top.mail.ru

Вход на сайт

СОЛНЦЕ СВЕТИТ ДЛЯ ВСЕХ

                                    Древняя мудрость


Брест: расписание движения транспорта Афиша Бреста на TOMIN.BY Автокинотеатр «Рандеву»
27
Янв 2015

 

Александр МИТЮКОВ, «Беларусь Сегодня»

Не знаю, как в других городах, а в Бресте тех, кто ловит в общественном транспорте безбилетников, называют контрой. В интернет–сообществах даже созданы группы, где пользователи сообщают о местах проверок. Так что особо продвинутые, увидев в айфоне сигнал вроде «контра на Ленина», могут выйти на одну остановку раньше, чтобы не пробивать талончик.

Но уж если профессиональный безбилетник все–таки попадется в руки контролеров, без боя он вряд ли сдастся. На работника «Брестгортранса» могут обрушиться брань и даже кулаки. «Штрафников», увы, становится все больше. За прошлый год без малого 25 тысяч, хотя годом раньше их было 19 тысяч. Дело тут явно не в финансовых трудностях, ведь цена вопроса менее 4 тысяч рублей за один талон.

Я решил посмотреть на проблему, что называется, изнутри, напросившись в «бригаду» контролеров на несколько часов.

 

 

49 контролеров Бреста в полном составе работают с 6 утра до 23.00. Плюс одна бригада в ночную смену до последнего маршрута. В основном представительницы слабого пола. Несколько часов при любой погоде. Сравнить можно разве что с караульной службой в армии. Там тоже нет привязки к метеосводке. Заступил на пост — стой. И радуйся, если это теплый майский день. Мне не повезло. На вечернюю проверку вместе с контрольно–ревизорской службой я выехал в зимний вечер. На улице плюс–минус ноль, сильный ветер, снег с дождем, от которого не спасают ни теплая шапка, ни капюшон. Остановка открытая, так что спрятаться некуда, да и автобусы с троллейбусами идут один за другим. Даже после часа пик они не пустуют. При этом безбилетники встречаются с завидной периодичностью.

Первой на моих глазах высаживают пассажирку Оксану, лет 25. Она растерянно ищет проездной в куртке, затем в сумочке. Пожимает плечами, виновато оправдываясь: забыла дома. Ревизоры приглашают ее в микроавтобус, чтобы составить протокол. Штраф — 75 тысяч рублей. С собой у забывчивой девушки такой суммы не было. Ей выписали постановление и дали пять дней на оплату в любом отделении банка. Потом, правда, придется показать квиток в «Брестгортрансе», но если нет времени, можно отправить скан по электронной почте или сбросить факс. С Оксаной так на прощание и договорились. Без обид. Впрочем, начальник контрольно–ревизорской службы Юлия Хомич говорит, что такие нарушители, скорее, исключение:

Даже тихие и спокойные безбилетники на следующий день могут явиться к нам с жалобами. Мой рабочий день начинается с приема звонков от возмущенных пассажиров, и потом телефон не умолкает до вечера. Претензии в основном не из–за штрафа, а к самим контролерам, которые якобы непочтительно вели себя с пассажиром. Как при этом разговаривают сами штрафники, уже не суть важно. Один такой позвонил и говорит: я вашему сотруднику в церкви свечку за упокой поставил... Скандалят по телефону, в моем кабинете, пишут жалобы руководству. Раз в месяц, как правило, идет судебный процесс. Мы не проиграли еще ни одного.

Бывает, конечно, сдают нервы и у самих ревизоров, но каждый сигнал в их адрес тщательно разбирается. Если выходит, что контролер был не прав, он получает выговор. А это минус премия. При максимальной зарплате 7 миллионов рублей — наказание существенное. 

Следующий автобус задержался на остановке чуть дольше обычного. В салоне — разговор на повышенных тонах. Две девушки наотрез отказываются показывать талончики и выходить на улицу. Пришлось вызывать наряд милиции, который, впрочем, угомонить разбушевавшихся барышень не смог. Нехотя они вышли на улицу, где спектакль продолжился. Поочередно набрасывались на контролеров, якобы невежливо с ними разговаривавших, милиционеров, которые не представили им свои документы, и на меня, не имевшего, по их мнению, права фотографировать на улице без специального разрешения. Вразумить безбилетниц было невозможно, ибо все логичные доводы с цитатами всевозможных выдержек из законодательства и нормативных документов разбивались о крики возмущения. Через несколько часов они все–таки заплатили штраф, только уже в райотделе милиции. Контролер–ревизор Алексей Копацкевич отмечает, что зачастую именно представительницы прекрасного пола в таких ситуациях ведут себя крайне агрессивно:

Недавно пассажирка лет 60 с дважды пробитым билетом отказывалась выходить из троллейбуса. Пришлось вызывать милицию. Выйдя, она вдруг набросилась на меня и... укусила за палец! Боль была жуткая. След потом еще долго не сходил. А буквально сегодня на мою коллегу еще одна безбилетница набросилась с зонтиком и избила ее. Вообще, подобное часто случается. У меня только за этот месяц четыре куртки порвали.

В основном, конечно, конфликт, плавно переходящий в рукоприкладство, создают пассажиры или во хмелю, или под действием бодрящих веществ, которые в магазине не купишь. Но есть и профессиональные скандалисты. Юлия Хомич вводит в курс дела:

Наши сотрудники нередко сталкиваются с провокациями. Недавно молодой человек достал из сумки старый потрескавшийся планшет со словами: мол, не отпустите — я брошу его на землю и скажу, что это сделали вы...

Впрочем, злостным нарушителем можно назвать не каждого. В одном из автобусов, например, нетрезвый молодой человек, видимо, от скуки, умудрился вложить свой пробитый талончик в щель между окном и обшивкой. Пришлось изрядно повозиться, чтобы его достать. Иной раз пассажир выбрасывает билет сразу при выходе, еще до того, как его взял за руку контролер. Часто бывает и так, что у водителя нет сдачи на крупную сумму или контроль входит в тот момент, когда передавший на проезд деньги из конца салона еще не получил свой билет. С каждым таким случаем приходится разбираться отдельно. Но ревизоры все–таки настаивают: чтобы не было конфликтов, на посадку нужно идти подготовленными, купив талончик заранее. И, конечно, не забывать пробить его компостером.

 

Справка «СБ»

В 2014 году в Бресте были задержаны 24.560 пассажиров без проездных документов. Это почти на четверть больше, чем в 2013 году. Сумма штрафов составила 1 миллиард 56 миллионов рублей. В среднем в месяц работники контрольно–ревизорской службы «Брестгортранса» выявляют от полутора до двух тысяч безбилетников, однако оплачивает штрафы примерно половина нарушителей. С остальных даже судебные исполнители не могут взыскать деньги по различным причинам. В основном из–за того, что безбилетники нигде не работают. К примеру, из 8 задержанных пассажиров в декабре прошлого года, не оплативших проезд, работал только один.

В прошлом году состоялось около 10 судебных процессов, в которых пассажиры оспаривали действия контролеров.


1 1 1 1 1 Rating 5.00 (3 Votes)

Добавить комментарий

Комментарии, содержащие оскорбления, угрозы и нецензурные выражения, удаляются без объяснения. Портал оставляет за собой право не публиковать комментарии, несущие вред его репутации.
Ответственность за содержание конкретного комментария несет написавший его пользователь (п.12 Указа Президента Республики Беларусь № 60 от 01.02.2010 г.).

Защитный код
Обновить

Рейтинг рубрики за неделю