Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
25
дек 2012

«Рубрика» времен «холодной войны». Секретный бункер в Каменецком районе сегодня таит опасность

 

 

Валентина КОЗЛОВИЧ, "СБ-Беларусь Сегодня"

В стране немало военных сооружений, доставшихся в наследство от Советской Армии. Не все казармы, склады, ангары, брошенные при развале страны, нашли новых хозяев. Недалеко от Бреста, в Каменецком районе, сохранились два бункера. Один — принимающий радиоцентр — располагается возле санатория «Белая вежа». Системы жизнеобеспечения частично нарушены. Но объект — на балансе и под охраной МЧС. Теоретически может использоваться как командный пункт для учений по гражданской обороне. Другой — передающий радиоцентр — давно заброшен. Но не забыт.

Охотники за металлом последние годы не оставляют бункер в покое. Не так давно опять вскрыли входы, за которыми зияет пропасть. В двух шагах от некогда секретного, а теперь опасного объекта нет ни ограждения, ни хотя бы таблички с предупреждением.

 

 

«Рубрика» - секретный бункер в Каменецком районе - фото

 

 

«Рубрика» времен «холодной войны»

 

Мой провожатый Андрей (свою фамилию из скромности он просил не называть) советует взять с собой соответствующую одежду, удобную обувь и фонарик. Облачаюсь, почти как диггер. Полтора десятка километров пути от Каменца — и мы на месте. Радиоцентр, названный по–газетному «Рубрика», располагался на окраине Национального парка «Беловежская пуща». Недалеко от Вискулей, где в 1991–м де–юре развалился Советский Союз. Выходит, участники тех событий в случае надобности могли приехать в бункер и связаться с руководителями стран Варшавского Договора? Именно «Рубрика» обеспечивала такую связь. Бесперебойно. Бункер мог устоять даже во время землетрясения и ядерной войны. Так как закреплен в земле автономно. Бункер–куб держится на сваях и не соприкасается с земной поверхностью даже на глубине.

Туристов во времена «холодной войны» сюда не водили. Неприступный объект надежно охранялся. Другое дело сейчас. Мы подъехали беспрепятственно. Андрей достал из багажника автомобиля лестницу и вставил ее в провал, еле заметный на заснеженном холме. Видимо, это был аварийный вход. Зияющих дыр глубиной в несколько этажей я насчитала на холме четыре. Оступишься — и не найдет никто...

Спускаемся. Без страховки. Андрей вначале, следом я. С фотоаппаратом удержаться непросто. Проем узкий. Затем лестница переставляется еще раз — и мы оказываемся на первом уровне под землей. Включаем фонарики, так как тьма кромешная. Помещения большие. Под ногами — груды мусора. Аппаратуры нет — все вывезено. А вот металл остался. Металлические двери. Вентиляционные шахты. Лестничные проемы...

Спускаемся ниже. Здесь тоже много лома. Андрей обращает мое внимание на систему кабелей. Они тянулись по потолку, полу. Внутри был цветной металл. Его забирали в первую очередь. Вырезали. Выплавляли. Видно, что «старатели» приходили подготовленными. Не с фонариками, как мы. С генераторами. Мощными резаками на части кромсали металлические конструкции. Затем поднимали наверх лебедкой.

Еще немного, и мы — на лестничной площадке минус третьего этажа. Дальше нельзя. Вода. Брошенные кем–то из диггеров или металлоискателей алюминиевые кубы–ступеньки обрываются.

Интересуюсь у провожатого, почему он столь легко ориентируется в подземных лабиринтах. Признается: «Служил здесь. Потому душа болит...»

 

 

Ловушка в конце туннеля

 

Андрей вспоминает:

— С распадом СССР военным объект стал неинтересен. Обслуживающую часть расформировали. А летом 2002 года радиоцентр официально вывели из эксплуатации. В 2006–м сняли охрану. И началось разграбление. В поисках кабеля весь лес перерыли. Потом взялись за бункер.

Два жилых дома, в которых жили военные и их семьи, передали на баланс ЖКХ. Ни одна из 40 квартир сейчас не пустует. Здание бывшей казармы приглянулось совместному предприятию «Санта Импекс Брест», которое организовало здесь цех. Из бывших «военных» скважин добывается вода. А вот сердце бригады связи — радиоцентр «Рубрика» — оказалось не нужным никому. Демонтаж признали невозможным. Военные в свое время решили проблему бесхитростно: техническое добро вывезли, главный вход завалили землей, на запасном заварили люк, положив на него бетонную плиту. Списали, никому не передав на баланс. И забыли.

Но охотники за металлом легко разрушили преграды. Однажды в бункере человек покончил жизнь самоубийством. Случаев из разряда «оступился–упал...», к счастью, не было. Когда мы с Андреем поднялись на поверхность, к проему в земле подбежала любопытная собака. Еще шаг — и могла свалиться в бездонный люк. Диких зверей здесь много. Зияющие страшной глубиной дыры могут стать ловушкой и для грибников...

 

 

Что делать?

 

Директор Национального парка «Беловежская пуща» Александр Бурый соглашается:

— Да, есть такая опасность. Зверь может попасть в ловушку. К сожалению, это не единственный бесхозный объект на территории национального парка. Уже разобрали две фермы в Рожковке, кирпичный завод в Великом лесу. Бункер не осилим...

Мой провожатый Андрей вспоминает, как год назад приехали люди на автомобилях. С мощными лебедками, газовыми резаками. Люк вырезали автогеном. Бетонную плиту разнесли на осколки. И принялись частями доставать из бункера металл.

«Милиция несколько раз ловила «старателей», но предъявить–то им нечего. Бункер — бесхозный», — добавляет Андрей.

Судя по огромному количеству металла в подземелье (там еще не одна тонна), «черные» заготовители успокоятся не скоро. Может, стоит подумать, как забрать добро силами государственных организаций?

Звоню в «Брествторчермет». Об этом объекте там, оказывается, знают. Заместитель директора по заготовке, переработке и сбыту Константин Осоприлко подтвердил:

— У нас есть резчики. И мы можем вывезти. Если б собственник сказал, мы бы все порезали и вывезли. Но военные к нам не обращались. А сами не пойдем. Военным ведь тоже доводятся планы по сдаче металлолома.

Для председателя Каменецкого райисполкома Андрея Писарика этот злосчастный бункер — головная боль из–за любителей в него залезать. Местные власти, прокуратура отправляли запросы в Министерство обороны. Там ответили, что не претендуют на бункер. Мол, делайте с ним что хотите.

Сейчас идет демонтаж одного из зданий, расположенного на территории бывшего военного городка, недалеко от бункера. Из районного бюджета на работы затрачено 60 миллионов рублей. Весь строительный мусор будет отправлен в бункер.

Но остановит ли разбитый кирпич нелегальных заготовителей? Сомневаюсь. Да и засыпать трехэтажный проем кирпичом одного здания невозможно. Маловато будет. Звучала и такая идея: заложить в бункер килограммов 12 тротила и взорвать...

Может, и правда? Фермеры отказались выращивать под землей грибы. Для холодильников бункер не пригоден — там теплее, чем на поверхности. Музей истории «холодной войны» тоже поздно делать — одни стены остались.

А может, через лет десять–двадцать найдутся желающие обустроить в бетонном подземелье площадку для игры в пейнтбол, кинотеатр или гостиницу для туристов, приезжающих в Беловежскую пущу? Надо взвесить и просчитать все варианты...

 

 

Кстати

 

В крымском городке Балаклава бывший подземный завод по ремонту подводных лодок превратили в музейный комплекс. В московском бункере на Таганке организуют экскурсии, выставки, презентации. В Швейцарии один из бункеров перестроили в гостиницу «под бетонным небом», еще один — в гигантский сейф для хранения произведений искусства и важных документов. В Швеции устроили в подземном бункере тюрьму. А жители Германии, которые в бункерах устраивали дискотеки, хранили овощи, водили туда экскурсии, сейчас покупают бетонные сооружения и переделывают их в жилые особняки.

 

Фото автора

 

Продолжение темы по ссылке: В Каменецком районе 45 лет назад начали строить секретный бункер (60 фото)

 

Тишина в эфире