НОВОСТИ БРЕСТА, РЕГИОНА, БЕЛАРУСИ

                              Справочная информация

izdatelstvo 01

granica Брест: расписание движения транспорта Афиша ДК профсоюзов в Бресте

 

 
 
 
02
апр 2019

 

TOMIN.BY 

Проект «Школа мам»

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме, который был установлен в 2007 году Генеральной Ассамблеей ООН. О причинах, симптомах и лечении аутизма у детей TOMIN.BY рассказала главный внештатный специалист по детской психиатрии главного управления по здравоохранению Татьяна Кузьмицкая.

 

Роль ранней диагностики аутизма 

- Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе: 70% - никогда не найдут друзей, около 60% не научатся читать и писать, 95% - не женятся и не выйдут замуж, только 25-30% больных аутизмом смогут устроиться когда-нибудь на работу, - отмечает Татьяна Кузмицкая.

При ранней диагностике и своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. Ведь наибольшая проблема, с которой сталкиваются родители этих детей – это социальное неприятие.

Ребенка, даже со слабыми отклонениями, сложно устроить в детский сад, с трудом берут таких детей в общеобразовательные школы. В большинстве случаев, если ребенка и удается «устроить» в массовую школу, то для семьи рано или поздно начинается «марафон выживания» в условиях отвергания ребенка-чудака, необычного и странного, как сверстниками и их родителями, так и отдельными педагогами.

В итоге чаша весов склоняется в сторону перевода его на домашнее обучение. Что проще – изолировать или научиться понимать и помогать?

 

Причины детского аутизма 

Причины появления аутизма весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания или проявлением текущего болезненного процесса.

Аутизм – это вынужденная самоизоляция в условиях непонятного и пугающего внешнего мира. Это игнорирование (псевдоглухота, псевдослепота), избегание или отвержение мира, связанное со средой, когда окружающее становится постоянным источником неприятных чувственных впечатлений и эмоционального дискомфорта.

Ребёнок забирается в аутизм, как улитка в раковину, где ему гораздо спокойней и приятней. Но за аутистическим барьером он одновременно оказывается лишённым и необходимого для своего психического развития потока сенсорной, познавательной и эмоциональной информации.

 

Симптомы аутизма

Детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает всю психику ребенка. Такие дети любым способом избегают общения с людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят.

Как правило, вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего для общения с другими людьми такие дети словами не пользуются. В их манере говорить отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице. Если речь развивается, то это – монологи, может быть «магнитофонное» проговаривание слов, фраз, не соответствующее ситуации, «попугайная» речь, сочинение замысловатых слов, вычурные интонации. Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой интерес ко всяким механическим и неигровым предметам, необыкновенная ловкость в обращении с ними. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное равнодушие.

Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают пассивно-оборонительную позицию.

Многие страдают тяжелым нарушением процесса приема пищи, иногда они вообще отказываются есть. Они крайне ранимы. Не переносят раздражители, интенсивность которых вполне приемлема для ребёнка с нормальным развитием. С их повышенной чувствительностью связано отсутствие зрительного контакта (когда ребёнок смотрит куда-угодно, только не в глаза, иногда «сквозь» - отрешённо). Т.к. лицо человека, особенно взгляд, является наиболее сильным раздражителем среды.

Обычные окружающие предметы, явления и некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Признаки сильного страха у этих детей часто кажутся необъяснимыми. Если все же попытаться понять происходящее, то окажется, что нередко чувство страха возникает в результате навязчивой идеи.

Например, дети иногда бывают одержимы идеей, что все вещи должны располагаться строго упорядоченно по отношению друг к другу, что все в комнате должно иметь свое определенное место и если вдруг не находят этого, начинают испытывать сильнейшее чувство страха.

Новая одежда, новый маршрут, даже новая игрушка могут вызвать панику с визгом, криками, агрессией и самоагрессией, когда он бьет и кусает мать или тяжело травмирует себя. У аутичных детей встречаются и необычные пристрастия, фантазии, влечения, которые как бы полностью захватывают ребенка: их нельзя отвлечь, увести от этих действий. Диапазон их очень широк. Одни дети раскачиваются, перебирают пальцами, теребят веревочку, рвут бумагу, бегают по кругу или от стены к стене.

Другие проявляют необычные пристрастия к схемам движения транспорта, планом улиц, электропроводки и т.д.

У некоторых имеются фантастические идеи перевоплощения в животное или сказочный персонаж.

Часть детей стремиться к странным, неприятным на обычный взгляд действиям: залезают в подвалы, на помойки, постоянно рисуют жестокие сцены (казней), проявляют агрессивность в действиях. Искаженность развития у аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании опережающих возрастные нормы односторонних способностей (математических, конструктивных и др.) и интересов с несостоятельностью и беспомощностью в практической жизни, в усвоении обыденных навыков.

Обращает на себя внимание однообразный и односторонний характер развития способностей и увлечений этих детей: любят перечитывать одни и те же книги, коллекционировать однообразные предметы. Их увлечения и интересы односторонни и оторваны от действительности (сочинение бессмысленных стихов, “чтение” книг на непонятном языке, не «по возрасту» интерес к математике, языкам, шахматам, музыке), они не играют со сверстниками в сюжетные игры.

Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:

  • не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза";
  • не откликается на имя при сохранном слухе;
  • обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к своему интересу);
  • не обращается за помощью;
  • долго и монотонно играет с предметами, которые не являются игрушками;
  • не пользуется указательным жестом;
  • не пытается чем-то поделиться;
  • использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.

Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому врачу-психиатру.

 

Лечение аутизма

Характерно, что в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям, необходим комплексный подход. Роль врача-психиатра важна в лечебно-диагностическом аспекте, а в коррекции аутизма ведущая роль принадлежит психологам и дефектологам.

Коррекция длится на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.

- Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. Не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления от болезни. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, — это вера в успех, терпение, целеустремленность и, самое главное, любовь к своему ребенку, - советует врач.