Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
22
июль 2017

Стоп Е40: в Беларуси стартовала общественная кампания против восстановления водного пути за €150 млн

Реконструированный в рамках проекта Е40 гидроузел "Тришин". Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

Реконструированный в рамках проекта Е40 гидроузел "Тришин".

 

 Тамара ТИБОРОВСКАЯTOMIN.BY

Проект "Чудо природы" ***

В Беларуси стартовала общественная кампания «Стоп Е40! Сохраним реки Беларуси в естественном состоянии» против восстановления водного пути E40. Об этом TOMIN.BY сообщили в общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (АПБ).

Инициаторы акции – ГА «Ахова птушак Бацькаўшчыны», ОО «Багна», ОО «Экодом», товарищество «Зелёная сеть», учреждение «Центр экологических решений», фонд «За чистую Припять», ОО «Время Земли».

Экологические организации Беларуси объединили свои усилия для сбора информации о возможных последствиях строительства водного пути и изменении русла Припяти – единственной реки Беларуси, которая сохранилась в естественном состоянии. С этой целью впервые был проведен первичный независимый аудит ТЭО проекта Е40 -биологический, гидрологический и экономический.

Строительство водного пути до неузнаваемости изменит Полесье, считают инициаторы кампании. «Мы можем потерять уникальную территорию, редкие виды растений и животных, и уклад жизни полешуков», - отмечают в АПБ.

А между тем, на прошедшей в Бресте 27 марта 2014 года международной учредительной конференции и Первой сессии Комиссии по восстановлению водного пути от Днепра до Вислы было заявлено: «Реактивизация и расширение водного пути Днепр-Буг-Висла-Одер жизненно необходимы в интересах трех стран (Беларуси, Польше и Украине. – Прим. Т.Т.)».

«Заинтересованные в строительстве Е40 стороны– Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь». Именно они занимаются эксплуатацией Днепро-Бугского водного канала, и были инициаторами этого проекта. С Польской стороны – Министерство инфраструктуры и строительства Польши и Министерство морского хозяйства и речного судоходства», - напоминают в АПБ.

"Полесье существует за счет нестабильности паводкового режима Припяти. Реализация проекта будет означать по большому счету смерть Полесья, - отмечает директор Белорусского центра кольцевания птиц, старший научный сотрудник лаборатории орнитологии НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси Павел Пинчук. - Полесье  - природный резерват для большого количества редких видов, здесь находятся 11 заказников республиканского значения и 7 заказников местного значения. Больше половины мировой популяции вертлявой камышевки – глобально угрожаемого вида – гнездится в Беларуси, как раз на Полесье. Мы несем ответственность за эту птицу перед всем миром. Е40 затронет гидрологический режим болот Званец и Споровское на Полесье. И в этом случае мы можем потерять до 90% белорусской популяции вертлявой камышевки, что означает около половины мировой популяции. Та же участь постигнет и большого подорлика – одного из редчайших орлов Европы, который гнездится на Полесье".

Напомним, большой подорлик – исчезающий вид, занесенный в Красную книгу Беларуси с 1981 года, а с 1994 года – в Международную Красную книгу. Из 120-160 пар, гнездящихся в Беларуси, к 2050 году может остаться из-за исчезновения пригодных для его обитания труднодоступных мест всего лишь 40. 

Кроме вертлявой камышовки и большого подорлика могут лишится своего дома птицы пойменных лугов - дупель, большой веретенник и турухтан. "Кроме этого, пойма Припяти – место остановки для сотен тысяч птиц во время непростой миграции из Африки в Тундры. Около 1,5 млн птиц останавливаются весной здесь. Работы по строительству и дальнейшему эксплуатированию канала приведут к тому, что птицы потеряют свое последнее место остановки перед тундрой", - предупреждает ученый. 

«Проект Е40 для меня аналогичен проекту по повороту северных рек в пустыни юга: дивиденды – небольшой группе разработчиков и строителей, и проблемы и необратимые катастрофические последствия остаются местному населению», – рассказывает директор общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский. - Припять уникальна не только для Беларуси, но и в европейском контексте: это единственная средняя река в Европе, которая течет в широтном направлении. Поэтому и образовалась широкая пойма, которая так важна для растительного и животного мира. 10 лет назад в восстановление Августовского канала вложили более 15 млн долларов. Кто ответил за вложение этих средств? Они не вернутся никогда. Уже сейчас видны огромные инвестиционные риски, и они увеличатся. Лоббисты проекта активно ищут грузы: только перевозкой новых грузов можно оправдать строительство канала. В последнее время поднимается вопрос перевозки по Припяти нефтепродуктов. Нефтяные танкеры – огромная угроза техногенных катастроф для этого региона». 

Против реализации проекта выступают и экологические организации стран-соседей. Более 20 НГО Беларуси, Украины и Польши уже подписали меморандум против строительства Е40.

"С начала лета обеспокоенные местные жители собрали около 500 подписей. В скором времени появится петиция, чтобы каждый мог сказать свое «нет» разрушению Полесья", - информируют в АПБ. 

«После того, как было создано технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, мы обратились в более чем 30 госорганов (министерства, облисполкомы, райисполкомы и др.), которые будут затронуты путем Е40. Оказалось, что большинство из них вообще ничего не слышали о проекте Е40. (...). И лишь 4 организации высказались негативно. ТЭО – документ на 300 страниц, в котором Беларуси посвящено лишь 30 страниц. Упоминается про загрязнение нефтью, спрямление реки, наличие на пути охраняемых природных территорий. Информации мало, написано абстрактно и осторожно. Но при этом разработчики знают суммы, которые нужны для строительства водного пути в Беларуси (100-150 млн евро). Значит, они знают более конкретно, что будет построено. Просто не хотят пугать общественность. Это нас насторожило», - отмечает директор АПБ.

По словам кандидата технических наук, доцента Брестского государственного технического университета, гидролога Николая Шешко, обустройство Е40 потребует значительного вмешательства в гидрологический режим Припяти. «Основная проблема водного пути Е40 – как обеспечить стабильный источник дополнительных водных ресурсов. Углубление дна приведет к снижению скоростей течения воды – а значит, вероятно, ослабит возможность рек самоочищаться от загрязняющих веществ», - считает Николай Шешко. Кроме того, по оценкам гидролога, возведение дополнительных подпорных сооружений вызовет подтопление одних прилегающих к ним территорий и переосушение других.

Также вызывает вопросы тот факт, что водный путь Е40 пройдет через загрязненные радиоактивными материалами территории, в частности, Полесский радиационно-экологический заповедник. Бывший глава Комиссии по преодолению последствий аварии на ЧАЭС Юрий Воронежцев отмечает: «Речной ил - аккумулятор радионуклидов. Опасность состоит в том, при проведении дноуглубительных работ он может быть “растревожен” и пойдет вниз по течению Припяти и Днепру до Киевского водохранилища, а из него и связанных с ним водоемов получают воду около 30 миллионов украинцев».

«Для Украины проект таит, возможно, наибольшую опасность. После Чернобыльской аварии Припять смыла огромное количество зараженного песка в Киевское водохранилище. На протяжении 30 лет там нет фарватера. Потревожив донные отложения, мы неизбежно направим опасный ил по воссозданному фарватеру в Киев», – отмечает заместитель председателя Национального экологического центра Украины.Алексей Василюк.

«Масштабный проект Е40 может изменить в худшую сторону привычное для нас Полесье. Водный путь затронет сеть важных природных территорий национального и международного значения. Припятское Полесье – огромный водный бассейн (ширина разлива достигает 30 км) с уникальным пойменным ландшафтом: именно меандры реки, многочисленные старицы, старичные озера и заливы формируют оригинальные экосистемы этого региона, в том числе  редкие пойменные дубравы, дюны, крупнейшие болотные массивы и естественные заливные луга. Мы убеждены, что в XXI веке корабли нужно изменять под реки, а не реки – под корабли», – считает  , председатель ОО «Багна» и координатор общественной кампании «Стоп Е40!» Ольга Каскевич.

Интересно и название проекта - «Восстановление водного пути». Но в таком виде этого маршрута никогда не было. То есть речь идет о строительстве водного пути. Но разработчикам выгоднее назвать это словом «восстановление»: под это легче получить деньги.

Много вопросов вызывает и экономическая сторона проекта. «Обустройство водного пути Е40 сопряжено с повышенными инвестиционными рисками. Более того, есть риск, что долгосрочное влияние этого проекта на экономику Беларуси может быть отрицательным», - отмечается в аналитическом обзоре Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского (БСПН).

По словам пресс-секретаря БСПН Алеся Герасименко, даже после модернизации Е40 не будет интересен большинству грузоотправителей, поскольку водный транспорт проигрывает автомобильному и железнодорожному по ключевым факторам конкурентоспособности.

«Грузы в таких объемах, чтобы проект окупился, невозможно будет найти в Беларуси. Для привлечения грузов может возникнуть соблазн задействовать административный ресурс, что ухудшит экономическое положение предприятий-грузоотправителей. Второй вариант – использовать механизм субсидирования тарифов на доставку водным транспортом. А это – риск серьезно увеличить расходы республиканского бюджета. Уже сегодня водный транспорт – самый субсидируемый в нашей транспортной системе: удельные расходы республиканского бюджета в расчете на единицу грузооборота на водном транспорте в 1 500 раз выше, чем на железнодорожном или автомобильном. Е40 не несет новых возможностей для транспортно-логистической системы Беларуси. Угасающая роль водного транспорта – естественный процесс. Лучше сосредоточиться на конкурентоспособных проектах, которые у нас есть», - считает Алесь Герасименко.

Разработчики проекта Е40 предполагают перехватить до 20% грузов у железной дороги и до 10% грузов у автомобильных перевозчиков. В деньгах это может означать потери в 250 и 80 млн долларов соответственно: в этих отраслях может быть искусственно спровоцирован кризис. При этом вклад этих отраслей в экономику огромен: созданы сотни тысяч рабочих мест, и их потеря никогда не компенсируется рабочими местами на Е40.  

«При анализе ТЭО отмечены нарушения методологии анализа выгод и затрат, вытекающие из понимания разработчиками концепции общественного благосостояния. Использованный при подготовке ТЭО подход не соответствует современной экономической теории, – уверен экономист, научный сотрудник Варшавского университета Святослав Волосюк, сделавший экспертную оценку ТЭО. – Документ разработан с существенными методологическими изъянами. На его основе невозможно сделать вывод о целесообразности проекта Е40 и документ не является значимым аргументов в пользу его реализации. Основные выгоды находятся в частных руках. В то же время затраты по проекту вынуждено нести все общество».

 

СПРАВКА TOMIN.BY

Воднотранспортное соединение Е40 проходит по территории Польши, Беларуси и Украины и свяжет бассейны Балтийского и Черного морей. Общая протяженность Е40 составляет более 2000 км, из которых 626 приходятся на Беларусь. Он проложен через Днепро-Бугский канал, реки Мухавец, Пина и Припять. В соответствии с проектом на Припяти и Днепро-Бугском канале планируется построить новые гидротехнические сооружения, увеличить габариты фарватера, построить водохранилища. 

В 2013-2015 годах был реализован в рамках программы ЕС проект «Восстановление магистрального водного пути E40 на участке Днепр-Висла: от стратегии к планированию». Что будет далее, пока неизвестно.

Сейчас водный путь используется на участке от Бреста до Херсона - путь от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен.