Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста

 

 
08
нояб 2015

Ежи Хоффман: природа для меня – сейчас самая прекрасная сцена

Легенда мирового кино Ежи Хоффман. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

Тамара ТИБОРОВСКАЯTOMIN.BY

В Бресте побывал известный польский режиссер Ежи Хоффман. TOMIN.BY уже рассказывал о том, какая уникальная возможность выпала брестским любителям кинематографа 6 ноября 2015 года. В кинотеатре «Беларусь» в рамках акции «Брест - культурная столица Беларуси-2015» прошла творческая встреча с легендой мирового кино и была представлена ремастеринг-версия исторического фильма "Потоп".

73-летний автор культовых фильмов "Знахарь", Потоп", "Огнем и мечом" и многих других ответил на многочисленные вопросы своих поклонников и журналистов. И получился вот такой рассказ о его жизни, творчестве, его любимых Мазурах и истинных человеческих ценностях.

 

 

Польский режиссер Ежи Хоффман в Бресте: встреча со зрителями и презентация ремастеринг-версии фильма "Потоп". Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

О человеческих качествах

Сказать про себя, что я дурак – это неправда. Но первым, чем я всегда руководствовался – это были чувства. Если я занимаюсь историческими фильмами, то это фильмы не об исторических фактах. Они о людях. О тех качествах человека, которые бессмертны, которые ему присущи независимо от костюмов и эпохи. Любовь, ненависть, ревность, жажда власти - это те чувства, которые движут и человеком, и человечеством. И никому не интересно, где были бы все короли Ричарды, если бы Шекспир не увековечил их невероятные чувства. И потому Шекспир бессмертен.

Я приемлю все качества человека, кроме добровольного сукин-сынства. Не знаю, как бы себя повел, если бы мне вырывали ногти или пытали. Не знаю, кого бы я выдал, предал... Не знаю. Но если кто-то сволочь по доброй, непринужденной воле, то этого я не прощу.

 

 

О Чарли Чаплине и «Знахаре»

Я не пытаюсь сравнивать то, что я творю с Шекспиром, но скажу вам, что идеалом художника для меня был и остается Чарли Чаплин. Критики создали теорию, что есть кино авторское, художественное и коммерческое. Если зритель ходит на фильмы – это коммерческое, если не хочет их смотреть, то это высокохудожественное. Чарли Чаплина – смотрели все. И интеллектуалы, и так называемые кухарки. Одни и другие смеялись, одни и другие плакали, потому что он был неимоверно человечным.

В обыкновенной мелодраме «Знахарь» мне это удалось сделать, поэтому фильм любят везде. Его тайна в том, что мастерство актёра и его внутреннее благородство заставляет людей сопереживать. Как бы ни был человек порочен, он во время просмотра фильма хоть на 5-10 минут становится лучше и чище. Потому «Знахарь» многие десятилетия не сходит с экранов всего мира.

 

О ремастеринг-версии фильма "Потоп"

Кадр из фильма «Потоп» польского режиссера Ежи Хоффмана. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

Фильм «Потоп» – это самый крупный фильм в моей жизни. Пятичасовой фильм снят в 1974 году. Декорации для ленты были изготовлены на «Беларусьфильме».

Несколько лет назад "Потоп" был оцифрован в Голливуде и стал трехчасовым, еще более динамичным и интересным.

«Потоп» был снят в то время, когда никто не знал компьютерной графики. Новая версия сделана под сегодняшнего подготовленного зрителя, воспитанного на видеоклипе и компьютере.

Сегодня поменялись абсолютно все условия съемок. Раньше, если фильм проходил цензуру, то государство было меценатом и давало деньги на кино. Но были два рода денег: наши деньги и валюта. За наши деньги были декорации, актеры, массовки, костюмы, а за валюту – пленка, камеры, объективы.

Половину фильма «Потоп» мы сняли одним объективом и одной камерой. Потому так долго снимался фильм – 500 дней. (Во время съемок Хоффманн отметил свое 40-летие. - Прим. Т.Т.)

Сейчас проблем нет с этим: потому что наша валюта меняема. Но государства может только доплатить, а продюсеру и режиссеру нужно искать средства на съемки.

 

Польский режиссер Ежи Хоффман и кинодраматург Роберт Святополк-Мирский. Польский режиссер Ежи Хоффман и кинодраматург Роберт Святополк-Мирский. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

О любимых фильмах

К съемкам каждого своего кинофильма я приступал, как будто он первый и последний. Но, конечно, были разные обстоятельства. Во время работы над лентой «Пан Володыевский» были обыски, допросы, другие неприятные вещи. Армия, которая должна была штурмовать Каменец-Подольский, неожиданно исчезла и оказалась в Чехословакии (Пражская весна 1968 год. - Прим. Т.Т.).

«Огнем и мечом» не могли снять 11 лет. Сначала из-за цензуры, а потом из-за недостатка денег. Чтобы взять кредит, мы с моим другом и сопродюсером Ежи Михалюком заложили в банке все свое имущество под залог. Я - квартиру и свой дом на Мазурских озерах. Но все-таки он был снят.

Со «Знахарем», связаны невероятно близкие отношения с группой, с актерами. Когда мы кончили запись музыки, осталось  положить ее на смонтированный фильм.

После завершения работы над фильмом «Знахарь» в городе Лодзь мы с актерами долго искали что-то выпить. Но нигде ничего не было. В парке нашли кабачок и спиртное, чтобы отметить это событие. Утром поздно проснулись в гостинице. Не работает радио и телевидение. Хмурые, бледные люди на улицах. Консьержка пролепетала: «Война». Оказалось, в Польше ввели военное положение. Вот так жизнь переплетается.

 

Легенда мирового кино Ежи Хоффман. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

Об учителях во ВГИКе и однокурсниках

Я учился во ВГИКе в хороший для вуза период. Учили нас, в том числе и сосланные туда за космополитизм профессора из академии художеств. Рядом были студии Герасимова. Со мной учились знаменитые, но слишком рано умершие из жизни литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс («Никто не хотел умирать», 1966 год. - Прим. Т.Т.) и Евгений Карелов (автор сюжетов киножурнала «Фитиль». - Прим.Т.Т.).

 

О творчестве Сергея Бондарчука

Как перед актером я перед ним преклоняюсь за его роль в фильме «Судьба человека». По фильму «Война и мир» можно провести дискуссию. Но это был очень крупный художник. И я с гордостью недавно принял медаль его имени, которую мне  вручил его сын. Мы не учились вместе. Но знали друг друга как коллеги. 

 

Об актерах-непрофессионалах

Польский режиссер Ежи Хоффман в Бресте. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

Непрофессиональный актер, но человек, одаренный талантом, может сыграть в современном фильме. И лучше, если он будет играть себя самого. Например, в моей ленте «Ганстеры и филантропы» на роль помощника главаря банды был взят с улицы настоящий шеф хулиганской банды. Прекрасно сыграл. Потом сыграл еще в нескольких моих фильмах.

В исторических фильмах, где требуется уметь носить костюм, без пафоса сказать фразу, нужно актерское мастерство. Хотя  талант, есть талант. Если Господь Бог дотронулся до кого-то, то этот талант проявляется. И он есть. И это касается актерства.

 

О музыке в фильмах и ее авторах

Я не родился с так называемым абсолютным слухом. Но у меня есть абсолютное чувство ритма. Это разные вещи. Я когда пою, знаю, что я фальшивлю.

Композиторов выбираю сам. Если нахожу в их творчестве то, что мне подходит. И потом с этим композитором остаюсь на несколько фильмов. Иногда  под снятую сцену подкладываю уже существующую музыку, которая мне подходит эмоционально, и говорю композитору: «Вот чего я от тебя ожидаю».

 

Польский режиссер Ежи Хоффман и кинодраматург Роберт Святополк-Мирский. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

О перспективе создания фильма в Бресте

Я всегда говорю актерам, что между хотением и возможностью огромное расстояние. Я свои большие фильмы уже отснял. Нечего притворяться. Надо уметь вовремя сойти с ринга, пока не получил нокдаун.

Зачем мне лежать, если могу уйти с поднятой головой. Но если мне попадется текст, от которого я загорюсь, текст о больших человеческих чувствах… Быть может я еще раз выйду на съемочную площадку. Но уже не на большой тотальный фильм. Потому что и вудка не та, и следь не та, и не та аура.

 

О сериалах

Я не смотрю сериалов вообще. Что касается фильмов, то уже года два я ничего российского не видел. Сейчас попытаюсь это наверстать.

 

О кинокритиках

Если критик, знает хорошо свою профессию, если он достаточно образован, если он чувствует искусство, тогда его критика меня всегда интересует. Если это неудачник, который пытается написать, как бы он снял этот фильм, это мне не интересно.

Критиком фильмов, которые я снимаю,  является мой зритель. Вот и все.

 

О присвоении Нобелевской премии Светлане Алексиевич

Не было еще такого случая, чтобы всем нравилось одно и то же. И всегда, когда присуждаются премии, которые что-то значат, а Нобелевская  значит очень много, то всегда будут не согласные.

Я не признаю премий и их не критикую. Скажу больше. Жизнь научила меня одному: нельзя мне сказать это хорошо, а это плохо. Я на это не имею права, слишком долго такие как Жданов - не знаю, говорит ли эта фамилия что-то молодым - учили нас, что такое хорошо и что такое плохо. Я могу сказать: нравится ли мне это или не нравится.

С творчеством Алексиевич слишком мало знаком. Поэтому не хочу говорить о том, чего не знаю. Это не моя специальность.

 

О пользе книг и фильмов

 

За этим обращайтесь к теоретикам. Я никогда ничем теоретически не занимался. Если занимался сексом, так на практике, а не в теории. И в других вещах тоже.

В книге преимущество в том, что я могу вернуться, прочитать еще раз. Так и в спектакле, можно и в сотой постановке что-то изменить. А в фильме этого нет: что уже снято, то снято. В нем можно лишь что-то выбросить и смонтировать, но уже ничего нельзя изменить.

 

Об «Оскаре» для Хоффмана

Польский режиссер Ежи Хоффман в Бресте. Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ

 

Кино снимают не только головой. В кино против тебя может быть все: натура, погода, организация, коллектив, с которым ты работаешь. Есть ряд других вещей. Я уже свой апогей имею за собой. И не буду притворяться. На скалы я лезть не буду.

 

О Валентине

Супруга Валентина была киевлянкой. Она сыграла в моей жизни очень большую роль во всех отношениях. У нее было звериное чувство на людей. Она могла разглядеть всякую падлу. Невероятно быстро раскусывала, кто есть кто.  У нее было невероятное чувство и на актеров.

Валя открыла такого киноактера, как Даниэль Ольбрыхский, который снялся сначала у Анджея Вайды, а затем во всех фильмах моей трилогии и других.

Она нашла актрису Ванду Завадскую, сыгравшую Басю в фильме «Пан Володыевский».

Кроме того, это была невероятно красивая женщина.

 

Как оказался в Сибири

Как оказался? В 40-м. Вас учили многие годы, что Вторая мировая война началась с нападения Германии на Советский Союз в 1941 году. Война началась в 1939-м, после подписания пакта Риббентроп-Молотов, где тогда союзные страны СССР и бывшая гитлеровская Германия сообща ликвидировали Польшу.

Красная армия вошла 17 сентября, на 17-й день войны. Мы жили на словацкой, а тогда уже немецкой границе, и бежали на Восток Польши, потому что надеялись на изменения. В наш город Тернополь, который сейчас на Украине, 17 числа вошла рабоче-крестьянская армия. И нас оттуда вывезли. Дед лежит в Новосибирской области, бабушка - в Алтайском крае, а отец прошел фронт. И мы вернулись домой.

 

О русофобии и везучести

Пережить все пять лет Сибири помогли люди, которые были рядом. Именно потому у меня нет русофобии. Хотя меня часто спрашивают: «Как после 5 лет Сибири я поехал учиться в Москву?»

В этом есть один парадокс. Я не знаю, как это точно сказать по-русски. В польском языке есть слово «фарт». Есть человек везучий и не везучий. Поднимая тост, говорят: «Я не желаю вам денег, потому что  на «Титанике» все были богаты. Я не желаю вам здоровья, потому что на «Титанике» все были здоровы. Я желаю вам везучести и везения».

Я был несколько раз неимоверно везучим. Парадокс в том, что если бы меня не вывезли в Сибирь, я бы не сидел перед вами.

Надо быть везучим, чего и вам желаю.

 

О Мазурах

В театры я сейчас хожу мало. Больше времени провожу на Мазурах, где мой дом, где время бежит медленней. И таким образом, я продлеваю свою жизнь. Где озеро меняется 15 раз в день, в зависимости от того какие облака, какие тучи, где солнце, где слышны птицы. Где зона тишины, где нельзя плавать моторным лодкам.

В этой природе я с теми людьми, с которыми хочу встречаться, а не с которыми обязан встречаться. Они приезжают со мной выпить, закусить, поиграть в бридж,  провести дискуссию, прочитать фрагменты своих произведений, что-то посмотреть снятое или обсудить проект. Но в основном я на природе. И природа для меня – самая прекрасная сцена.

 

Польский режиссер Ежи Хоффман в Бресте: встреча со зрителями и презентация ремастеринг-версии фильма "Потоп". Фото Тамары ТИБОРОВСКОЙ