Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста

 

 
19
июль 2017

Стоп Е40: реставрация водного пути потенциально угрожает биоразнообразию Полесья

Припять - белорусская Амазонка - может измениться до неузнаваемости. Фото: Сергей Плыткевич.

 

TOMIN.BY

В Минске экологическая коалиция 19 июля организует пресс-конференцию «Стоп Е40! Экологические и экономические последствия строительства нового водного пути». Мероприятие приурочено к старту общественной кампании «Стоп Е40! Сохраним реки Беларуси в естественном состоянии». Об этом TOMIN.BY сообщили в общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (АПБ).

 

Экологические организации страны обеспокоены тем, что обустройство водного пути Е40 повлечет значительное вмешательство в экологические системы Беларуси. Инициаторы кампании – ГА «Ахова птушак Бацькаўшчыны», ОО «Багна», ОО «Экодом», товарищество «Зелёная сеть», учреждение «Центр экологических решений», фонд «За чистую Припять», ОО «Время Земли».

 

 

"Е40 — это водный путь длиной более 2000 километров, который проходит по территории Польши, Беларуси и Украины. В Е40 входят Днепро-Бугский канал, реки Мухавец, Пина и Припять. В рамках программы трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина Европейского Союза в 2013-2015 годах реализован проект «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр-Висла: от стратегии к планированию»", - рассказали в АПБ.

Дополним, по территории Беларуси проходит 626 километров водного пути из более 2000 км.

Так, Морской институт в Гданьске подготовил технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Восстановление водного пути Е40 предусматривает ряд мероприятий на территории Беларуси. В частности, строительство гидротехнических сооружений на Припяти и Днепро-Бугском канале, увеличение габаритов фарватера, строительство новых гидроузлов на реках, строительство водохранилищ и т.д.

"Все это изменит Полесье: мы потеряем ценные территории, которые никогда не смогут стать прежними", - считают в АПБ.

Экологические организации Беларуси объединили свои усилия, чтобы рассказать общественности о возможных последствиях строительства водного пути и изменения русла реки. Впервые проведен первичный независимый аудит проекта Е40 (биологический, гидрологический, экономический). Эти данные будут презентованы на пресс-конференции.

«Инициаторы кампании обеспокоены возможными экологическими и экономическими последствиями. Реставрация водного пути Е40 потенциально угрожает биоразнообразию Полесья», - отмечают в АПБ.

«Проект Е40 для меня аналогичен проекту по повороту северных рек в пустыни юга: дивиденды – небольшой группе разработчиков и строителей, и необратимые масштабные последствия для природы Полесья», – говорит директор общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский.

«Изменение гидрологического режима и спрямление русла реки в результате реализации проекта может привести к исчезновению ряда видов птиц, а также к возрастанию темпов проникновения из одного морского бассейна в другой чужеродных организмов, обитающих в воде, что является причиной вымирания аборигенных видов и потери биоразнообразия в целом», -- отмечает кандидат биологических наук, сотрудник НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси Наталия Карлионова.

По словам кандидата технических наук, доцента Брестского государственного технического университета, гидролога Николая Шешко, обустройство Е40 потребует значительного вмешательства в гидрологический режим Припяти.

Основная проблема водного пути Е40 – как обеспечить стабильный источник дополнительных водных ресурсов. Углубление дна приведет к снижению скоростей течения воды – а значит, вероятно, ослабит возможность рек самоочищаться от загрязняющих веществ. Кроме того, по оценкам гидролога, возведение дополнительных подпорных сооружений вызовет подтопление одних прилегающих к ним территорий и переосушение других.

Подробнее о возможном влиянии и последствиях строительства Е40 на реки во время телемоста 19 июля расскажет Пшемыслав Навроцкий, эколог, представитель польской коалиции Ratujmy rzeki.

Также вызывает вопросы тот факт, что водный путь Е40 пройдет через зараженные радиацией территории, в частности, Полесский радиационно-экологический заповедник.

Бывший глава Комиссии по преодолению последствий аварии на ЧАЭС Юрий Воронежцев отмечает: «Речной ил является аккумулятором радионуклидов. Опасность состоит в том, при проведении дноуглубительных работ он может быть “растревожен” и пойдет вниз по течению Припяти и Днепру до Киевского водохранилища, а из него и связанных с ним водоемов получают воду около 30 миллионов украинцев. В Беларуси самые опасные участки находятся на территории Полесского радиационного заповедника, где живет не так много людей, но угроза все равно сохраняется».

«Для Украины проект таит, возможно, наибольшую опасность. После Чернобыльской аварии Припять смыла огромное количество зараженного песка в Киевское водохранилище. На протяжении 30 лет там нет фарватера, так как потревожив донные отложения, мы неизбежно направим зараженный ил по воссозданному фарватеру в Киев», – отмечает Алексей Василюк, зампредседателя Национального экологического центра Украины.

«Масштабный проект Е40 может изменить в худшую сторону привычное для нас Полесье. Водный путь затронет сеть важных природных территорий национального и международного значения. Припятское Полесье – это огромный водный бассейн (ширина разлива достигает 30 км) с уникальным пойменным ландшафтом: именно меандры реки, многочисленные старицы, старичные озера и заливы формируют оригинальные экосистемы этого региона, в том числе  редкие пойменные дубравы, дюны, крупнейшие болотные массивы и естественные заливные луга. Мы убеждены, что в XXI веке корабли нужно изменять под реки, а не реки – под корабли», – отмечает Ольга Каскевич, председатель ОО «Багна» и координатор общественной кампании «Стоп Е40!».

Много вопросов вызывает и экономическая сторона проекта. «Обустройство водного пути Е40 сопряжено с повышенными инвестиционными рисками, а его долгосрочное влияние на экономику Беларуси может быть негативным», - отмечается в аналитическом обзоре Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского (БСПН).

Как поясняет пресс-секретарь БСПН Алесь Герасименко, даже после модернизации Е40 не будет интересен большинству грузоотправителей, поскольку водный транспорт проигрывает автомобильному и железнодорожному по ключевым факторам конкурентоспособности. Чтобы заполнить Е40 грузами может потребоваться субсидирование тарифов на доставку, что значительно увеличит расходы госбюджета.

"200 лет создавали этот путь, вкладывали немалые деньги в его развитие. Сегодня  – это самый дешевый и самый  экологический вид транспорта. А ведь река - это не просто водный  путь, это еще и запасы воды, и другие вопросы, связанные с экобалансом", - заявил заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Александр Шишко на прошедших 27 марта 2014 года в Бресте международной учредительной конференции и Первой сессии Комиссии по восстановлению водного пути от Днепра до Вислы. 

«При анализе ТЭО нами были отмечены нарушения методологии анализа выгод и затрат, вытекающие из понимания разработчиками концепции общественного благосостояния. Использованный при подготовке ТЭО подход не соответствует современной экономической теории», – заявляет сегодня экономист, научный сотрудник Варшавского университета Святослав Волосюк, сделавший экспертную оценку ТЭО.