комиссии по преодолению последствий аварии на ЧАЭС Юрий Воронежцев отмечает: «Речной ил - аккумулятор радионуклидов. Опасность состоит в том, при проведении дноуглубительных работ он может быть “растревожен” и пойдет вниз по течению Припяти и Днепру до Киевского водохранилища, а из него и связанных с ним водоемов получают воду около 30 миллионов украинцев».

«Для Украины проект таит, возможно, наибольшую опасность. После Чернобыльской аварии Припять смыла огромное количество зараженного песка в Киевское водохранилище. На протяжении 30 лет там нет фарватера. Потревожив донные отложения, мы неизбежно направим опасный ил по воссозданному фарватеру в Киев», – отмечает заместитель председателя Национального экологического центра Украины.Алексей Василюк.

«Масштабный проект Е40 может изменить в худшую сторону привычное для нас Полесье. Водный путь затронет сеть важных природных территорий национального и международного значения. Припятское Полесье – огромный водный бассейн (ширина разлива достигает 30 км) с уникальным пойменным ландшафтом: именно меандры реки, многочисленные старицы, старичные озера и заливы формируют оригинальные экосистемы этого региона, в том числе  редкие пойменные дубравы, дюны, крупнейшие болотные массивы и естественные заливные луга. Мы убеждены, что в XXI веке корабли нужно изменять под реки, а не реки – под корабли», – считает  , председатель ОО «Багна» и координатор общественной кампании «Стоп Е40!» Ольга Каскевич.

Интересно и название проекта - «Восстановление водного пути». Но в таком виде этого маршрута никогда не было. То есть речь идет о строительстве водного пути. Но разработчикам выгоднее назвать это словом «восстановление»: под это легче получить деньги.

Много вопросов вызывает и экономическая сторона проекта. «Обустройство водного пути Е40 сопряжено с повышенными инвестиционными рисками. Более того, есть риск, что долгосрочное влияние этого проекта на экономику Беларуси может быть отрицательным», - отмечается в аналитическом обзоре Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского (БСПН).

По словам пресс-секретаря БСПН Алеся Герасименко, даже после модернизации Е40 не будет интересен большинству грузоотправителей, поскольку водный транспорт проигрывает автомобильному и железнодорожному по ключевым факторам конкурентоспособности.

«Грузы в таких объемах, чтобы проект окупился, невозможно будет найти в Беларуси. Для привлечения грузов может возникнуть соблазн задействовать административный ресурс, что ухудшит экономическое положение предприятий-грузоотправителей. Второй вариант – использовать механизм субсидирования тарифов на доставку водным транспортом. А это – риск серьезно увеличить расходы республиканского бюджета. Уже сегодня водный транспорт – самый субсидируемый в нашей транспортной системе: удельные расходы республиканского бюджета в расчете на единицу грузооборота на водном транспорте в 1 500 раз выше, чем на железнодорожном или автомобильном. Е40 не несет новых возможностей для транспортно-логистической системы Беларуси. Угасающая роль водного транспорта – естественный процесс. Лучше сосредоточиться на конкурентоспособных проектах, которые у нас есть», - считает Алесь Герасименко.

Разработчики проекта Е40 предполагают перехватить до 20% грузов у железной дороги и до 10% грузов у автомобильных перевозчиков. В деньгах это может означать потери в 250 и 80 млн долларов соответственно: в этих отраслях может быть искусственно спровоцирован кризис. При этом вклад этих отраслей в экономику огромен: созданы сотни тысяч рабочих мест, и их потеря никогда не компенсируется рабочими местами на Е40.  

«При анализе ТЭО отмечены нарушения методологии анализа выгод и затрат, вытекающие из понимания разработчиками концепции общественного благосостояния. Использованный при подготовке ТЭО подход не соответствует современной экономической теории, – уверен экономист, научный сотрудник Варшавского университета Святослав Волосюк, сделавший экспертную оценку ТЭО. – Документ разработан с существенными методологическими изъянами. На его основе невозможно сделать вывод о целесообразности проекта Е40 и документ не является значимым аргументов в пользу его реализации. Основные выгоды находятся в частных руках. В то же время затраты по проекту вынуждено нести все общество».

 

СПРАВКА TOMIN.BY

Воднотранспортное соединение Е40 проходит по территории Польши, Беларуси и Украины и свяжет бассейны Балтийского и Черного морей. Общая протяженность Е40 составляет более 2000 км, из которых 626 приходятся на Беларусь. Он проложен через Днепро-Бугский канал, реки Мухавец, Пина и Припять. В соответствии с проектом на Припяти и Днепро-Бугском канале планируется построить новые гидротехнические сооружения, увеличить габариты фарватера, построить водохранилища. 

В 2013-2015 годах был реализован в рамках программы ЕС проект «Восстановление магистрального водного пути E40 на участке Днепр-Висла: от стратегии к планированию». Что будет далее, пока неизвестно.

Сейчас водный путь используется на участке от Бреста до Херсона - путь от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен.


1 1 1 1 1 Rating 5.00 (4 Votes)

Добавить комментарий

Комментарии, содержащие оскорбления, угрозы и нецензурные выражения, удаляются без объяснения. Портал оставляет за собой право не публиковать комментарии, несущие вред его репутации.
Ответственность за содержание конкретного комментария несет написавший его пользователь (п.12 Указа Президента Республики Беларусь № 60 от 01.02.2010 г.).

Защитный код
Обновить